Лекция № 37

Наука.

Развитие науки в первой половине XIX в. име­ло свои особенности, состоявшие в интенсивном накопле­нии фактического материала, новых теоретических разра­боток и в острой борьбе прогрессивных ученых с предста­вителями идеалистических теорий. Большое влияние на научные открытия оказывала передовая философская мысль, считавшая естественные науки фундаментом мате­риалистического мировоззрения. Новым явлением в науке становится ее практическая направленность. Открытия и изобретения многих русских ученых носят общемировое значение: настоящий переворот в геометрии произвели исследования Н.И. Лобачевского, создавшего систему так называемой «неевклидовой» геометрии; физик Б.С. Якоби сконструировал электромотор; величайшим научным от­крытием стал периодический закон химических элемен­тов, сформулированный Д.И. Менделеевым; глубокие ис­следования в сфере психологии и высшей нервной дея­тельности человека и животных проводили И.И. Сеченов и И.П. Павлов и т.д. Огромный шаг вперед в XIX веке был сделан в познании и осмыслении русского прошлого, что было связано с общим подъемом русского националь­ного самосознания в эту эпоху. Такие крупнейшие истори­ки XIX в., как Н.М. Карамзин, СМ. Соловьев, В.О. Клю­чевский создали фундаментальные труды по русской исто­рии, где освещаются проблемы формирования государствен­ности в России, основных тенденций жизни государства и общества, роли народа в жизни страны и т. д.

Литература и искусство.

XIX век стал «золотым веком» русской классической литературы. В начале столетия основной тен­денцией в литературе является смена классицизма и сен­тиментализма новым течением — романтизмом, воспеваю­щим уход от повседневности, стремление к возвышенному идеалу, его поиск в прошлом. Это направление проявля­ется в произведениях В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, ранних сочинениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Во второй четверти XIX в. в русской словесности утверж­дается реализм — стремление изображать жизнь в ее ти­пических проявлениях. Основоположниками реализма в русской литературе были гениальный поэт, прозаик, драма-тург и публицист — А.С. Пушкин, перу которого принад­лежат такие шедевры русской литературы, как «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Пико­вая дама» и многие другие, и талантливый писатель и драматург — Н.В. Гоголь, создатель произведений, беспо­щадно изобличавших крепостнические и самодержавные порядки России 30-40-х гг., — «Ревизор» и «Мертвые души». Крупнейшими литераторами первой половины XIX в. были А.С. Грибоедов, И.А. Крылов, М.Ю. Лермон­тов, И.А. Гончаров и др. Центральными темами произве­дений крупнейших писателей середины — второй полови­ны XIX в. — И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Тол­стого — стали вопросы человеческой природы, смысла жиз­ни, сущности бытия. Этот психологизм был вызван той напряженностью в обществе, которая была характерна для второй половины XIX столетия.

Живопись. Смена стилей и направлений происходила в начале XIX в. и в живописи. Классицизм, в котором пре­обладали религиозная и мифологическая тематика, вытес­няется вначале романтизмом (проявившимся в полотнах О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова), а затем реализмом, получившим особое развитие во вто­рой половине века. Наиболее значимым явлением этого периода в живописи было «Товарищество передвижных художественных выставок», в состав которого входили такие мастера, как И. Крамской, Н. Ге, В. Суриков, В. Перов, А. Саврасов, И. Шишкин и др. Позднее к ним примкнули И. Репин, И. Левитан, В. Маковский. Сюжет­ная линия, в основе которой стоял русский народ, его жизнь, быт, традиции, история России, проблемы совре­менной действительности, манера изображения, глубокий драматизм и психологизм картин, делают работы этих мастеров шедеврами мировой культуры.

Архитектура. В архитектуре первой половины XIX в. господствовал классицизм. В Санкт-Петербурге воздвига­ются величественные официальные здания и архитектур­ные ансамбли, призванные символизировать величие и про­цветание Российской империи. В этот период были пост­роены ансамбль Дворцовой площади, Исаакиевский собор, здания Сената и Синода и т. д. В пореформенный период на архитектуру оказывают воздействие различные факто­ры. Это, во-первых, достижения промышленного прогрес-

са, приведшие к появлению нового типа зданий, с другой стороны, проявляется стремление к стилизации «под ста­рину», результатом чего было появление так называемого «неорусского» стиля. В этом стиле были построены зда­ния Исторического музея, Верхних торговых рядов (ГУМа), Московской городской думы и др. В конце XIX в. в архи­тектуру начинают проникать элементы стиля модерн.

Музыка. Наиболее активно русская музыкальная куль­тура развивается во второй половине XIX в. Огромный вклад в развитие этой сферы внесли представители так называе­мой «Могучей кучки» — М. Балакирев, А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков и Ц. Кюи. Для твор­цов объединения характерно создание крупных музыкаль­ных форм, проникнутых высоким патриотическим духом. Величайшим композитором эпохи был П.И. Чайковский, чьи оперы, балеты и симфонии проникнуты глубоким лиризмом и человечностью, наполнены искренними чувствами.

Величайшие достижения русской культуры XIX века были вызваны ростом национального самосознания рос­сийского общества, просвещения, научно-технического про­гресса и т. д. В сферу культуры и искусства вовлекаются все большие слои общества. Национальный элемент в рус­ской культуре данной эпохи становится преобладающим, что приводит к ее неповторимости и мировой значимости.

Литература: 1-й – раздел 7.15

2-й – раздел 6.6