Тема 16. Мышление.

Мышление – обобщенное и опосредованное отражение объективной действительности в существенных связях и отношениях.Мышление раскрывает связь единичного и общего. Мышление раскрывает законы действительности в отличие от восприятия, не раскрывающего общие закономерности, а отражающего единичные объекты. Восприятие приобретает св-во обобщенности благодаря включению в него мыслительной д-ти. В отличие от восприятия, мышление выполняет ф-ию планирования, поскольку позволяет предвосхитить решение задачи, которая появится только в будущем.

Следует отличать уровень понятийного мышления от уровня домыслительного познания (допонятийного).

1) На допонятийномур-не ср-вом формирования мысли явл-ся практическое действие. При этом практическое действие не программируется мыслью, регулирование носит образный характер. Сведения о св-вах ситуации добываются методом проб и ошибок, случайного поиска. Регуляция носит первосигнальный, сенсорно-перцептивный характер.

2) На уровне мыслительного познания регуляция носит речевой хар-р. понятийное мышление возникает как рез-т совместного труда и включенного в него общения на начальных этапах первобытного об-ва.

Специфическое содержание мышления составляют понятия, суждения и умозаключения. Главным признаком понятийного мышления является родо-видовая структура, в которой расчленены и соотнесены более частные и более общие компоненты.

Понятие – это опосредованное и обобщенное знание о предмете, раскрывающее его существенные объективные связи и отношения. Понятие обязательно имеет родо-видовую организацию.

Понятие следует отличать от представления. Представление образно-наглядно; выражает по преимуществу единичное. Понятие не наглядно, оно преодолевает ограниченность явления, выражает общее, раскрывая существенные стороны и их взаимосвязи. Представление – это образ, возникший в индивидуальном сознании, понятие – образование, опосредованное словом, продукт исторического развития.

В дошкольном возрасте еще нет понятийных обобщений (родо-видовая стр-ра), элементами суждения являются представления (“Лошадь – это живот, спина, хвост, четыре ноги”, “Вилка – это палочка и зубчики на ней”). Первоначальные понятийные обобщения появляются на границе школьного возраста (“Вилка – это посуда”, “Лошадь – это животное”).

В реальном же пр-се мышления понятия и представления даны в единстве. Понятие и представление выражают разные, но взаимосвязанные стороны действительности. Нельзя утверждать, что в понятийном мышлении отсутствуют образы. Взаимосвязь понятий и представлений явственно выступает в моменты затруднений, когда ч-к обращается к представлениям, чтобы на них непосредственно проследить мысль.

Умение словесно определять понятие не свидетельствует о его усвоении и возможности оперировать им. С др. стороны, можно относительно хорошо владеть понятием, но затрудняться его словесно определить.

Суждение – рез-т мыслительного пр-са, устанавливающий отношение субъекта к предмету его мысли. Суждение истинно или не истинно в зависимости от того, адекватно ли оно отражает свой объект. Суждение правдиво, если субъект убежден в истинности выдвигаемого положения, и ложно, если субъект убежден в его неистинности.

Ни одно суждение не является безусловной истиной. Поэтому возникает необходимость в рассуждении – работе мысли над суждением, направленной на проверку его истинности. Рассуждение является обоснованием, когда, исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность. Рассуждение является умозаключением, когда, исходя из посылок, оно раскрывает суждение, которое из них следует.

Генетически первичной формой мышления является суждение, элементами которого является представления, а вторичной – понятие. Аналогично этому у ребенка первоначально возникают фразы, а затем отдельные слова.

Если структурной единицей суждения является образ, то структурная единица мысли носит трехчленный характер: отображение соотносимых объектов (два компонента) и отображение отношения между ними (третий компонент). Речевой эквивалент мысли аналогично состоит из трех компонентов – двух предметных эквивалентов (подлежащее и сказуемое) и эквивалента их связывания или соотнесения (связка, которая может присутствовать также в скрытой форме). Т.о. мысль отражает не изолированные объекты, а отношения предметов.

Содержание представления м.б. выражено одним словом, а содержание понятия раскрывается лишь в суждении (“окружность есть геометрическое место точек, равноудаленных от центра”).

Образ также как и мысль обладает обобщенностью, но это разные обобщения. В образе отражаемое отношение между предметами неотделимо от ситуации в целом. Обобщенность же мысли заключается в том, что мысль отражает отношение между объектами независимо от того, видоизменяются ли сами объекты; существующее между ними отношение сохр-ся как неизменное.

Умозаключение – новое знание, добытое опосредованно из знаний, содержащихся в посылках, без обращения к непосредственному опыту. Из исходного положения выводится новое положение, которое не дано в первом.

Специфическая хар-ка мышления – понимание (понятность мысли). Заключается в возможности выражения одной и той же мысли разными способами (логическими и грамматическими ср-ми). Субъект и предикат суждения могут меняться местами, но смысл (отношение между ними) сохр-ся – Солнце освещает Землю, Земля освещается Солнцем, Землю освещает Солнце. Чем больше понимания данного отношения, тем большим числом сп-бов оно м.б. выражено.

 

Мышление и речь.

Мышление всегда связано с речью и мышления без речи быть не может. Доказательством являются эксперименты Соколова, в которых у всех испытуемых отмечалась речедвигательная импульсация не только в пр-се вербально-понятийного мышления, но и наглядного. У глухонемых, владеющих жестовой и дактильной речью, мышление также осущ-ся в связи с языком. На мускулы их пальцев были помещены электроды, чтобы измерить их движения, когда эти люди думают. Задачи на абстрактное мышление вызывали такие движения в руке у 84% испытуемых (у слышащих – 31%).

Но отождествлять мышление с речью нельзя, т.к. мышление содержит помимо речевой, также неречевую фазу действия (взаимодействие первой и второй сигнальных систем, накопление сенсорной информации). Опыты Соколова с речевыми помехами, когда испытуемые должны были принудительно осуществлять проговаривание постороннего материала при одновременном выполнении мыслительных заданий. У испытуемых возникали мыслительные затруднения – они воспринимали лишь отдельные слова, но не понимали смысл фразы. Следовательно, мыслительный пр-с включает в себя как речевые, так и предметные компоненты. При затруднениях в понимнии смысла фразы нарушалось запоминание не только словесного, но и образного материала.