Пассив предприятия

В пассиве баланса отражаются решения компании по выбору источника финансирования. Для целей финансового менеджмента необходимо выделить следующие группы статей пассива:

а) краткосрочные обязательства – обязательства, которые покрываются оборотными активами или погашаются в результате образования новых краткосрочных обязательств. Краткосрочные обязательства погашаются обычно в течении непродолжительного периода ( не более 1 года)

б) долгосрочные обязательства – обязательства которые должны быть погашены в течении срока превышающего 1 год. Основными видами долгосрочных обязанностей является долгосрочные займы и кредиты, облигации, векселя к оплате, обязательства по пенсионным выплатам

в) собственные капиталы:

- вложенный – капитал, инвестированный собственниками. Сюда включаются такие статьи как номинальная стоимость вложенного капитала, эмиссионная премия

- накопленная прибыль – прибыль за вычетом налогов и дивидендов, которые предприятие заработало за все годы своего существования. В эту статью входит перераспределение прибыли прошлых лет, резервный капитал, фонды накопления и чистая прибыль отчетного года.

 

Показатели доходов и прибыли:

1) Чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) – это валовая выручка от реализации за вычетом НДС, акцизов, возвращенных товаров и ценовых скидок. Это реальная база для последующего расчета показателей прибыли и оценки рентабельности предприятия.

2) Валовая прибыль от реализации – выручка за вычетом производственных расходов на реализованную продукцию. Этот показатель позволяет анализировать эффективность производственной деятельности предприятия

3) Прибыль (убыток) от основной деятельности – валовая прибыль за вычетом расходов по управлению и расходов по сбыту

4)Прибыль от финансовой деятельности – сальдо доходов и расходов по финансовой деятельности

5) Прибыль от обычной хозяйственной деятельности – сумма прибылей от основной хозяйственной деятельности и прибыли от хозяйственной деятельности

6)Чрезвычайная прибыль

7) Прибыль (убыток) до уплаты налогов. Этот показатель является точкой перехода от бухгалтерской прибыли к налогооблагаемой прибыли.

Бухгалтерская (отчетная) прибыль – прибыль, рассчитанная в соответствии с требованиями бухгалтерского учета

Налогооблагаемая прибыль – бухгалтерская прибыль, пересчитанная согласно налоговым требованиям.

8) Чистая прибыль (чистый убыток) – прибыль (убыток) после уплаты налогов

Разделение производственной себестоимости и общехозяйственных расходов необходимо, чтобы оценить какое влияние на конечные результаты оказала производственная деятельность предприятия, а так же административная и производственная деятельность. Разделение постоянных и переменных расходов важно для целей финансового планирования.

Показатели расходов предприятия:

1) Себестоимость реализованной продукции – включает в себя производственные расходы на реализацию продукцию, расходы на материалы, заработную плату, производственные накладные расходы

2) Общехозяйственные и коммерческие расходы

3) Расходы по финансовой деятельности. Этот показатель необходим для оценки жизнеспособности предприятия

4) Чрезвычайные расходы.

 

 

Тема 9: «Местный бюджет, внебюджетные фонды»

Местный бюджет – план финансовой деятельности органов МС на определенный период, представленный в виде описи доходов и расходов.

Финансовой базой органов местной власти является их бюджет.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Она выполняет следующие функции:

- формирование денежных фондов

- финансовое обеспечение деятельности местных органов власти

- распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства

- контроль за финансовой хозяйственной деятельностью предприятий

К местному бюджету относится бюджет МО. Формирование, утверждение, использование местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляется органами МС.

Местный бюджет принимается представительным органом и подписывается главой. Местный бюджет регламентируется законом РФ «О финансовых основах МС в РФ» от 25.09.97.

Документы местных бюджетов формируются за счет средств собственных и регулирующих источников документов

Состав и структура доходов местного бюджета:

1) Собственные документы:

- налоги на имущество

- платежи за использование природных ресурсов, в том числе земельный налог, арендная плата за землю

- налоги, сборы и пошлины, в том числе местные налоги и сборы

 

2) Регулирующие доходы:

-налог на прибыль

- подоходный налог с физических лиц

- НДС

- акцизы

- дотации и федеральных и региональных фондов

- субсидии, субвенции из региональных средств

- средства, получаемые по взаимным расчетам с региональным бюджетом

 

3) Расходы:

- финансовая поддержка отраслей народного хозяйства

- управление

- правоохранительная деятельность

- благоустройство

- социально-культурные мероприятия

- прочие

 

Проблемы, которые решает финансовое управление:

- реформирование муниципальной налоговой системы

- использование методов облигации финансирования местных бюджетов

- оптимизация межбюджетных отношений в системе субъектов РФ - МО

Муниципальный внебюджетный Фонд может формироваться за счет следующих источников:

- добровольные взносы физических и юридических лиц

- доходы от аукционов

- штрафы от загрязнения окружающей среды

- нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения санитарных норм, правил и платежей, компенсирующих причиненный ущерб

- штрафы за порчу памятников истории МО

- штрафы за административные и другие правонарушения

Муниципальный внебюджетный Фонд создается на основании решений местных представительных органов власти, в банках открываются специальные счета для хранения средств, поступивших в Фонд.

Денежные распоряжения Фондом создается коллегиальный орган.

Средства из внебюджетных Фондов исполняются:

- на строительство на кооперативных началах социально-бытовых объектов

- на финансирование планов затрат в случае невыполнения планом размеров документов

- на развитие социально-бытовой инфраструктуры

 

Тема 10: «Структура управления муниципальными финансами»

Управление муниципальными финансами представляет собой процесс, включающий в себя этапы:

1)теоретическая подготовка годового бюджета

2)рассмотрение проектов бюджетов представительном органе

3)исполнение местного бюджета по доходам и расходам

Структура управления муниципальными финансам включает понятие бюджетного процесса, который представляет собой управление финансовыми потоками, который имеет следующий алгоритм:

1) распоряжение главы МО о составлении проекта местного бюджета на 200Х г.

2) составление прогноза социально-экономического развития МО

3) оценка доходов в 200Х г.

4) ориентиры лимитов финансирования по главным распорядителям и сообщение их распорядителям бюджетных средств

5) подготовка и передача заявок распорядителям бюджетных средств

6) обобщение и анализ предложения распорядителей

7) подготовка проекта бюджетного послания и проекта бюджета

8) обнародование бюджетных посланий:

а) выступление главы МО

- утверждение бюджета по базовым показателям

- детальное распределение доходов и расходов по элементам бюджетной классификации

- утверждение бюджета в целом

б) опубликование

9) исполнение местного бюджета по доходам и расходам

10) корректировка бюджета в процессе исполнения (сегвестирование, блокировка, исполнение доходов сверх утвержденных, перемещение ассигнования между бюджетополучателями, взаимозачеты)

11) контроль за исполнением местного бюджета

12) утверждение годового отчета об исполнении бюджета

 

Тема 11: «Технология муниципального менеджмента»

Современные требования развития МО приводят к тому, что принципы, методы и технологии современного менеджмента, показавшие свою результативность в коммерческом секторе, постепенно переносятся в практику МУ, под общим понятием муниципальный менеджмент. В результате этого различия между коммерческими и муниципальными организациями сокращаются. Сейчас во всем мире происходит изменение модели управления, как в государственном управлении, так и в региональном и муниципальном.

Менеджмент в МУ, если его грамотно применять – более технологичен. Рассмотрим инструменты технологии муниципального менеджмента:

1) муниципальный консалтинг (консультативная система) – позволяет через консультирование внедрить современные методы, научные технологии при принятии управленческих решений

2) муниципальный коучинг – форма консультирования.

Коучинг – целенаправленный процесс развития потенциала, способствующий как максимизации их производительности, так и успешной деятельности организации

3) менеджмент качества – общее руководство качеством управления на муниципальном уровне осуществляется с помощью системы качества.

Система качества – совокупность структур и процедур, процессов и ресурсов необходимых для реализации менеджмента качества.

Технология менеджмента качества пока слабо применяется на местных уровнях. Очень не многие МО внедряют у себя систему менеджмента качества (СМК). Впервые в 2004 году заместитель министра экономического развития и торговли РФ Шаров принял участие в церемонии вручения сертификатов соответствия СМК мин.экономического развития России требованиям международного стандарта ISO и стандарта ГОСТ 9001-2001. Таким образом, это министерство стало первым внедрившим и сертифицировавшим у себя СМК.

Качество предоставляемых услуг становиться главным в работе органов МО. СМК на муниципальном уровне не только повышает эффективности муниципального управления, но и служит преградой дл коррупции и бюрократии.

4)бенчмаркинг – в МУ – это систематический процесс поиска и выявления лучших организаций, оценки их продукции и метод в управления с целью использования их передового опыта.

Применение бенчмаркинга муниципальные органы ищут способы уменьшить расходы, увеличить эффективность управления и отдачу израсходованных бюджетных средств, повысить качество услуг. А для этого необходимо кропотливо и внимательно изучать имеющийся опыт, перенимать приемы и методы управления наиболее успешно действующих организации всех секторов экономики.

Бенчмаркинг является такой управленческой технологией, которая позволяет формализовать передачу и адоптацию передового управленческого опыта.

5) реинжиниринг МУ – это реорганизация управленческих процессов в организации, является методом повышения эффективного управления. Под реинжинирингом подразумевается изменение сложившихся в организации технологий, которые в свою очередь органично в которые в свою очередь вплетены организационные и другие структуры.

Реинжиниринг предполагает повышение эффективности процессов путем их моделирования, анализа существующих и синтеза новых.

6)Муниципальная логистика – это система организаций, планирования и управления материальными и информационными потоками в подсистемах снабжения, производства и сбыта

7)муниципальный маркетинг подразделяется по следующим направлениям и распространяется на территории МО:

а) продукт

б) позиционирование товара на рынке

в) цена

г) реклама, продвижение

Тема 12: « Содержание социальных технологий управления. Методы муниципального управления»

Большое значение в МУ имеет содержание социальных технологий. Социальная технология управления подразумевает совокупность способов, последовательность и анализ в работе социального порядка. Одна из основных целей муниципального управления является достижение социальной устойчивости.

Социальная устойчивость – способность производственной, политической, природной среды обеспечивать достойное качество жизни населения нынешних и грядущих поколений, на увеличение продолжительности жизни человека, достижение норм состояния его здоровья, современные условия образования, занятости, дохода (экономической свободы). В связи с этим чтобы применить социальную технологию управления рассматривают город и район как социальную ячейку общества. Формируются направления социальной работы:

1) труд – обеспечение работой и достойной заработной платой

2)борьба с безработицей

Наиболее эффектный способ ведения социальной политики есть ведение политики перераспределения, которая связана с предоставлением каждому реальных возможностей определяющих качество жизни. Например, получение образования, а не перераспределение доходов и богатств.

Обязательным условием роста качества жизни населения является возрождение корпоративного социально-экономического уклада в жизни России. Одна из особенностей социальных технологий является то сто вопросы хозяйственной жизни следует регулировать на местах с участием заинтересованных сторон, а не планировать и регулировать из центра. Для каждого города и района составляется карта социального состояния с помощью опросов, выявленные показатели являются источниками формирования задач, например:

 

Черта бедности - %

       
 
 
   
Мобилизаторы – 18% Стимулируют работу

 


Не подъемные, разочаровавшиеся – 36% Придется кормить, сильные установки на получение благ, необходимость переводить выше
Соглядатая, оптимисты, романтики – 12% Дать образование, не дать упасть

 

 

Одним из важнейших инструментов социальных технологий является муниципальный менеджмент

 

Методы МУ:

1) административно0распорядительные, правовые меры

2) экономические методы

3)социально-психологические методы – это приемы и способы управления, воздействия на коллективы и отдельные личности, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии с целью повышения их трудовой и творческой активности.

 

Тема 13: « Кадровый менеджмент. Этапы планирования»

Кадровый менеджмент в системе МУ прежде всего состоит из планирования персонала. Кадровый менеджмент является важнейшей составляющей ресурсов (людские ресурсы). Кадровый менеджмент включает в себя следующие этапы:

1)планирование ресурсов: разработка плана будущих потребителей людских ресурсов

2)набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям

3) отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва

4) определение заработной платы и льгот: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих

5) профориентация и адоптация: введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получит заслуженную оценку

6)обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы

7)оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведение ее до работника

8) повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения работников на должности с большей или меньшей ответственностью, развитие их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а так же процедуры прекращения договоров найма

9)подготовка руководящих кадров управлением продвижения по службе: разработка программ направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров.

Этапы планирования кадровой деятельности:

1) оценка наличных ресурсов: сколько человек заняты выполнением 1 операции и качество их труда. На данном этапе проводится анализ содержания работы ( наблюдают за работником, формальное определение и регистрация всех выполняемых им задач и действий, собеседование с работником или с его непосредственным начальником, заполнение вопросника работником). На основе этого анализа создается должностная инструкция, которая представляет собой перечень основных обязанностей, знаний и навыков, а так же прав работника.

2) оценка будущих потребностей (прогнозирование численности персонала, необходимая для реализации краткосрочной и перспективной целей). Набор заключен в создании необходимо резерва кандидатов на все должности. Он может быть внешним (публикация объявлений в газете, обращение в агентства и фирмы, направление людей на спец.курсы) и внутренним (продвижение работников по службе внутри организации). В ходе набора производится отбор кадров. Это происходит с помощью трех методов:

- испытание

-собеседование

-центр оценки

3)разработка программы удовлетворяющей будущих потребителей. Составляется конкретный график и мероприятия по привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей организации.

Тема 14: «Гуманитарные и технологические аспекты управления кадрами»

 

Решение любой проблемы изначально предполагающей как решение какой-либо одной задачи в общем случае может быть представлена 2 уровнями:

1)теоретический или описательный включает в себя этапы:

а) возникновение идеи

б) определение понятий

в) исследование проблемы

г) само описание

д) анализ

е) формирование выводов и рекомендаций

2)прикладной или рекомендации:

а) общая постановка задачи

б) способы решения

в) детализация решения

г) используемые средства для решения

д) воплощение

е) описание технологий

ж) использование

Задачи экономического характера и задачи, связаны с управлением людьми имеют конечной целью именно практический аспект.

Рассмотрим описательный уровень. На этом уровне существуют различные концепции управления персоналом:

- управление человеческими ресурсами

- управление человеческим капиталом

- управление персоналом

- управление кадрами

Существуют отличия между подходами управления человеческими ресурсами и управлением персонала. Рассмотрим технологию подходов и технологию процесса и отличие концепции.

 

Технология управления

Концепция управления человеческими ресурсами Концепция управления персоналом
ОРИЕНТАЦИЯ
На потребность организации в рабочей силе На нужды работников
ПРИОРИТЕТЫ
Результаты функционального анализа имеющихся и проектируемых рабочих мест Существующий кадровый потенциал предприятия
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА
Активная Пассивная и реактивная
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЮ КАДРОВВОЙ ПОЛИТИКИ
Руководство + линейные менеджеры Руководство
ОРИЕНТАЦИЯ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
На индуалистические ценности На коллективные ценности
ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ
Увеличение инвестиций, направленных на профессиональный рост работников и улучшение качества условий труда Экономия издержек и как следствие отсутствие долговременных инвестиций
АКЦЕНТЫ
Все внимание к управленческому персоналу Все внимание к рядовым работникам
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
Сильная и адаптивная Слабая и стабильная

 

Данные подходы относятся к теоретическому описательному уровню процессов. Данный подход для удобства использования управления дифференцируется и укрупняется с целью применения на практике (2 подход):

- работа с персоналом на уровне отдела кадров

- кадровая политика

- трудовая политика

- нормирование труда

- финансирование расходов на персонал

- организация труда

- мотивация труда

- психологический аспект

- социологический аспект

- социальное медицинское исследование

- техника безопасности

-социальное медицинское обеспечение

 

 

Тема 15: «Муниципальная служба, квалификационные требования по муниципальным должностям»

Муниципальная служба – это квалифицированный набор требований государственного назначения, которые должен выполнять служащий муниципального образования.

Муниципальные служащие составляют кадровый состав органа местного самоуправления.