Излучение нагретых тел называется тепловым.

Авторские школы как инновационные модели обучения

ПЛАН

  1. Понятие авторских школ, их разнообразие.
  2. Авторская школа М.П. Щетинина.
  3. Авторская школа Ш.А. Амонашвили.
  4. Адаптивная школа.

1.Инновационный характер образования проявился в создании школ, которые получили название авторских. «Авторские школы, - пишет В.И. Загвязинский, - это учебные заведения, деятельность которых построена на основе оригинальных и эффективных (авторских) идей и технологий».

Это новая образовательная система. Создателями этих школ являются талантливые педагоги и ученые. Авторская школа создается на основе собственных концепций и идей. Создание таких школ является плодом многолетних поисков.

По мнению Г.К. Селевко, общими чертами авторских школ являются:

- инновационность, наличие оригинальных авторских идей;

- альтернативность – отличие предполагаемого содержания образования, подходов, технологий от традиционных;

- концептуальность – осмысление методологических подходов к образованию и их воплощение в конкретных моделях;

- системность и комплексность преобразований: цели, содержание, технологии образования представляют целостный комплекс;

- социально-педагогическая целесообразность, т.е. соответствие школы соцальному заказу;

- реальность и эффективность – возможность получения эффективных результатов в реально существующих ситуациях.

Наиболее известные авторские школы, положительно себя зарекомендовавшие, позволят будущему учителю задуматься над проблемами, которые решаются в авторских школах.

Школа самоопределения А.Н. Тубельского (школа № 734 Москвы). В ее основе – идея свободного выбора, которая реализована в учебном процессе у педагогов-новаторов, но в этой эта идея воплощена по-другому. Изучив обязательное ядро знаний (федеральный компонент содержания образования), школьникам предоставлена возможность, вернее право выбирать предметы. Школьники занимаются по индивидуальному учебному плану. Широко используется метод «погружения» в предмет, как и в авторской школе М.П. Щетинина.

Школа диалога культур находится в Краснодарском крае (школа № 106).

В основу этой школы положена идея диалогичности любой культуры.

Все культуры: античная, средневековая, нововременная, культура XX века, западная и восточная – выступают как собеседники. Меняется идеал образования: не человек образованный, а «человек культуры».

Логика школы – это не «логика ответов», а логика вопросов к культуре. Активность личности обеспечивается вопросительным отношением к миру, на основе проблематизации научных, нравственных, житейских ситуаций. Уже в 1-2 классах появляются у детей «точки непонимания», «точки удивления», позволяющие увидеть мир как нечто непонятное, загадочное, полное интереса (загадки слова, числа, как это реализовано в опыте Ш.А. Амонашвили). 3-4 классы – диалог античной культуры с культурой Средневековья и Нового времени. 5-6 классы – культура Средневековья. 7-8 классы – культура Нового времени (XVII – XIX вв.), начиная с культуры Возрождения. 9-11 классы – культура современности. 11 класс – диалогический и педагогический, преобладают диалоги между классами, выявляется смысл школы, готовящего педагога XXI века.

2.Школа М.П. Щетинина возникла как школа–комплекс, в которой созданы условия для развития человека, для развития словесного и образного мышления.

В структуре учебного плана в этой школе являются полноправными уроками уроки физкультуры, труда, музыки, изобразительного искусства.

Уроки «речевого» и «образного» циклов поставлены в расписании по принципу смены видов деятельности.

Школа-комплекс открыла для ребят множество путей к самоутверждению в добрых делах, направив их энергию на поиски себя. Ученик, включенный в разностороннюю деятельность, находит себя в каком-то виде деятельности.

Жизнь в школе воспитывает в ребенке волю, стремление преодолевать трудности. Познавая успехи и поражения, он становится чутким к успехам и неудачам товарищей. В нем крепнет основа доброго – сопереживание, способность прийти на помощь.

Основной способ познания в этой школе – погружение. Логично его использовать в начале изучения учебного предмета, чтобы вызвать интерес к нему. Причем должны быть применены такие виды работы, чтобы были задействованы все анализаторы (зрение, слух, моторика), а чтобы индивидуальные занятия чередовались с групповыми и коллективными, репродуктивные задания с творческими.

Вторая половина дня в этой школе посвящена занятиям по интересам.

В этой школе нет классов. Коллектив здесь – это разновозрастное групповое объединение, в котором организовано взаимообучение на принципах педагогики сотрудничества. Учитель также член коллектива. Он стремится познать детей. Чтобы индивидуально помогать развиваться каждому ребенку. Совершенствование личности учащегося идет через совершенствование самого учителя. Чтобы он мог вести за собой учащихся, для этого не должен останавливаться в своем движении к себе лучшему.

В этой школе преподают все учебные предметы, но каждый ученик их усваивает их в своем темпе.

Один и тот же ученик (например, десятиклассник) может изучать физику по программе 9 класса (потому что ему нужен более медленный темп), историю по программе 11 класса, а архитектуру – по вузовской программе. Ему не нужно прекращать изучение всех остальных предметов до тех пор, пока он не сдаст все зачеты по предметам за определенный класс. Принцип «непрерывного обучения» составляет основу изучения учебных предметов.

В настоящее время предпринимаются попытки разгромить школу М.П. Щетинина по ряду причин: 1) дети редко встречаются с родителями, оторваны от семьи, семья не оказывает на детей никакого влияния, дети подчинены только М.П. Щетинину, он имеет на них большое влияние, поэтому журналисты считают, что такая школа, существующая в замкнутом пространстве, скорее всего похожа на секту, а поэтому ее необходимо закрыть; 2) дети, воспитанные в этой школе, не найдут себя в жизни, в современной действительности, а потому будут испытывать постоянный стресс, неудовлетворенность окружающей жизнью; если школа не адаптирует ребенка к жизни, то такая школа не нужна; 3) М.П. Щетинин заводит в заблуждение родителей в отношении воспитания их детей и подчиняет их волю своему авторитету.

Другого мнения об этой школе Ш.А. Амонашвили. Он считает, что М.П. Щетинин нашел много резервов для гармонического, целостного развития личности ребенка: 1) нашел время для равноправного изучения всех учебных предметов, в результате развивается и левое и правое полушарие мозга и создаются тем самым условия для целостного развития личности; 2) разработал разнообразные приемы погружения в учебный предмет, когда уроки «основного» («левополушарного») перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы («правополушарными» предметами – музыкой, живописью, лепкой, танцами), а сами погружения повторяются через определенный промежуток времени; 3) разновозрастный коллектив школы – один из резервов взаимообучения, воспитания нравственных качеств в личности ребенок, развития основы доброты – сопереживание успехам и неудачам членам коллектива; 4) создание условий для овладения учебным материалом каждым ребенком в своем темпе; 5) наличие разнообразных видов деятельности в школе позволяет ребенку найти «себя» и совершенствоваться в определенном направлении.

3. На принципах гуманизации и гуманитаризации построена и авторская «Школа жизни» Ш.А. Амонашвили. Идея гуманизма выражена в его формуле: «Ребенок может все!» Эту уверенность он вселяет в ребенка, опираясь при этом на три страсти ребенка.

Первая страсть — страсть к развитию. Это природное состояние ребенка. Педагогическая задача состоит в том, чтобы создать педагогический процесс для удовлетворения этой страсти. В педагогическом процессе ребенок постоянно преодолевает разного рода трудности, но они должны согласовываться с индивидуальными возможностями каждого ребенка. Эта страсть наиболее характерна для детей младшего школьного возраста; в дальнейшем эта страсть слабеет.

Вторая страсть - это страсть к взрослению. Дети стремятся стать взрослыми, о чем свидетельствует содержание их ролевых игр. Стремление к школе есть именно одно из проявлений страсти к взросле­нию. Удовлетворяя эту страсть ребенка, учитель должен играть так изящно и искусно свою роль в образовательном процессе, чтобы дети почувствовали себя взрослыми и участвовали на равных в диалоге с учителем.

Третья страсть — это страсть к свободе. Она удовлетворяется на основе равноправного общения с ребенком, веры в его возможности, в процесс сотрудничества с ним.

Гуманный образовательный процесс и должен строиться на этих трех природных страстях и в то же время стимулировать ребенка искать себя и совершенствоваться.

Но образование должно быть и гуманитаризовано, оно должно питать душу и сердце ребенка всеми лучшими, одухотворяющими плодами человеческой культуры и цивилизации. Знания, отраженные в содержании образования, должны иметь следующие качества:

1) формировать личностную позицию, личностные ориентации, мировоззрение;

2) помогать ребенку углубиться в жизнь, в жизненные явления, осознавать причины и последствия жизненных явлений; воспитывать заботу об улучшении жизни; предостерегать от последствий необдуманных действий и высказываний;

3) расширять сознание ребенка о назначении человека в жизни. Цель школы жизни: воспитание благородного человека, благородной личности.

В школе жизни ребенок осваивает общечеловеческие ценности через постижение общечеловеческих ценностей своего народа, своей нации, своей страны, своей Родины. Любовь к человечеству вме­щает в себя любовь к Родине, любовь к своему народу.

Для этого в школе проводятся уроки духовной жизни.

Основные способы проведения уроков духовной жизни — это беседы, рассказы учителя, свободные обсуждения, чтение легенд, анализ литературных произведений ведение дневниковых записей о своих переживаниях.

В школе жизни есть уроки постижения красоты. Эти уроки вбирают в себя такие предметы: музыку, изобразительное искусство, балет и театр. На уроках постижения красоты дети слушают эмоциональные рассказы учителя из жизни выдающихся художников, композиторов и музыкальных исполнителей, режиссеров и артистов театра и кино, танцоров, рассказы о значении цвета и звуков в жизни, в духовном мире. Детям дается возможность долго рассматривать качественные репродукции картин, долго слушать музыку, искать чувства, отраженные в музыке, в рисунках, в танце.

В образовательный курс «Уроки постижения красоты» включаются такие формы деятельности детей, которые помогут им накапливать в себе опыт понимания красоты: обсуждения, сравнивания и оценки; слушание высших образцов классической и современной музыки; сочинение музыки и песен; пение; посещение выставок картин; оценки образцов живописи; рисование с заданием изображать чувства, стремления, настроения; посещение спектаклей; постановки спектаклей.

В «Школе жизни» на уроках планирования и деятельности дети занимаются изготовлением разных полезных, познавательных, творческих изделий; работают с бумагой, картоном, тканями; с природными материалами: деревом (резьба, плотничество); металлом (чеканка); кроме того заняты оформлением помещения, изготовлением и ремонтированием мебели.

Часть изготовленных изделий дети могут брть домой, дарить близким, гостям школы, а часть изделий может быть продана в школьном магазине, который обслуживают сами дети.

Уроки о природе учат детей дружить с природой, заботиться о ней, внимать ее мудрости. Познавательное стремление развивается в детях через видение необычного в обычных природных явлениях, через постижение красоты творимых природой явлений.

Уроки общения преследуют цель научить детей, как жить среди людей с пользой для себя и для других.

Все содержание уроков общения находит подкрепление и развитие в каждодневной жизни ребенка в общении с членами семьи, с учителями и друзьями, со знакомыми.

Очеловечивание среды вокруг каждого ребенка, гуманизация социума и самого образовательного процесса есть главная задача в «Школе жизни».

4.Е.А. Ямбург в Москве создал авторскую школу с адаптивной системой обучения. Под адаптивной школой он понимает школу со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Такая школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Главным итогом такой двусторонней деятельности школы является адаптация детей к быстроизменяющейся жизни.

Адаптивная школа подразделяется на основные модули, соответствующие этапам обучения и развития, и сопутствующие модули, выполняющие свои специфические задачи.

Модуль «Начальная школа» имеет следующие цели и задачи:

1. Обеспечение содержательной и методической преемственности с дошкольным модулем.

2. Овладение учащимися начальной школы доступными им способами и навыками учебной деятельности.

Существующие модули строятся на основе специально организованной коррекционно-развивающей работы и подбора педагогических технологий под конкретного ребенка.

По завершении работы над базовой учебной единицей с помощью диагностических тестов выявляется, насколько успешно учащиеся усвоили учебный материал. По результатам диагностики организуется коррекционная работа в группах - или индивидуально. Важнейшая черта этой модели школы – диагностическое тестирование.

Кризис образования в XX веке пробудил творчество педагогов, в результате появилось многообразие образовательных учреждений, сделал образование более гуманным. Это будет способствовать возрождению России на гуманистических и демократических началах.

 

При излучении тело теряет энергия, которая восстанавливается за счет поглощения падающего на поверхность тела излучения.

Если в единицу времени тело испускает энергии больше, чем поглощает, то тело начнет остывать и наоборот. С изменением температуры будет меняться количество энергии поглощаемой или испускаемой телом. В результате между окружающей средой и телом установится термодинамическое равновесие, которое носит динамический характер.