ПОНЯТИЕ СТИЛЯ
Понятием "стиль"обозначается один из фундаментальных законов художественного творчества, без которых невозможно создание художественного произведения, этого законченного продукта писательского труда, и возникновение иных, более крупных художественных систем (литературных школ, течений, направлений). Любой мало-мальски сведущий читатель даже интуитивно ощущает то, что на языке критики и литературоведения назьшают стилем. Однако, несмотря на то, что термин "стиль" существует с очень давних времен, а попыток определения сущности самого закона стиля предпринималось колоссальное количество, до сих пор сохраняются существенные разночтения в понимании этого закона и применении этого термина. Можно сказать, что стиль - это едва ли не самая неопределенная, самая размытая, самая "безразмерная" художественная категория. И это крайне затрудняет разработку методики стилевого анализа литературного произведения.
Еще МБ. Ломоносов в своей теории "трех штилей" под "штилем" понимал "образ сочинения, писания или выражения мыслей словами". И толкование стиля как категории художественной формы надолго утвердилось в науке о литературе. Так, в "Поэтическом словаре" А.П. Квятковского (М., 1966) под стилем понимается "совокупность средств и приемов художественной выразительности...". С этой точкой зрения сходятся опре деления, которые дают в своих работах другие отечественные теоретики - Г.Н. Поспелов, А.Н. Соколов, И.Ф. Волков, Я.Е. Эльсберг. В современном английском "Словаре литературных терминов" также утверждается, что
"стиль (1) манера передачи мыслей посредством слов; (2) характерные способы построения фраз и характерные средства выразительности на письме и в устной речи; (3) отличительные особенности литературного текста, касающиеся больше его формы, нежели содержания" .
При этом, как правило, подчеркивается, что "стиль — это доминанта художественной формы, ее организующая сила" (Я.Е. Эльсберг);
"синтезирующее понятие, которому подчиняются все языковые формы произведения" (В. Кайзер).
Другие отечественные исследователи стиля включают в его "компетенцию" не только элементы художественной формы, но элементы содержания произведения, утверждая, что стиль обеспечивает единство содержания и формы, что именно единство содержания и формы осуществляется по закону стиля. Так, по мнению Л.И. Тимофеева, стиль представляет собой
"единство основных идейно-художественных особенностей (идеи, темы, характеры, сюжеты, язык), обнаруживающиеся на протяжении всей творческой работы писателя"4.
А.Ф. Лосев полагал, что стиль есть не только художественное содержание и не есть только художественная форма, он также не есть только слияние содержания с формой, но стиль включает в себя и доэстетические факторы (первичные впечатления, жизненные ориентировки художника). Ученый пишет:
"Художественный стиль, во-первых, есть принцип конструирования; во-вторых, принцип конструирования именно всего потенциала художественного произведения в целом"5.
Более конкретизирующее определение отношения между стилем и художественной целостностью дает Ю.Б. Борев:
"Стиль - единая "генная" программа, принцип создания художественного единства, определяющий как целостность всего произведения, так и обеспечивающий в каждом его элементе "предствителъство" этой целостности .
С этой точкой зрения солидарен и М.М. Гиршман: "... Стиль — это и есть непосредственно ощутимое присутствие и выражение этой целостности в каждом составном элементе произведения и в законченном произведении в целом (...) Понятие стиля здесь, прежде всего, фиксирует преображающую взаимосвязь элементов в единстве художественного мира, где все необходимо и незаменимо"7.
Однако все эти определения недостаточны, прежде всего, потому, что не специфичны. Когда говорят, что стиль -это доминанта формы или что стиль обеспечивает единство содержания и формы, но ведь то же самое можно сказать и о жанре8. Когда утверждают, что стиль обеспечивает конструктивное единство произведения, закономерно возникает вопрос -а какие же тогда функции выполняет жанр? Даже положение о том, что в стиле художественная целостность непосредственно ощутима и выражена, не проявляет специфику стиля, ибо и жанровая конструкция произведения также делает целостность художественного мира наглядно-зримой. В принципе, целостность произведения обеспечивается всеми художественными структурами, образующими его "каркас": не только стилевая, но и жанровая структура в совокупности с принципами творческого метода формируют произведение как идейно-эстетическое целое. Каждая из всех трех структур (стиль, жанр, метод) обеспечивает свой аспект целостности.
Стиль, говорят многие современные исследователи, в отличие от жанра, характеризует мобильные, подвижные качества литературы: стиль - это, прежде всего, индивидуальность, своеобразие, в то время как жанр связан с каноническими, устойчивыми свойствами произведения. Наиболее отчетливо эту точку зрения формулирует М.М. Гиршман:
"Жанр определяет объективно существующую традицию (...), конкретизирует опыт предшествующего исторического развития - "память искусства". Стиль (...) преображает закономерную организованность текста в органическое выражение целостной индивидуальности человека-творца".
Подобное понимание стиля вызывает возражения. Так, в эпохи, когда господствует нормативная эстетика (античность, средневековье и т.п.), стиль вовсе не служит специальным выразителем индивидуального начала в искусстве. В универсальных художественных системах, которые существовали в нормативные эпохи10, стиль, как и жанр, был связан с каноном и имел весьма устойчивые, повторяющиеся из произведения в произведение качества. Именно через стиль и через жанр канон, понимаемый как некий заданный Богом закон жизни, воплощался и выражался в художественном тексте.
И наоборот, в культуре Нового времени все художественные системы: и жанр, и стиль - ориентированы на то, чтобы выразить прежде всего индивидуальное, своеобразное, своеобычное видение мира художником. И в этом смысле подвижность и динамичность структур становится характерным свойством не только стилей, но и жанров. Индивидуальные жанровые формы, например, в такой же степени неповторимы, как и индивидуальные стилевые качества произведений. Довольно частым случаем становится рождение жанров и жанровых разновидностей, которые не совпадают с каноническими жанрами (например, "Война и мир" поначалу обозначалась самим автором как
"книга", лишь впоследствии наука определила ее как роман-эпопею). То же самое касается стилей: например, в русской литературе 1920-х годов "орнаментальный стиль" находил выражение в жанре новеллы и в жанре повести, в жанре поэмы и в
жанре баллады...
Таким образом, дифференциация стиля и жанра по линии "индивидуальное - традиционное" не подтверждается исторической практикой. Главное же, что различает стиль и жанр - это их функции в созидании художественного целого.
Стиль с точки зрения литературоведения и стиль с точки зрения языкознания. Стиль и стилистика.
В настоящее время этот вопрос основательно запутан в связи с введением на филологических факультетах учебного предмета "Лингвистический анализ художественного текста".
Начнем с более простого: с дифференциации понятий "стиль"и "стилистика".
"Стиль и стилистика - это разные понятия. Стилистика -учение о поэтическом языке. Стиль связан не только с поэтическим языком, но со всеми сторонами поэтического произведения..."
- указывает В.М. Жирмунский. Тем самым он проводит различие между объемами понятий "стилистика" и "стиль". Однако
остается неясность по главному аспекту проблемы: как соотносятся стилистика, т.е. анализ поэтического языка, а шире -художественного текста, и стилевой анализ художественного произведения - в чем состоит различие между ними, где они смыкаются, каковы их взаимоотношения?
Наиболее определенно на этот вопрос отвечал известный лингвист Г.В. Степанов. В работе "О границах лингвистического и литературоведческого анализа художественного текста" он писал:
"Стилистика, будучи лингвистической дисциплиной, не может заменить литературоведческого анализа художественного произведения. Семантика стилистических единиц и идея-содержание по-разному соотнесены с языком. Стилистические единицы, выявляемые лингвистическим анализом, не оформляют непосредственно содержание, они выражают наиболее целесообразным способом смысл языковых форм, используемых для передачи эстетически преобразованного опыта. Идея-содержание только передается при помощи языка, но находится вне него. Структура элементов опыта (структура или система денотатов как отражение в мышлении предметов внешнего мира), строго говоря, не относится к компетенции лингвиста. Напротив, литературоведа в первую очередь как раз и интересует сфера обозначаемого (структура элементов опыта), а лингвистический анализ нужен ему лишь постольку, поскольку он помогает обнаружить очертания и пределы этой сферы"'6.
И далее:
"Художественное произведение, будь то басня или роман-эпопея, соответствует главному качеству: структурно и содержательно оно должно составлять единое целое. Для лингвиста целое — это связанный текст, для литературоведа — это фрагмент действительности, запечатленный в тексте, и при анализе его исследователь должен считаться даже с тем, что правильные грамматические связи могут быть нарушены во имя цельности образной системы".
Наряду с проблемой целостности, Г.В. Степанов напоминает и о других специфических проблемах, которые встают перед литературоведом при анализе анализом художественного
произведения - о проблеме образа и его динамичности, проблеме личностности (т.е. субъективного восприятия мира автором-художником). Ученый заключает:
"Все эти проблемы (целостность, динамичность образа, личностностъ) лежат вне сферы лингвистики (включая сюда общую стилистику, лингвостилистику, стилистику текста); они должны рассматриваться с точки зрения теории литературы, одним из разделов которой является стилистика, ориентированная на литературоведение и эстетику»
Н.К. Гею принадлежит удачное определение субординации языковых и литературных аспектов в художественном тексте:
"Отбор словесного материала - это этап лингвистического понимания стиля. Организаиия наличного словесного материала - предмет литературоведческого подхода к изучению произведения, к изучению принципа, который подчиняет словесный материал и лингвистическую закономерность закошу мерности художественной, закономерности целого, так как стиль — это закон оформления содержания" .
Следовательно, изучение художественного текста должно быть направлено на то, чтобы выяснить, как из материала слова, при посредстве грамматических конструкций формируется определенная система сигналов, вызывающих образные ассоциации, которые порождают "виртуальные" художественные образы и целые миры.
Взаимодействие "стиль - жанр - метод" образует структуру любой художественной системы как идейно-эстетического целого, начиная с отдельного произведения и кончая литературным направлением.
Теперь надо разобраться, в чем состоит функция каждого из этих фундаментальных законов при созидании произведения как идейно-эстетического целого, которое только в таком виде становится носителем определенной эстетической концепции человека и мира.
Творческий методявляется той структурой, которая обеспечивает целостность произведения как определенной системы эстетических отношений к действительности. Принципы творческого метода (принципы творческого претворения объективного мира в художественную, реальность; принципы эстетической оценки; принципы художественного обобщения) являются своего рода "каналами связи" между внехудожественной действительностью, то есть "миром, данным в ощущениях", и возникающей в художественном тексте художественной ("виртуальной") реальностью. Принципы творческого метода являются философско-эстетической основой художественного акта, они определяют творческую стратегию. Что же касается жанра и стиля, то они определяют творческую тактику - а именно, законы внутренней организации художественного произведения.
Жанровая структураобеспечивает целостность произведения с точки зрения его конструктивной завершенности, обращающей произведение в самодостаточный образ мира - "сокращенную Вселенную". Стиль, со своей стороны, тоже обеспечивает целостность произведения. Он организует систему эстетической выразительностии тем самым обеспечивает экспрессивное единствохудожественного произведения. "Выражение есть