Св-ва восприятия.

Предметность. Возникающий в пр-се восприятия образ всегда относится к определенному предмету.

Целостность. Целостность восприятия связана с соотношением разных частей к целому. Целостность означает: а) влияние целого на восприятие частей, б) объединение частей в целое.

а) Один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимается по-разному (восприятие двойственных изображений). Один и тот же средний желто-зеленый кружок видится как зеленый, если он воспр-ся в окружении сине-зеленых кружков, и как желтый, если он воспр-ся в стр-ре из желтых кружков.

б) Если заменить отдельные элементы, но сохранить отношения между ними, то общая стр-ра образа остается неизменной (одна мелодия на разных инструментах).

в) Сохранение интегральной структуры при выпадении ее частей. Например, восприятие человеческого лица остается целостным, даже если штрихами воспроизводится несколько его точек.

Восприятие не является механической суммой ощущений. Это сложное целое, качественно отличное от элементарных ощущений, входящих в его состав. В восприятие входит и прошлый опыт, и мышление, и эмоции. В составе восприятия входящие в него ощущения постоянно взаимодействуют друг с другом. Например, цвет воздействует на видимую величину предмета: белые предметы кажутся больше, чем равные им черные предметы.

Факторы группировки элементов в целостную структуру (гештальт-психология):

1) фактор близости. При прочих равных условиях в целостную структуру объединяются элементы по признаку наименьшего расстояния между ними.

2) фактор замкнутости. В единую перцептивную структуру объединяются элементы, в совокупности составляющие замкнутый контур или замкнутую трехмерную поверхность.

3) фактор хорошей формы. Объединяются элементы, образующие фигуры (тела), обладающие св-вом симметричности, периодичности, ритма (круг, прямая линия).

4) фактор коллективного движения. Объединяются в группу элементы, совершающие совместное перемещение (стая птиц, эскадрилья самолетов).

5) фактор однородности. Объединяются элементы с общими пространственными или модальными характеристиками – одной формы, одного цвета.

Структурность. Восприятие структурно – восприятие целого определяется восприятием соотношения основных частей. Например, мы можем не заметить пропуск или искажение какой-то буквы в слове, т.к. при чтении руководствуемся общей структурой слова в целом. Одна и та же мелодия может быть сыграна на разных инструментах, дающих звуки различного тембра и высоты. Но если соотношение между звуками остается прежним, будет воспринята та же самая мелодия.

Константность восприятия. Это относительное постоянство величины, формы и цвета предметов при изменяющихся условиях их восприятия. Если воспринимаемый на расстоянии предмет удален от нас, то его изображение на сетчатке является уменьшенным. Но в восприятии образ этого предмета сохраняет свойственную ему постоянную величину. Круглая тарелка при изменении угла зрения будет отражена на сетчатке как эллипс, но по-прежнему будет восприниматься как круглая. То же касается цвето- и светоощущения.

Осмысленность восприятия. Мы воспринимаем не отдельные св-ва окружающего мира, а предметы, имеющие определенное значение. Значение предмета связано с его употреблением. Осмысленность восприятия означает включенность в него помимо ощущений мышления (анализ, синтез, сравнение, отвлечение, обобщение), осознания. Например, очень трудно воспроизвести звуки речи людей, говорящих на незнакомом языке, т.к. непонимание значения слов мешает дифференцировать звуковую массу в нечто членораздельное. В случаях зрительной или слуховой асимволики больной воспринимает чувственные св-ва вещей, но они утрачивают для него значение. Он не узнает и не понимает того, что видит или слышит, не знает названия воспринимаемых предметов и не в состоянии ими пользоваться.

Обобщенность восприятия. Отображаемый объект воспринимается в качестве представителя целого класса объектов, однородных с данным по каким-либо признакам.

Апперцепция. В восприятии отражается вся жизнь личности – ее установки, интересы, общая направленность, прошлый опыт.

Классификация восприятий. По ведущему анализатору выделяют зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые ощущения. Восприятие осуществляется рядом взаимодействующих анализаторов. Во всех видах восприятия участвуют двигательные ощущения: движения руки, ощупывающей предмет, движения глаза по контуру предмета, движения гортани, воспроизводящей слышимый звук.

В соответствии с формами существования материи различают восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства. Включает восприятие расстояния, на котором предметы расположены от нас, направления, в котором они находятся, величины и формы предметов. В основе восприятия пространства лежат измерительные движения глазных мышц.

В восприятии расстояния принимает участие раздражение не вполне соответствующих точек на сетчатке глаз, конвергенция и аккомодация. Аккомодация– изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны. При взгляде на близко расположенные предметы хрусталик становится более выпуклым. Конвергенция – сведение зрительных осей на фиксируемом предмете. Индикатором расстояния является угол конвергенции. Чем ближе предмет, тем больше угол.

Направление определяется местом отображения объекта на сетчатке глаза и положением тела, головы и глаз по отношению к окружающим объектам. Вертикальное положение тела по отношению к горизонтальной плоскости земли является исходным моментом для определения направления, в котором ч-к располагает окружающие его предметы. Восприятие направления звука осуществляется благодаря бинауральному слуху – разность во времени поступления сигналов в кору головного мозга от обоих ушей.

Восприятие формы. Осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестезического анализаторов. Наиболее информативный признак при ознакомлении с формой – контур, разделяющий фигуру и фон.

Восприятие движения. Это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Особую роль в восприятии движения играют зрительный и кинестезический анализаторы. Ч-к может получать сведения о движении объектов двумя путями: непосредственно и на основе умозаключения. Движение воспринимается непосредственно, если движущийся объект за единицу времени проходит расстояние не меньше, чем могут различить глаза при данной остроте зрения и дистанции наблюдения. В втором случае воспринимается не движение, а его результат (умозаключение о движении минутной и часовой стрелок в часах).

Информация о движении может быть получена при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз. Когда глаз относительно неподвижен, движущийся объект вызывает на сетчатке перемещающиеся изображения. При этом изображение объекта все время изменяется. При прослеживании взором за движущимся объектом изображение объекта остается относительно неподвижным на сетчатке.

Различают движения действительные и кажущиеся. Примером кажущегося движения является стробоскопический эффект (слияние изображений, когда пауза между ними 0, 03 сек). На этом эффекте построено восприятие движения на кинематографической ленте. Восприятие движения возможно и с помощью слухового анализатора – при приближении к источнику звука его громкость усиливается.

Восприятие времени. Восприятие времени есть отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Ощущение времени обусловлено органическими ощущениями и связано с ритмичностью основных процессов – пульса, дыхания. У больных с анестезией внутренних органов утрачена или снижена непосредственная оценка времени. Значительную роль в ощущении времени играют необратимые химические пр-сы в н.с. Оценка длительности коротких временных интервалов зависти также от внутренней температуры тела. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения.

Закон заполненного временного отрезка: чем больше время заполнено деятельностью, событиями, тем меньше кажется его длительность; чем оно беднее событиями, тем более длительным оно кажется (“Долог день до вечера, коли делать нечего”). При воспоминании прошедших событий закон действует противоположным образом: чем отрезок был богаче событиями, тем более длительным он предстает в воспоминаниях; чем более он был пустым, тем короче видится в воспоминаниях. В отношении будущего закономерность действует следующим образом: время ожидания желательного события удлиняется, нежелательного – сокращается, течет быстро. Закон эмоционально детерминированной оценки времени: время, заполненное событиями с положительным эмоциональным знаком, сокращается в переживании, а заполненное событиями с отрицательным эмоциональным знаком в переживании удлиняется.