Пассив предприятия
В пассиве баланса отражаются решения компании по выбору источника финансирования. Для целей финансового менеджмента необходимо выделить следующие группы статей пассива:
а) краткосрочные обязательства – обязательства, которые покрываются оборотными активами или погашаются в результате образования новых краткосрочных обязательств. Краткосрочные обязательства погашаются обычно в течении непродолжительного периода ( не более 1 года)
б) долгосрочные обязательства – обязательства которые должны быть погашены в течении срока превышающего 1 год. Основными видами долгосрочных обязанностей является долгосрочные займы и кредиты, облигации, векселя к оплате, обязательства по пенсионным выплатам
в) собственные капиталы:
- вложенный – капитал, инвестированный собственниками. Сюда включаются такие статьи как номинальная стоимость вложенного капитала, эмиссионная премия
- накопленная прибыль – прибыль за вычетом налогов и дивидендов, которые предприятие заработало за все годы своего существования. В эту статью входит перераспределение прибыли прошлых лет, резервный капитал, фонды накопления и чистая прибыль отчетного года.
Показатели доходов и прибыли:
1) Чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) – это валовая выручка от реализации за вычетом НДС, акцизов, возвращенных товаров и ценовых скидок. Это реальная база для последующего расчета показателей прибыли и оценки рентабельности предприятия.
2) Валовая прибыль от реализации – выручка за вычетом производственных расходов на реализованную продукцию. Этот показатель позволяет анализировать эффективность производственной деятельности предприятия
3) Прибыль (убыток) от основной деятельности – валовая прибыль за вычетом расходов по управлению и расходов по сбыту
4)Прибыль от финансовой деятельности – сальдо доходов и расходов по финансовой деятельности
5) Прибыль от обычной хозяйственной деятельности – сумма прибылей от основной хозяйственной деятельности и прибыли от хозяйственной деятельности
6)Чрезвычайная прибыль
7) Прибыль (убыток) до уплаты налогов. Этот показатель является точкой перехода от бухгалтерской прибыли к налогооблагаемой прибыли.
Бухгалтерская (отчетная) прибыль – прибыль, рассчитанная в соответствии с требованиями бухгалтерского учета
Налогооблагаемая прибыль – бухгалтерская прибыль, пересчитанная согласно налоговым требованиям.
8) Чистая прибыль (чистый убыток) – прибыль (убыток) после уплаты налогов
Разделение производственной себестоимости и общехозяйственных расходов необходимо, чтобы оценить какое влияние на конечные результаты оказала производственная деятельность предприятия, а так же административная и производственная деятельность. Разделение постоянных и переменных расходов важно для целей финансового планирования.
Показатели расходов предприятия:
1) Себестоимость реализованной продукции – включает в себя производственные расходы на реализацию продукцию, расходы на материалы, заработную плату, производственные накладные расходы
2) Общехозяйственные и коммерческие расходы
3) Расходы по финансовой деятельности. Этот показатель необходим для оценки жизнеспособности предприятия
4) Чрезвычайные расходы.
Тема 9: «Местный бюджет, внебюджетные фонды»
Местный бюджет – план финансовой деятельности органов МС на определенный период, представленный в виде описи доходов и расходов.
Финансовой базой органов местной власти является их бюджет.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Она выполняет следующие функции:
- формирование денежных фондов
- финансовое обеспечение деятельности местных органов власти
- распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства
- контроль за финансовой хозяйственной деятельностью предприятий
К местному бюджету относится бюджет МО. Формирование, утверждение, использование местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляется органами МС.
Местный бюджет принимается представительным органом и подписывается главой. Местный бюджет регламентируется законом РФ «О финансовых основах МС в РФ» от 25.09.97.
Документы местных бюджетов формируются за счет средств собственных и регулирующих источников документов
Состав и структура доходов местного бюджета:
1) Собственные документы:
- налоги на имущество
- платежи за использование природных ресурсов, в том числе земельный налог, арендная плата за землю
- налоги, сборы и пошлины, в том числе местные налоги и сборы
2) Регулирующие доходы:
-налог на прибыль
- подоходный налог с физических лиц
- НДС
- акцизы
- дотации и федеральных и региональных фондов
- субсидии, субвенции из региональных средств
- средства, получаемые по взаимным расчетам с региональным бюджетом
3) Расходы:
- финансовая поддержка отраслей народного хозяйства
- управление
- правоохранительная деятельность
- благоустройство
- социально-культурные мероприятия
- прочие
Проблемы, которые решает финансовое управление:
- реформирование муниципальной налоговой системы
- использование методов облигации финансирования местных бюджетов
- оптимизация межбюджетных отношений в системе субъектов РФ - МО
Муниципальный внебюджетный Фонд может формироваться за счет следующих источников:
- добровольные взносы физических и юридических лиц
- доходы от аукционов
- штрафы от загрязнения окружающей среды
- нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения санитарных норм, правил и платежей, компенсирующих причиненный ущерб
- штрафы за порчу памятников истории МО
- штрафы за административные и другие правонарушения
Муниципальный внебюджетный Фонд создается на основании решений местных представительных органов власти, в банках открываются специальные счета для хранения средств, поступивших в Фонд.
Денежные распоряжения Фондом создается коллегиальный орган.
Средства из внебюджетных Фондов исполняются:
- на строительство на кооперативных началах социально-бытовых объектов
- на финансирование планов затрат в случае невыполнения планом размеров документов
- на развитие социально-бытовой инфраструктуры
Тема 10: «Структура управления муниципальными финансами»
Управление муниципальными финансами представляет собой процесс, включающий в себя этапы:
1)теоретическая подготовка годового бюджета
2)рассмотрение проектов бюджетов представительном органе
3)исполнение местного бюджета по доходам и расходам
Структура управления муниципальными финансам включает понятие бюджетного процесса, который представляет собой управление финансовыми потоками, который имеет следующий алгоритм:
1) распоряжение главы МО о составлении проекта местного бюджета на 200Х г.
2) составление прогноза социально-экономического развития МО
3) оценка доходов в 200Х г.
4) ориентиры лимитов финансирования по главным распорядителям и сообщение их распорядителям бюджетных средств
5) подготовка и передача заявок распорядителям бюджетных средств
6) обобщение и анализ предложения распорядителей
7) подготовка проекта бюджетного послания и проекта бюджета
8) обнародование бюджетных посланий:
а) выступление главы МО
- утверждение бюджета по базовым показателям
- детальное распределение доходов и расходов по элементам бюджетной классификации
- утверждение бюджета в целом
б) опубликование
9) исполнение местного бюджета по доходам и расходам
10) корректировка бюджета в процессе исполнения (сегвестирование, блокировка, исполнение доходов сверх утвержденных, перемещение ассигнования между бюджетополучателями, взаимозачеты)
11) контроль за исполнением местного бюджета
12) утверждение годового отчета об исполнении бюджета
Тема 11: «Технология муниципального менеджмента»
Современные требования развития МО приводят к тому, что принципы, методы и технологии современного менеджмента, показавшие свою результативность в коммерческом секторе, постепенно переносятся в практику МУ, под общим понятием муниципальный менеджмент. В результате этого различия между коммерческими и муниципальными организациями сокращаются. Сейчас во всем мире происходит изменение модели управления, как в государственном управлении, так и в региональном и муниципальном.
Менеджмент в МУ, если его грамотно применять – более технологичен. Рассмотрим инструменты технологии муниципального менеджмента:
1) муниципальный консалтинг (консультативная система) – позволяет через консультирование внедрить современные методы, научные технологии при принятии управленческих решений
2) муниципальный коучинг – форма консультирования.
Коучинг – целенаправленный процесс развития потенциала, способствующий как максимизации их производительности, так и успешной деятельности организации
3) менеджмент качества – общее руководство качеством управления на муниципальном уровне осуществляется с помощью системы качества.
Система качества – совокупность структур и процедур, процессов и ресурсов необходимых для реализации менеджмента качества.
Технология менеджмента качества пока слабо применяется на местных уровнях. Очень не многие МО внедряют у себя систему менеджмента качества (СМК). Впервые в 2004 году заместитель министра экономического развития и торговли РФ Шаров принял участие в церемонии вручения сертификатов соответствия СМК мин.экономического развития России требованиям международного стандарта ISO и стандарта ГОСТ 9001-2001. Таким образом, это министерство стало первым внедрившим и сертифицировавшим у себя СМК.
Качество предоставляемых услуг становиться главным в работе органов МО. СМК на муниципальном уровне не только повышает эффективности муниципального управления, но и служит преградой дл коррупции и бюрократии.
4)бенчмаркинг – в МУ – это систематический процесс поиска и выявления лучших организаций, оценки их продукции и метод в управления с целью использования их передового опыта.
Применение бенчмаркинга муниципальные органы ищут способы уменьшить расходы, увеличить эффективность управления и отдачу израсходованных бюджетных средств, повысить качество услуг. А для этого необходимо кропотливо и внимательно изучать имеющийся опыт, перенимать приемы и методы управления наиболее успешно действующих организации всех секторов экономики.
Бенчмаркинг является такой управленческой технологией, которая позволяет формализовать передачу и адоптацию передового управленческого опыта.
5) реинжиниринг МУ – это реорганизация управленческих процессов в организации, является методом повышения эффективного управления. Под реинжинирингом подразумевается изменение сложившихся в организации технологий, которые в свою очередь органично в которые в свою очередь вплетены организационные и другие структуры.
Реинжиниринг предполагает повышение эффективности процессов путем их моделирования, анализа существующих и синтеза новых.
6)Муниципальная логистика – это система организаций, планирования и управления материальными и информационными потоками в подсистемах снабжения, производства и сбыта
7)муниципальный маркетинг подразделяется по следующим направлениям и распространяется на территории МО:
а) продукт
б) позиционирование товара на рынке
в) цена
г) реклама, продвижение
Тема 12: « Содержание социальных технологий управления. Методы муниципального управления»
Большое значение в МУ имеет содержание социальных технологий. Социальная технология управления подразумевает совокупность способов, последовательность и анализ в работе социального порядка. Одна из основных целей муниципального управления является достижение социальной устойчивости.
Социальная устойчивость – способность производственной, политической, природной среды обеспечивать достойное качество жизни населения нынешних и грядущих поколений, на увеличение продолжительности жизни человека, достижение норм состояния его здоровья, современные условия образования, занятости, дохода (экономической свободы). В связи с этим чтобы применить социальную технологию управления рассматривают город и район как социальную ячейку общества. Формируются направления социальной работы:
1) труд – обеспечение работой и достойной заработной платой
2)борьба с безработицей
Наиболее эффектный способ ведения социальной политики есть ведение политики перераспределения, которая связана с предоставлением каждому реальных возможностей определяющих качество жизни. Например, получение образования, а не перераспределение доходов и богатств.
Обязательным условием роста качества жизни населения является возрождение корпоративного социально-экономического уклада в жизни России. Одна из особенностей социальных технологий является то сто вопросы хозяйственной жизни следует регулировать на местах с участием заинтересованных сторон, а не планировать и регулировать из центра. Для каждого города и района составляется карта социального состояния с помощью опросов, выявленные показатели являются источниками формирования задач, например:
Черта бедности - %
|
|
|
Одним из важнейших инструментов социальных технологий является муниципальный менеджмент
Методы МУ:
1) административно0распорядительные, правовые меры
2) экономические методы
3)социально-психологические методы – это приемы и способы управления, воздействия на коллективы и отдельные личности, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии с целью повышения их трудовой и творческой активности.
Тема 13: « Кадровый менеджмент. Этапы планирования»
Кадровый менеджмент в системе МУ прежде всего состоит из планирования персонала. Кадровый менеджмент является важнейшей составляющей ресурсов (людские ресурсы). Кадровый менеджмент включает в себя следующие этапы:
1)планирование ресурсов: разработка плана будущих потребителей людских ресурсов
2)набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям
3) отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва
4) определение заработной платы и льгот: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих
5) профориентация и адоптация: введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получит заслуженную оценку
6)обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы
7)оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведение ее до работника
8) повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения работников на должности с большей или меньшей ответственностью, развитие их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а так же процедуры прекращения договоров найма
9)подготовка руководящих кадров управлением продвижения по службе: разработка программ направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров.
Этапы планирования кадровой деятельности:
1) оценка наличных ресурсов: сколько человек заняты выполнением 1 операции и качество их труда. На данном этапе проводится анализ содержания работы ( наблюдают за работником, формальное определение и регистрация всех выполняемых им задач и действий, собеседование с работником или с его непосредственным начальником, заполнение вопросника работником). На основе этого анализа создается должностная инструкция, которая представляет собой перечень основных обязанностей, знаний и навыков, а так же прав работника.
2) оценка будущих потребностей (прогнозирование численности персонала, необходимая для реализации краткосрочной и перспективной целей). Набор заключен в создании необходимо резерва кандидатов на все должности. Он может быть внешним (публикация объявлений в газете, обращение в агентства и фирмы, направление людей на спец.курсы) и внутренним (продвижение работников по службе внутри организации). В ходе набора производится отбор кадров. Это происходит с помощью трех методов:
- испытание
-собеседование
-центр оценки
3)разработка программы удовлетворяющей будущих потребителей. Составляется конкретный график и мероприятия по привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей организации.
Тема 14: «Гуманитарные и технологические аспекты управления кадрами»
Решение любой проблемы изначально предполагающей как решение какой-либо одной задачи в общем случае может быть представлена 2 уровнями:
1)теоретический или описательный включает в себя этапы:
а) возникновение идеи
б) определение понятий
в) исследование проблемы
г) само описание
д) анализ
е) формирование выводов и рекомендаций
2)прикладной или рекомендации:
а) общая постановка задачи
б) способы решения
в) детализация решения
г) используемые средства для решения
д) воплощение
е) описание технологий
ж) использование
Задачи экономического характера и задачи, связаны с управлением людьми имеют конечной целью именно практический аспект.
Рассмотрим описательный уровень. На этом уровне существуют различные концепции управления персоналом:
- управление человеческими ресурсами
- управление человеческим капиталом
- управление персоналом
- управление кадрами
Существуют отличия между подходами управления человеческими ресурсами и управлением персонала. Рассмотрим технологию подходов и технологию процесса и отличие концепции.
Технология управления
Концепция управления человеческими ресурсами | Концепция управления персоналом |
ОРИЕНТАЦИЯ | |
На потребность организации в рабочей силе | На нужды работников |
ПРИОРИТЕТЫ | |
Результаты функционального анализа имеющихся и проектируемых рабочих мест | Существующий кадровый потенциал предприятия |
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА | |
Активная | Пассивная и реактивная |
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЮ КАДРОВВОЙ ПОЛИТИКИ | |
Руководство + линейные менеджеры | Руководство |
ОРИЕНТАЦИЯ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА | |
На индуалистические ценности | На коллективные ценности |
ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ | |
Увеличение инвестиций, направленных на профессиональный рост работников и улучшение качества условий труда | Экономия издержек и как следствие отсутствие долговременных инвестиций |
АКЦЕНТЫ | |
Все внимание к управленческому персоналу | Все внимание к рядовым работникам |
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА | |
Сильная и адаптивная | Слабая и стабильная |
Данные подходы относятся к теоретическому описательному уровню процессов. Данный подход для удобства использования управления дифференцируется и укрупняется с целью применения на практике (2 подход):
- работа с персоналом на уровне отдела кадров
- кадровая политика
- трудовая политика
- нормирование труда
- финансирование расходов на персонал
- организация труда
- мотивация труда
- психологический аспект
- социологический аспект
- социальное медицинское исследование
- техника безопасности
-социальное медицинское обеспечение
Тема 15: «Муниципальная служба, квалификационные требования по муниципальным должностям»
Муниципальная служба – это квалифицированный набор требований государственного назначения, которые должен выполнять служащий муниципального образования.
Муниципальные служащие составляют кадровый состав органа местного самоуправления.