Внутриполитическое и социальное развитие

 

31 декабря 1999 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин объявил о своей отставке. 26 марта 2000 г. на досрочных выборах Президентом РФ избирается В.В. Путин, получивший 52% голосов.

В мае 2000 г. новым Председателем правительства РФ был назначен М. Касьянов.7 декабря 2003 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу, когда основ­ные политические оппоненты действующего Президента, как справа, так ислева, потерпели поражение. В Думу прошли только четыре политические партии и объедине­ния: «Единая Россия» (Б. Грызлов, С. Шойгу, Ю. Луж­ков, М. Шаймиев); КПРФ (Г. Зюганов); ЛДПР (В. Жири­новский); «Родина» (С. Глазьев, Д. Рогозин, В. Геращен­ко). СПС и «Яблоку» не удалось преодолеть пятипроцент­ный барьер.

14 марта 2004 г. Путин был избран на второй прези­дентский срок. Получив по итогам выборов 71,2%, он су­щественно улучшил свои результаты по сравнению с вы­борами 2000 г.

Внутриполитическое развитие и административ­ная реформа. С приходом к власти В. Путина главным лозунгом нового президента стало «укрепление государ­ства». Опираясь на свою высокую популярность, В. Пу­тин ив целом политический класс, претерпевший лишь незначительные персональные изменения, быстро решили ряд задач по укреплению своих политических позиций. В ходе парламентских выборов в декабре 1999 г. удалось получить большинство в третьей Госдуме. Так было снято одно из главных противоречий 1990-х — между президент­ским кабинетом министров и оппозиционным президенту парламентом.

В целях ликвидации широкой политической автоно­мии региональных элит иих лидеров были созданы 7 федеральных округов и реформирован Совет Федерации. Произошло значительное перераспределение бюджетных средств в пользу федерального центра. Большинство дого­воров и соглашений между федеральными и региональны­ми властями, дававших регионам те или иные привилегии, было расторгнуто. Кроме того, федеральные органы власти получили право распускать региональные парламенты и от­решать от должности глав регионов.

В результате в течение первого президентства В. Пути­на сформировался иной политический режим, для которо­го характерны:

• сосредоточение власти в руках относительно консо­лидированной правящей группы во главе с прези­дентом;

• «техническая» роль обеих палат парламента, в це­лом лояльных этой группе;

• «техническая» роль правительства, при высокой ста­бильности его кадрового состава;

• возросший контроль со стороны правящей группы над общенациональными СМИ (в первую очередь, телеканалами), судебной и правоохранительной сис­темами;

• падение политической роли и возможностей регио­нальных элит, их высокая лояльность правящей группе, исключающая самостоятельную политичес­кую игру против Центра. Все эти факторы, вместе взятые, позволили:

• поддерживать высокую популярность действующего президента (в том числе за счет активной пропаган­ды достижений власти, ставшей важной частью рос­сийской политической реальности);

• проводить через парламент законодательные акты, ранее нередко блокировавшиеся оппозиционным большинством Думы, что позволило создать условия для оживления экономики;

• обеспечивать поддержание единого правового и эко­номического пространства.

Политические преобразования, осуществленные в пер­вый период правления Путина, привели к ослаблению ав­тономии практически всех политических институтов. Ито­ги выборов в Государственную думу в декабре 2003 г. окон­чательно закрепили моноцентризм в качестве центрально­го принципа российской политики. Утверждение нового правительства в нижней палате парламента после прези­дентских выборов превращалось в чисто техническую процедуру. Это позволило отправить в отставку кабинет Касьянова и начать формировать новое правительство, не дожидаясь результатов президентских выборов. Формиро­вание правительства во главе с М. Фрадковым с самого начала проходило под знаком административной рефор­мы. В то же время эта реформа не ограничивалась переме­нами в кабинете, а была призвана завершить реформу вла­сти, начатую в первый период правления Путина. В сред­несрочной перспективе предполагалось завершение рефор­мы федеративных отношений (территориальная реформа, в первую очередь разделение ответственности между муни­ципальными и федеральными органами, а также подкреп­ление функции муниципалитетов соответствующими бюд­жетами).

В марте 2004 г. был осуществлен переход к новой трех-звенной структуре федеральных органов исполнительной власти: министерства, федеральные агентства и службы. Произошло функциональное разделение — министерствам доверили разработку политики отрасли в целом, другим структурам (федеральным агентствам и др.) — ее реализа-

цию. Проводятся также налоговая реформа и реформы в

силовом блоке.

В целом реформы второго срока президентства Путина обладают важной особенностью. Преобразования, прово­дившиеся действующим президентом в 2000—2004 гг., ка­сались главным образом, различных отрядов российской элиты. На период 2004-2008 гг. приходятся перемены, которые затронули интересы массовых групп населения. Реформы ЖКХ, образования, здравоохранения предпола­гают ликвидацию некачественных, но доступных и при­вычных услуг, имеющих отчасти символическую, а отчас­ти и реальную ценность для большинства населения.

В сентября 2004 г. после трагедии в Беслане на расши­ренном заседании правительства Путин объявил о планах реформ государственного и политического устройства, при­званных укрепить политическую стабильность и рациона­лизировать сложившуюся политическую систему в целях повышения эффективности борьбы с терроризмом.

Новый политический режим оказался более дееспособ­ным и эффективным, чем прежний. Тем не менее, в его природе все еще заложен ряд недостатков, способных по­влечь за собой замедление темпов развития страны: отсут­ствует полноценная политическая конкуренция, являю­щаяся основой демократии и важным стимулом обществен­ного развития; сохраняется доминирование ведомств (бю­рократии); судебная и правоохранительная системы не стали менее коррумпированными, но при этом их админи­стративная зависимость выросла.

До тех пор, пока государство не отделено от собствен­ности, пока управленческий аппарат остается выведенным за границы юридической и экономической ответственнос­ти за принимаемые решения, не будет движения к право­вому порядку, а без этого все разговоры об эффективной экономике, высоких темпах роста, иностранных инвести­циях мало что дадут. Социологические исследования сви­детельствуют: 96% опрошенных считают, что в стране царит произвол властей, свыше 50% полагают, что от него нет защиты. Более половины опрошенных (58%) убеж­дены, что власть в России держится, прежде всего, на круговой поруке чиновников и их коррумпированности.Притаком отчуждении населения от государства после­днее не может быть источником доверия, а становится главным источником недоверия, распространяющегося на все общество.

Недаром в Послании Президента РФ Федеральному Со­бранию в мае 2005 г. главной политико-идеологической задачей было обозначено развитие России как свободно­го, демократического государства. При этом Президент выделил три направления: меры по развитию государства; укрепление закона и развитие политической системы; по­вышение эффективности правосудия; развитие личности и гражданского общества в целом.

 


[1] Захаревич А.В. История Отечества: Учебник / А.В. Захаревич.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.

[2] Самыгин П.С, Беликов К.С., Бережной С.Е, и др. История. Для студентов средних специальных учебных заведений. / П.С. Самыгин, К.С. Беликов , С.Е. Бережной и др./ - Ростов н/Дону: Феникс, 2010.

[3] Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций.с древнейших времен до конца ХХ в. Под ред. В.И. Уколова. М.: Дрофа, 2002.

[4] Зуев М.Н. «История России с древнейших времен до начала ХХ1 в.»/М.Н. Зуев/.- Учебное пособие.- М.: Дрофа, 2010.

[5] Елисеев Г.А., Алексеев С.В., Володихин Д.М. «Отечественная история»./ Г.А. Елисеев и др./.- М.: Форум, ИНФРА-М, 2006.

[6] Карамзин Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин/- М.: Изд-во «Эксмо»,2002.