Международная трудовая миграция рабочей силы

Внешний долг России.

 

В 2000 г. Государственный внешнего долга составлял 132,5 млрд. долларов. В том числе 81,8 млрд. долларов долги бывшего СССР (Парижскому клубу 40,2 млрд. долларов, Лондонскому клубу 28 млрд. долларов и прочие советские долги 13,6 млрд. долларов ).

Российский долг 70,7 млрд., в том числе:

- МВФ 19,7

- Всемирному банку 5,7

- Еврооблигация 16

- прочие долги 29,3

В 1970 г. Внешний долг СССР 1,6 млрд. долларов;

В 1980 г. – 25,2 млрд. долларов;

В 1985 г. – 31,4 млрд. долларов;

К концу 1991 г. – 96,6 млрд. долларов.

После распада СССР решили; что внешний долг распределяется между всеми советскими республиками, на Россию пришлось 2/3 долга. В апреле 1993 г. Россия принимает на себя весь долг бывшего СССР. Взамен Россия получила активы бывшего СССР за границей, включая долги.

 

 

Международная миграция рабочей силы – перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы. Это единство эмиграции, иммиграции и реэмиграции.

В соответствии с классификацией МОТ различают 5 основных типов современной международной миграции:

1. Переселенцы на постоянное место жительства

2. Работающие по контракту

3. Профессионалы высокого уровня, преподаватели и студенты

4. Нелегальные мигранты

5. Беженцы

Причины экономической миграции:

1. Различия в уровнях экономического развития уровня стран

2. Различия в уровне обеспеченности отдельных стран трудовыми ресурсами

3. Несоответствия количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов в материально-технической базе национального производства

4. Состояние национального рынка труда

Неэкономические причины: национальные, политические, семейные, религиозные и т.д.

 

Классификация форм миграции рабочей силы:

1. По направления

2. По территориальному охвату (внутри континентальная, межконтинентальная)

3. По времени (безвозвратная, временная, сезонная, маятниковая)

4. По степени законности (легальная и нелегальная)

 

Использование иностранной рабочей силы приносит выгоды странам – реципиентам (принимающие страны):

1. Облегчают структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны

2. Экономия на обучение пребывающих специалистов

3. Более низкая оплата иностранной рабочей силы

4. Омоложение структуры трудовых ресурсов промышленно-развитых стран

5. Иммигранты стимулируют рост производства и дополнительную занятость (эффект мультипликатора)

6. Иностранные рабочие часто служат амортизаторами между работодателями и национальными кадрами в период кризисов

7. Иммигранты заполняют вакансии на которые не идет местное население

 

Проблемы, противоречия иммиграции в принимающих странах:

1. Обостряется ситуация на рынке труда

2. Часто происходит снижение цены рабочей силы

3. Провоцируются национальные этнические конфликты

 

Положительные последствия миграционных процессов для стран эмиграции:

1. Эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда

2. Возвращаются высококвалифицированные специалисты

3. Для многих стран переводы валютных средств эмигрантов становится важным источником получения валюты

 

Негативные последствия эмиграции:

1. Потеря части трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения

2. Теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов

3. Отрицательные последствия оттока квалифицированных специалистов и ученых

 

Особенности современного этапа международной миграции рабочей силы:

1. Возрастание масштабов

2. К концу 20 века странами притяжения рабочей силы стали страны и регионы ускоренного экономического развития

3. Промышленно-развитые страны продолжают оставаться главными мировыми центрами притяжения рабочей силы

4. Увеличение внутриконтинентальной миграции

5. Появление новых центров миграции

6. Сформировался круг государств специализировавшихся на экспорте своих трудовых ресурсов (Югославия, Пакистан, Польша, Турция и др.)

 

Существует национальное и международное регулирование процессов трудовой международной миграции:

1. Государственная миграционная политика

2. Система межгосударственного регулирования включающая в себя

- двухсторонние и многосторонние международные соглашения использования труда мигрантов и их социально-экономических прав

- деятельность международных экономических организаций (МОТ, ВОЗ, МОМ)