Поурочный комплекс средств обучения

 

Средства обучения можно подразделить на следующие комплексы:

ü Книжный комплекс: программы и учебники, учебные и методические пособия, справочная, научно-популярная и научная литература.

ü Комплекс наглядных пособий: натуральные живые и препарированные объекты, плоскостные и объемные изображения натуральных объектов, ТСО.

ü Комплекс учебного оборудования: лабораторное и экскурсионное оборудование, инвентарь для ухода за растениями и животными.

ü Слово учителя является интегрирующим средством обучения.

Оптимальное множество взаимосвязанных между собой средств обучения, необходимых для изучения данного вопроса программы, образует своеобразный комплекс. Все компоненты этого комплекса должны быть связаны между собой содержанием и методикой изучения темы, не повторять друг друга, усиливать педагогические возможности каждого.

Центральным, связующим компонентом комплекса средств обучения является школьный учебник биологии. Все остальные средства обучения должны быть тесно связаны с учебником, разъяснять и развивать идеи учебника, служить общим целям формирования у учащихся прочных и пластичных биологических знаний и умений.

Учебник адресован ученикам, а для учителя это ориентир, который определяет глубину и логику раскрытия каждого вопроса. Современные учебники – это комплексные средства обучения, сочетающие в себе текст, иллюстрации, задания и другие структурные компоненты (табл. 1).

 

Таблица 1. Способы фиксации в учебнике отдельных видов содержания

 

Вид содержания Способы фиксации содержания в учебнике
Информация (знания) Основной, дополнительный и пояснительный тексты, иллюстрации с подписями к ним, таблицы, инструктивные материалы, указатели, словари и т.п.
Способы деятельности (умения): а) по образцу;   б) поисковые   Задания репродуктивного характера, тренировочные упражнения Задания творческого характера, биологические задачи
Воспитательный элемент (отношения) Тексты и иллюстрации, обращенные к чувству учащихся, постановка нравственных и этических проблем, задания на осознание и выражение своего отношения к изучаемому материалу

 

В учебнике в той или иной мере отражается методика преподавания учебных предметов. В них приводятся материалы и инструкции для самостоятельных работ, наблюдений и опытов, задания и вопросы для проверки знаний, упражнения для закрепления знаний и умений.

Важнейшими факторами, определяющими эффективность системы средств обучения, являются качество отдельных средств обучения и отбор на урок таких средств, которые в наибольшей мере отвечают характеру изучаемого материала, выбранным методам, уровню подготовки класса. Определяющими в выборе средств обучения являются такие факторы, как цель урока, уровень подготовки класса, способность учащихся к работе на том или ином уровне познавательной деятельности, выбранные (на этой основе) методы и формы организации обучения. Важным факторам служат и сами средства, специфика их свойств и функций.

Совокупность всех этих факторов побуждает учителя к необходимости вариативного использования средств, образующих поурочные комплексы. При этом независимо от варианта состава данного комплекса исключительно важно определить средство, несущее основную дидактическую нагрузку. Например, при объяснении нового материала такими средствами служат, как правило, те из них, которые содержат систематическое изложение формируемых знаний. Это чаще всего учебные диафильмы, кинофильмы, телевизионные передачи на урок.

Вариативность следует понимать шире, чем использование различных сочетаний средств обучения при изучении ряда сопредельных тем. Опыт показывает, что демонстрация из урока в урок диафильма или таблицы притупляет интерес школьников к учению. Поэтому целесообразно разнообразить сочетание предъявляемых средств обучения и методы работы с ними.

На выбор средств обучения оказывает влияние этап познавательной деятельности учащихся.