При обучении биологии

Учебный прием Задание Действия, входящие в состав приема
1. Приемы обучения, основанные на анализе-синтезе
Анализ строения органов Рассмотрите строение органов (растения, животного, человека); опишите их строение Выделение в определенном порядке главных частей органа. Характеристика их. Последовательное подразделение главных частей на более мелкие части, имеющие существенное функциональное значение. Характеристика их
Распознавание органов и организмов по морфологичес-ким признакам Рассмотрите объект и назовите его (плоды, соцветия, корни, листья, раковины, кости, насекомые, черви) Выделение существенных морфологических признаков. Объединение признаков (синтез). Подведение под конкретное понятие (название объекта). Рассмотрение объекта. Выделение существенных признаков. Подведение под конкретное понятие
Сравнение органов и организмов Сравните строение органов. Сравните два процесса. Сравните строение двух организмов. Сравните эволюционное положение двух организмов Определение каждого сравниваемого объекта. Сопоставление этих определений. Установление самого общего сходства. Выделение характерных признаков каждого объекта (анализ). Выделение различных признаков. Вывод из сравнения
2. Приемы установления причинно-следственных связей
Объяснение биологического опыта Укажите, в чем заключается значение опыта. Опишите наблюдаемый сейчас или ранее опыт Определение цели опыта, условий опыта. Перечисления действия при постановке опыта. Описание результатов опыта. Выводы из опыта. Объяснение явлений, наблюдаемых в опыте: на уровне фактов, на уровне понятий  
3. Приемы обобщения и систематизации знаний
Формулировка выводов Сделайте вывод из учебного урока. Сделайте вывод из статьи учебника. В чем состоит решение поставленной на уроке проблемы? Подведите итоги своему ответу на определенную тему Установление главного, общего в изучаемых явлениях или предметах. Установление главных причин явлений
Самостоятельное определение понятий Определите содержание понятий Выделение при наблюдение существенных признаков объектов и явлений. Отбрасывание несущественных признаков различия. Обобщение сходных признаков. Определение понятия
Экологическая характеристика (организма) Укажите в чем выражается взаимосвязь данного организма с внешней средой; в чем заключается исторически сложившаяся приспособленность органа (организма) к внешней среде; в чем проявляются адаптивные черты функций органа Выяснение среды обитания. Указание на форму, окраску, размеры тела, расчленения на основные отделы (анализ). Проведение оценки приспособленности внешнего строения организма к среде обитания. Определение приспособленности деталей внешнего строения к факторам среды. Описание приспособительных черт функций органов (если требуется по заданию). Вскрытие общих причин приспособленности (роль факторов эволюции)
Биологическая характеристика организма Рассмотрите организм и выделите признаки, отражающие биологические закономерности Выделение признаков, характеризующих систематическое положение объекта. Выделение признаков, показывающих взаимосвязь строения и функции. Выделение признаков приспособленности к среде обитания (адаптивных). Выделение признаков, отражающих уровень исторического развития данного объекта

Умение считается усвоенным, если ученик:

ü знает область применения умения, или навыка, понимает особенности источников биологических знаний – текста учебника, натурального или изобразительного наглядного пособия;

ü знает содержание и последовательность действий, план работы;

ü практически пользуется этими действиями в любой учебной ситуации, в том числе в новой.

О ходе формирования навыка можно судить по таким показателям, как скорость и качество, самостоятельность выполнения действия. Навык высокого уровня характеризуется систематическим достижением хороших результатов. Если же успешность действия сохраняется при включении его в системы других более сложных действий, то это свидетельствует о наличии хорошо сформированного навыка.

Изучение опыта работы школы показывает, что нередко сам учитель сообщает ученикам наиболее существенные признаки изучаемых объектов, делает за них обобщения и выводы. Все это снижает познавательную деятельность учеников, не развивает нужные умственные умения, самостоятельность в учебной деятельности. Истинное овладение понятиями возможно лишь в процессе активной познавательной деятельности, которая строится на базе разных приемов мышления.

В целом проблема формирования умений относится к числу наиболее сложных в практике работы любого учителя биологии. Одна из причин этого положения состоит в том, что овладение умениями во многих случаях объективно труднее для учащихся, чем усвоение знаний, и от учителя здесь требуется особенно хорошее знание методики и целенаправленная работа.

 

Литература:

1. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учеб. для студ. пед. ин-тов. 4-е изд. М., 1983.

2. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания. М., 1985.

3. Пономарев И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 2003.

 


Лекции № 15-16