Виды мышления.

Различают разные виды мысли в зависимости от уровня обобщения: наглядное и отвлеченное (теоретическое). Теоретическое (словесно-логическое, абстрактное) мышление раскрывает закономерности познаваемого предмета. Это высший ур-нь мышления (в онтогенезе и истории). Это мышление оперирует абстрактными понятиями, логическими конструкциями.

Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования св-в объектов. Непосредственно связано с действием. У ребенка образует первую ступень развития мышления. Наглядно-образное мышление связано с представлением явлений и изменений в них. Когда наглядно-образное мышление устанавливает непривычные, невероятные связи между предметами, оно совпадает по своему содержанию с воображением.

Наглядные формы мышления и понятийное мышление не противопоставляются др. др. Во всякое мышление вкл-ся наглядные чувственные образы; с др. стороны ч-к не м. мыслить лишь образами, без понятий.

С развитием теоретического мышления генетически более ранние формы (наглядные) не вытесняются, а поднимаются на более высокую ступень развития. Наглядные формы мышления современного взрослого ч-ка опосредованы и регулируются понятиями.

Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление выделяют по времени возникновения в онтогенезе.

Генетически исходной формой мышления является мышление синкретическое (первобытное), в котором разнородные представления связаны между собой в нерасчлененное целое. Свойственно детям (дошкольникам) и “примитивным” народам. Например, синкретизм выражается в суждении ребенка о том, что “Солнце не падает, потому что жарко”. По мнению Пиаже, причиной синкретизма является нерасчлененность различных типов связей – причинно-следственных, части и целого, атрибутивных (приписываемых).

Первобытное мышление функционирует внутри восприятия и оперирует нерасчлененными данными наглядной ситуации. Это мышление сковано непосредственно данным содержанием. Такое мышление не выделяет опосредованных существенных связей.

Логическое (аналитическое) мышление сравнивают с мышлением интуитивным. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего ч-ка.

Различают мышление конвергентное(сфокусировано на решении определенной проблемы) и дивергентное (одновременный поиск решений во многих направлениях, разнонаправленность мысли).

Различают творческое и критическое мышление. Творческое мышление приводит к принципиально новым решениям проблем и задач. Связано с дивергентным мышлением. Порождение новых идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов. Критическое мышление опирается на постоянный контроль и проверку возможных решений при планировании и исполнении работы. Требует критического отбора и оценки идей, не допускает их завышенной оценки.