Система средств обучения

А. Макаренко

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Выбор методов и их развитие

 

Развитие методов связано с тем, что учащиеся из класса в класс овладевают различными умениями, поэтому один и тот же метод усложняется (усложняются задачи, которые выдвигаются перед учащимися), усиливается роль доли самостоятельной деятельности школьников, усложняется познавательная деятельность учащихся, изменяется руководящая роль учителя.

В работе преподавателя выбор метода при изучении того или иного учебного материала имеет большое значение с учетом возраста учеников. Многообразие методов и приемов обучения является характерной особенностью учебного процесса в целом. При выборе методов основополагающими являются цель урока и содержание учебного материала. Так, изучение морфологических понятий требует наблюдений, а физиологических и экологических – наблюдений, опытов и экспериментов.

При выборе методов следует учитывать степень самостоятельности учащихся, а также характер учебного содержания (знакомый материал или новый). Учитываются также материальные возможности школы, оснащенность кабинета биологии. При выборе методов следует учитывать уровень развития учащихся, подготовленность самого учителя, его стремление разнообразить уроки. На выбор методов могут влиять время и форма организации учебного процесса.

Оптимальный выбор методов может быть сделан лишь при условии хорошего знания качественных свойств каждого метода, то есть учета его достоинств и недостатков с точки зрения эффективности обучения.

 

Литература:

4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учеб. для студ. пед. ин-тов. 4-е изд. М., 1983.

5. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания. М., 1985.

6. Пономарев И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 2003.

 


Лекции № 11-12

 

Никакое средство вообще,

какое бы ни взяли,

не может быть признано

ни хорошим, ни плохим,

если мы рассматриваем его

отдельно от других средств,

целой системы,

от целого комплекса влияний.

Цель лекции: сформировать понятия о системе средств обучения биологии, изучить наглядные пособия по биологии, их виды и классификацию, рассмотреть поурочный комплекс средств обучения.

 

План лекции:

1. Система средств обучения.

2. Наглядные пособия по биологии, их виды и классификация.

3. Поурочный комплекс средств обучения.

 

 

Средства обучения – разнообразные предметы, явления, факты, обучающие программы, способствующие повышению эффективности учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения. То есть средства обучения – это все источники знаний и приспособления, при помощи которых учитель учит, а ученики учатся.

Средства обучения выполняют две основные функции: познавательную и функцию управления познавательной деятельностью учащихся. Эффективному использованию средств обучения помогает их классификация.

Можно выделить три основных вида средств обучения: реальные (натуральные) объекты и процессы, знаковые (изобразительные) заместители реальных объектов и процессов, словесные, или вербальные средства.

Все средства обучения представляют собой те или иные способы выражения фиксации содержания биологии и организации учебно-познавательной деятельности.

Реальные, или натуральные, объекты – это микропрепараты, организмы живые или фиксированные, надорганизменные биосистемы (лес, озеро, аквариум). Реальные свойства изучаемых объектов могут восприниматься не только зрением, но и органами обоняния, слуха, осязания.

Знаковыми, или изобразительными, заменителями реальных объектов и процессов являются таблицы с изображением, схемы, фотографии, модели, муляжи, мультимедийные средства обучения.

Словесные, или вербальные, средства – это книга, в том числе учебник, слово учителя, дикторский текст, тесты, рабочие тетради. Восприятие вербальных средств обучения позволяет направить путь познания, проникнуть в сущность изучаемых предметов и явлений, обеспечить эмоциональное содержание.

Практика работы школы и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения всех органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее он усваивается. Еще Я.А. Коменский обосновал «золотое правило дидактики»: привлекать к обучению все органы чувств.

Наглядность как средство обучения предназначена для создания у учащихся статических и динамических образов. Наглядные пособия – это конкретные объекты, используемые учителем на уроке. Наглядные пособия, выражающие биологическое содержание изучаемых предметов и явлений – основные средства обучения, а различные приборы, инструменты, техническое оборудование – вспомогательные (увеличительная техника – микроскопы, лупы; лабораторное оборудование – штативы, посуда, нагревательные приборы; препаровочный инструмент – пинцеты, препаровальные иглы; ТСО – диапроектор, эпидиаскоп, кодоскоп, телевизор, видеомагнитофон, компьютер).

Среди ТСО как особую группу часто выделяют аудиовизуальные средства, в том числе статической экранной проекции (диафильмы, диапозитивы, слайды, графопособия, кодограммы), динамической (учебные видеофильмы, телевизионные программы, компьютерные программы), звуковые (радио, звукозапись). Всеэти аудивизуальные средства обучения имеют преимущество перед обычными печатными пособиями, так как позволяют показать изучаемые явления и процессы во всех стадиях и в нужной последовательности.

 

Наглядные пособия по биологии, их виды и классификация

 
 


Средства обучения биологии

       
 
   


Основные Вспомогательные

       
   
 
 


Реальные Знаковые Вербальные ТСО ЛО

 

Живые Объемные Слово, учебник Статичные Реактивы

Неживые Рисованные Тесты, инструкции Динамичные Инструменты

 

Натуральные пособия. Натуральными живыми пособиями служат специально подобранные растения (комнатные, принесенные со школьного участка или с экскурсии),животные в аквариумах, инсектариях, террариумах и клетках в уголке живой природы.

К натуральным препарированным пособиям относятся гербарии, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, скелеты позвоночных животных и отдельные их части, чучела.

Демонстрации живых растений и животных требует заблаговременной их подготовки. Выбор этих объектов определяется программой, местными условиями и требованиями по охране природы. Кроме сбора объектов в природе, растения можно специально высеять на участке.

Влажные препараты часто теряют естественную окраску и в таком случае их используют на уроке в сочетании с другими пособиями, отображающими естественную окраску этих объектов и их местоположение в целостном организме.

Микропрепараты не заменимы в познании клеточного строения организмов, а также микроскопически малых природных объектов. Микропрепараты есть постоянные (фабричные) и временные, приготовленные учителем для урока или на уроке самими школьниками. Учитель при работе с микропрепаратами должен предупредить детей о том, цвет не является естественным (микропрепараты окрашиваются).

На уроках биологии часто используют коллекции, которые представляют монтаж натуральных объектов, объединенных определенной тематикой (коллекция плодов и семян, представители отрядов насекомых). Такие коллекции называются морфологическими. Их используют для сравнения объектов. Для изучения роль живых организмов в природе существуют другие учебные коллекции: «Насекомые – вредители сада и огорода», «Насекомые – опылители луговых растений». Также есть общебиологические коллекции, например, «Развитие тутового шелкопряда», «Развитие майского жука», «Защитные приспособления у животных». Технологические коллекции демонстрируют продукты, получаемые из природных материалов, например, «Каменный уголь и продукты его переработки», «Зерновые культуры и крупы, получаемые из них».

Очень важно соблюдать правила хранения натуральных средств обучения. Чучела животных необходимо содержать в особых коробках или застекленных шкафах (практика использования чучел животных для украшения кабинетов не считается удачной). Влажные препараты хранятся в закрытых шкафах и систематически проверяются на герметичность. Коллекции и микропрепараты хранятся в специальных коробках.

Обеспечить все уроки натуральными объектами не представляется возможным, поэтому необходимо включать в учебный процесс специально разработанные изобразительные пособия.

Изобразительные пособия. К ним относятся объемные – муляжи и модели; рисованные – таблицы, географические карты, репродукции картин, портреты ученых, дидактический раздаточный материал.

Муляжи – это пособия, которые точно копируют натуральные объекты. Они показывают форму, размеры, окраску природных объектов (набор плодов гибридных и полиплоидных растений; плодовые тела шляпочных грибов).

Модели являются изображениями натуральных объектов, но они не копируют объект, а представляют его самые главные свойства в схематизированном виде. Модели могут быть плоскостные (модель работы клапанов сердца) и объемные (модель сердца), статические (модель строения цветка) и динамические (магнитные модели «Биосинтез белков», «Цикл размножения мха»).

Наиболее часто в обучении биологии используются таблицы. Они могут быть рельефными и печатными. Рельефные таблицы представляют барельефы из пластика. Неглубоким рельефом выделены контуры организма, системы органов, части органа. Такие таблицы долговечны, легко моются, но для их хранения нужно значительно больше места.

Из вербальных средств на уроках биологии часто используют дидактический материал. Этот вид учебного оборудования представляет собой печатное пособие, по которому учащиеся самостоятельно выполняют задания преподавателя. Многие издательства выпускают специальные пособия, содержащие разного рода карточки-задания. Карточки-задания, различные тесты, рабочие тетради помогают учителю осуществить дифференцированный подход в обучении на уроках биологии.

Различные средства обучения могут изготавливать сами учащиеся. В теории средств обучения ведущими учеными-методистами была сформулирована главная идея – при обучении биологии преимущественное место среди наглядных пособий должны занимать натуральные наглядные пособия.