Конституционный строй -это отраженные в Конституции и реально существующие устои жизни общества и государства.

Тема 3. Основы конституционного строя Российской Федерации

Глава 9 носит название «Конституци­онные поправки и пересмотр Консти­туции».

Тема 2. Конституция Российской Федерации – основной закон государства

Система конституционного права России. Понятие, особенности и виды конституционно-правовых норм. Институты и подотрасли в конституционном праве

Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложной системой. Системное построение конституционного права означает, что оно представляет некое целостное образование, состоящее из ряда элементов, находящихся между собой в определенной связи (соподчинении, координации, функциональной зависимости и т.д.).

Система конституционного права - это его внутреннее строение, устройство, деление на нормы, институты, подотрасли и их целостное соединение.

Поскольку первичной «клеточкой» права в целом являются его нормы, то и система конституционного права, представлена определенным образом структурированными и взаимосвязанными конституционными нормами. Нормы объединяются в более общие нормативно-юридические образования – конституционно-правовые институты, которые в своем единстве и представляют конституционное право России как целостное образование - отрасль права.

 

В общей теории под нормой права понимается исходящее от государства и охраняемое им общеобя­зательное и формально-определенное правило поведе­ния, предоставляющее участникам отношений юриди­ческие права и возлагающее на них обязанности, содержащееся в статье, пункте, части нормативного юридического акта.

Конституционно-правовая норма- этоустановленное государством общеобязательное правило поведения, которое регулирует отношения, вытекающие из основ организации гражданского об­щества, взаимосвязей государства и личности, тер­риториальной и национально-территориальной струк­туры государства, организации и деятельности его органов.

Специфика конституционно-пра­вовых норм определяется предметом отрасли, то есть особенностями регулируемых кон­ституционным правом общественных отношений:

1. Конституционный характер данных норм обуслов­лен двумя факторами. Во-первых, основная часть из них содержится в Конституции Российской Федерации и кон­ституциях входящих в нее республик. Во-вторых, они регулируют общественные отношения, которые связаны с высшими интересами государства и общества, т. е. закрепляют фактическую конституцию государства.

2. Определяющая природа конституционно-право­вых норм по отношению к нормам других отраслей права выражается в том, что они закрепляют положе­ния, из которых исходят другие отрасли права. В этом качестве нормы конституционного права часто высту­пают как нормы-принципы – одни группы общественных отношений конституционное право регулирует непосредственно и в полном объеме, в других областях регулирование имеет характер основополагающих начал и принципов, ориентиров для отраслевого правового регулирования. (пример нормы принципа – нормы Конституции, определяющие Россию как демократическое, правовое, социальное государство).

3. Значительная часть норм конституционного права имеет учредительный характер. Они учреждают те или иные государственные институты, атрибуты госу­дарства; систему и виды органов государства, их компетенцию в сфере правотворчества, формы право­вых актов, порядок их принятия, опубликования и вступления в силу, т. е. устанавливают правила форми­рования других отраслей права, для которых нормы конституционного права здесь юридически первичны.

4. Ряд конституционно-правовых норм провозглаша­ют цели и задачи, стоящие перед обществом, страной, т. е. носят программный характер.

5. Классическая правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Конституционно-правовые нормы такой структуры почти не знают. В них, как правило, не назван адресат, во многих из них не указывается, кому делегируются права и на кого возлагаются обязанности, какова ответственность за их нарушение. Иначе говоря, большинство конституционно-правовых норм имеют толь­ко диспозицию,то есть само правило поведения. Ряд норм состоят из гипотезы и диспо­зиции, а санкции в них встречаются крайне редко.

6. Конституционно-правовые нормы имеют и осо­бый механизм реализации. Многие из них закрепляют определенное правовое состояние, т. е. не связаны с регулированием конкретных правоотношений.

Конституционно-правовые нормы классифицируются по самым различным осно­ваниям:

1) по юридической силе. Главным критерием данного подразделения является характер акта, в котором выражена конкретная норма (Конституция РФ, консти­туционный закон; и др.);

2) по действию во времени и пространстве – нормы, действующие постоянно и нормы, действующие определенное время; нормы, реализуемые на всей территории РФ или на территории ее субъектов, а также в муниципальных образованиях.

3) по характеру содержащегося предписания. Меха­низм конституционных норм воздействия на обще­ственные отношения обусловлен характером содержа­щегося в них предписания. По этому признаку они подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы наделяют субъекта пра­вами действовать определенным образом и в опреде­ленных пределах по своему усмотрению. Это нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъектов действовать в соответствии с требованиями конституционно-правовых норм. К ним относятся нормы, закрепляющие обязанности граждан, а также нормы, регламентирующие действия должностных лиц и государственных органов (например, порядок опубли­кования законов и иных актов), фиксирующие обязанность общественных объединений совершить действия,. предусмотренные правовой нормой (зарегистрировать свой устав в органах юстиции).

Запрещающие нормы содержат запреты на совер­шение определенных действий (например, указание, что никто не может быть лишен гражданства или что никто не может присваивать себе власть в Российской, Федерации);

4) по степени определенности содержания. Данное ос­нование позволяет подразделить конституционно-право­вые нормы на два вида: императивные и диспозитивные.

Императивные нормы исключают свободу усмотре­ния субъекта при использовании содержащегося в ней предписания. Вариант поведения субъекта, предусмот­ренный в такой норме, не дает возможности свободы выбора (так, при определенных условиях не разреша­ется выход из гражданства РФ, или: никакие другие положения настоящей Конституции не могут противо­речить основам конституционного строя).

Диспозитивные нормы допускают выбор вариантов при совершении действий субъектами конституцион­ного права (например, по ст. 36 Конституции граждане и их объединения вправе иметь в частной собственно­сти землю, в ст. 109 говорится, что Государственная Дума может быть распущена Президентом);

5) по способу регулирования общественных отноше­ний. Согласно этому критерию все конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы непосред­ственно регулятивного или общерегулятивного харак­тера, предполагающего издание конкретизирующих ак­тов, нормы-принципы, нормы-цели;

6) по назначению в механизме правового регулирования. Здесь конституционно-правовые нормы класси­фицируются на материальные и процессуальные. Ма­териальная норма предусматривает совершение како­го-либо действия (избрание депутатов или должност­ных лиц), а процессуальная — порядок его совершения (голосование). Сводом процессуальных правил можно назвать регламенты палат Федерального Собрания Рос­сийской Федерации.

Классификацию норм конституционного права можно провести и по иным основаниям для их позна­ния в нужном исследователю аспекте.

Конституци­онно-правовой институт - это система, совокупность, обособленная группа конституционно-правовых норм, регулирующих взаимосвязанные однородные обще­ственные отношения (например, «конституционный статус личности», «государственное устройство»).

В зависимости от структуры конституционно-пра­вовые институты подразделяются на простые и слож­ные. К примеру, институт «конституционный статус личности» включает в себя институты гражданства, прав, свобод и обязанностей граждан. В общей теории права простые институты именуются субинститутами и являются источниками менее высокого ранга чем те, в которые они входят в качестве составной части.

В науке конституционного права подход, согласно которому система отрасли конституционного права включает помимо норм и институтов еще и подотрасли[11] - объединение нескольких институтов. Основой для выделения подотраслей является относительная самостоятельность друг от друга соответствующих групп правовых норм. В конституционном праве, - по мнению С.А. Авакьяна, - можно выделить следующие подотрасли:

· основы конституционного строя;

· конституционный статус человека и гражданина;

· государственное устройство России;

· избирательное право;

· Президент Российской Федерации;

· Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации;

· Правительство и иные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации;

· конституционные основы судебной и прокурорской системы Российской Федерации;

· Конституционный Суд Российской Федерации;

· органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

· конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.

Институт конституционно-правовой ответственности относится к числу новых в российском конституционном праве, что объясняет значительное число точек зрения на сущность, природу, особенности конституционно-правовой ответственности. Не существует единства мнений и относительно наиболее точного названия этого вида юридической ответственности - можно встретить наименования «конституционная», «конституционно-правовая», «государственно-правовая ответственность». Мы согласны с мнением С. А. Авакьяна, полагающего, что более удачным является термин «конституционно-правовая ответственность», поскольку рассматриваемый вид юридической ответственности применяется в связи с обеспечением действия всех норм конституционного права, которое, как известно, не исчерпывается конституциями и содержит значительный перечень иных источников (например, специальные законы о референдумах, о статусе политических партий, посвященные вопросам гражданства и др.)[12].

Существуют также различные подходы к вопросу о соотношении политической и конституционной ответственности.

Ряд авторов (А.Я. Сухарев, В.Е. Крутских) рассматривают политическую ответственность как разновидность ответственности конституционной[13].

Другие (в частности Д.Т. Шон), напротив, считают конституционную ответственность разновидностью более широкого вида ответственности — политической. Тем самым конституционной ответственности придается неюридический характер и отмечается, что круг оснований конституционной ответственности не исчерпывается только правонарушениями и включает все случаи ненадлежащего осуществления публичной власти[14].

Также есть мнение, что конституционная ответственность объединяет политическую, моральную и юридическую ответственность[15].

Следует согласиться с мнением Н. М. Колосовой, считающей что, несмотря на ярко выраженный в отдельных случаях политический характер конституционной ответственности и их тесное соприкосновение по субъектам, основаниям наступления ответственности, неблагоприятным последствиям, конституционная ответственность должна рассматриваться как самостоятельный вид юридической ответственности[16].

Юридическая ответственность определяется как применение к лицам, совершившим правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения с соблюдением установленной процедуры[17]. Это реакция государства на совершенное правонарушение[18].

Конституционно-правовая ответственность – это закрепленная конституционно-правовыми нормами обязанность субъекта конституционно-правовых отношений отвечать за несоответствие своего юридически значимого поведения тому, которое предписано ему этими нормами, обеспечиваемая возможностью применения мер государственного воздействия.

Можно выделить следующие основные черты конституционно-правовой ответственности, специфика которых обусловлена предметом и методом конституционного права:

· источники ответственности;

· круг субъектов,

· основания наступления ответственности,

· меры ответственности (конституционно-правовые санкции).

Источниками конституционной ответственности являются:

· Конституция РФ;

· основные законы субъектов Российской Федерации (конституции и уставы);

· федеральные конституционные законы;

· федеральные законы.

Основанием наступления конституционно-правовой ответственности являются нарушения норм конституции и конституционного законодательства.

Субъекты конституционно-правовой ответственности – это субъекты конституционных правоотношений, т.е. лица (как физические лица, так и коллективные образования), обладающие конституционными правами и несущие конституционные обязанности.

 

 

Коллективными субъектами конституционно-правовой ответственности являются:

· Федеральное Собрание;

· Верховный Суд РФ;

· Высший Арбитражный Суд РФ;

· Конституционный Суд РФ;

· Правительство РФ;

· органы местного самоуправления;

· общественные объединения;

· субъект Федерации;

Индивидуальные субъекты конституционно-правовой ответственности:

· депутаты;

· должностные лица;

· граждане РФ;

· Президент РФ.

 

Конституционная санкция – это возможность наступления неблагоприятных последствий через законодательное принуждение по отношению к субъекту права в случае неисполнения им конституционных обязанностей или в случае неисполнения им конституционных обязанностей или в случае злоупотребления своими правами[19].

Конституционно-правовые санкции имеют ряд особенностей, отличающих их от мер других видов юридической ответственности, что позволяет выделить их в самостоятельный вид. Специфика конституционных санкций, по мнению В. А. Виноградова состоит в следующем:

· Во-первых, меры конституционной ответственности имеют четко выраженный политический характер и по основаниям применения, и по кругу субъектов. Поэтому осуществление мер конституционной ответственности должно ограничиваться конституционно-правовой сферой.

· Во-вторых, конституционно-правовые санкции применяются широким кругом уполномоченных субъектов (органами законодательной, исполнительной, судебной власти, местного самоуправления, должностными лицами, гражданами, например, в случае отзыва и др.). Меры конституционной ответственности могут применяться органами и должностными лицами в отношении неподчиненных и неподотчетных им субъектов, тем самым отличаясь от дисциплинарных взысканий.

· В-третьих, высшие органы государственной власти и должностные лица во многом определяют собственную ответственность. При установлении конституционно-правовых санкций в отношении этих субъектов следует исходить из принципа "сдержек и противовесов", таким образом, чтобы меры конституционной ответственности были взаимно сбалансированы. А обязанность одного была бы подкреплена полномочиями другого органа (должностного лица или иной инстанции ответственности, например, избирателей) на случай ее неисполнения.

· В-четвертых, применение конституционно-правовых санкций не влечет судимости или иного состояния наказанности[20].

 

Конкретный перечень конституционно-правовых санкций – вопрос дискуссионный. По мнению Н. М. Колосовой, конституционно-правовые санкции делятся на четыре вида:

· правовосстановительные санкции (признание неконституционным федерального закона);

· предупредительные санкции (письменное предупреждение органов юстиции о прекращении деятельности общественного объединения);

· меры взыскания, имеющие цель наказать правонарушителя (отрешение от должности Президента, лишение гражданства);

· санкции пресечения (введение чрезвычайного положения, вето Президента РФ).

По мнению С. А. Авакьяна, российским законодательством предусмотрены следующие меры конституционно-правовой ответственности: отмена решения о принятии в гражданство; лишение статуса беженца; отмена решения о предоставлении временного убежища; предупреждение общественного объединения в связи с деятельностью, не соответствующей закону или уставу общественного объединения; приостановление деятельности общественного объединения по решению суда; ликвидация общественного объединения; признание поведения физического лица, должностного лица, органа или общественного объединения противоконституицонным или не соответствующим закону; лишение государственных наград и званий; лишение или приостановление избирательного права гражданина – и активного, и пассивного, либо только пассивного; признание выборов депутатов и выборных должностных лиц недействительными; досрочное прекращение полномочий доверенных лиц; удаление из помещения для голосования члена избирательной комиссии, наблюдателя в случае нарушений ими избирательного законодательства; роспуск, прекращение полномочий органа, должностного лица; упразднение органа; приостановление деятельности органа; переформирование состава органа; отмена решения одного органа другим органом; отмена органом акта своего руководителя; отмена судом решения государственного органа или органа местного самоуправления; недоверие правительству со стороны парламента, отказ в доверии; отставка Правительства; отзыв депутата, выборного должностного лица избирателями; прекращение полномочий депутата, выборного должностного лица на основе вступившего в законную силу обвинительного судебного приговора по решению соответствующего представительного органа; прекращение полномочий депутата по решению представительного органа, если депутат не должным образом исполняет свои полномочия; процессуальные санкции, вытекающие из деятельности представительных органов; лишение депутатского вознаграждения[21].

Поскольку применительно к юридической ответственности в целом выделяют негативную (применение к лицам в особой процессуальной форме мер принудительного воздействия за совершенные ими правонарушения, и обязанность этих лиц претерпевать соответствующие лишения) и позитивную (осознанное и активное исполнение людьми своих обязанностей) ответственность, можно выделить меры позитивной и меры негативной конституционно-правовой ответственности. К мерам позитивной относятся роспуск Государственной Думы, отставка Правительства РФ по инициативе Президента РФ. К мерам негативной конституционно-правовой ответственностиотносятся:

· отзыв депутата;

· отрешение от должности Президента РФ;

· роспуск законодательных (представительных) органов субъектов Федерации федеральными законами, актами высших должностных лиц субъектов Федерации в связи с неприведением ими своих актов в установленном порядке в соответствие с актами большей юридической силы;

· отмена решения о регистрации кандидата в депутаты, на выборную должность избирательной комиссией, судом в связи с нарушением теми избирательного законодательства;

· отмена решения избирательной комиссии об избрании депутата, выборного должностного лица в связи с отказом лица оставить должность, не совместимую с депутатским мандатом;

· ликвидация общественных, религиозных объединений, средств массовой информации на основании судебного решения;

· роспуск избирательной комиссии вышестоящей избирательной комиссией или судом.

Наука конституционного права – система взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний о конституционном праве как правовой отрасли и регулируемых ею общественных отношениях

Конституционное право как учебная дисциплина – это совокупность правовых знаний о конституционном праве как отрасли права и как науке.

 

Конституция – (от латинского слова constitutio – установление) .основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации страны.

Каждая конституция выполняет следующие функции: учредительную, организаторскую, внешнеполитическую, идеологическую, юридическую.

Учредительная функция – Конституция является политико-правовой основой развития общества на последующем историческом этапе. Конституция либо закрепляет то, что уже существует как результата человеческих деяний, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, которые уже созрели в обществе, но еще не имеют необходимой правовой базы.

Организаторскаяфункция – Конституция не только оформляет достигнутое и ставит задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность.

Внешнеполитическая – является фундаментом внешнеполитической деятельности государства.

Идеологическая – может заключаться в закреплении постулатов определенного политического учения в качестве господствующих (все советские конституции). Конституция РФ 1993 года закрепляет, что никакая идеология в Российской Федерации не является государственно обязательной. С другой стороны, конституция просто не может не быть идеологическим (в смысле мировоззрения) документом. Каждое слово, закрепленные в Конституции институты выражают видение желаемой социально-политической системы страны. Конституция закрепляет свою систему общественных ценностей и нацелена на то, чтобы на ее основе воспитывались соответствующие воззрения каждого члена общества.

Юридическая функция – во-первых, Конституция становится основой новых правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа их развития); во-вторых, Конституция регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть почвой для их возникновения; в-третьих, дает импульс развитию законодательства.

Юридические свойства Конституции, т.е. признаки ее как основного закона государства:

· любая конституция – это правовой акт, закон и, следовательно, обладает всеми чертами закона;

· юридическое верховенство – означает высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая федеральные законы и федеральные конституционные законы, которые должны соответствовать Конституции и не могут ей противоречить;

· это база текущего законодательства, которое развивает предписания Конституции, исходит из ее духа;

· особый порядок принятия и изменения Конституции.

 

В политических и правовых науках конституции подразделяют на отдельные виды по различным крите­риям.

1. По юридической форме различают писаные и непи­саные конституции. Писаная конституция есть единый правовой акт. Примером писаной конституции служат Конституции Российской Федерации, США, Японии, Италии, других государств. Они представляют собой целостные системные политико-правовые акты, опре­деляющие важнейшие принципы общественного и го­сударственного устройства и являются юридической базой текущего законодательства. Неписаные консти­туции составлены из ряда обычных законов, судеб­ных прецедентов, политических традиций и обычаев (например, Конституции Англии, Дании и Новой Зе­ландии).

2. По способу принятия и изменения выделяют жесткие и гибкие конституции. Жесткие конституции имеют усложненный порядок принятия и изменения. В част­ности, Конституция Российской Федерации в ст. 134-137 устанавливает весьма сложный порядок своего, пересмотра и внесения поправок. Гибкие конституции принимаются и. изменяются в том же порядке, что и обычные законы. Все неписаные конституции являются гибкими.

3. В литературе конституции нередко делят на фактические и юридические. Фактическая конституция — это реально существующий в данной стране строй обще­ственных отношений, юридическая — совокупность тех положений, которые записаны в ней как юридиче­ском документе.

4. По форме государственного устройства страны конституции классифицируют на федеративные и унитар­ные. Федеративными являются Конституции России, ФРГ, Индии, унитарными — Японии, Италии, Китай­ской Народной Республики.

Под формой конституции понимаются различные виды ее объективного (материального) существования. Она включает в себя: а) юридическую, б) внутреннюю и в) внешнюю форму.

 

ДействующаяКонституция Российской Федерациипринята путем всенародного голо­сования (референдума) 12 декабря 1993 г. В нем приняло участие 58 млн., 187 тыс. 755 зарегистрированных, или 54,8% внесенных в списки избирате­лей. За принятие Конституции РФ проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании.

Основная задача, стоящая перед Конституцией РФ - оформление от­каза России от советской формы власти, утверждение нового конститу­ционного строя, демократизма госу­дарства и общества, политического плюрализма, основных прав и сво­бод человека и гражданина, инсти­тутов государственной власти и ос­нов местного самоуправления, феде­ративного устройства государства, плюрализма форм собственности и свободы предпринимательской дея­тельности.

Особенности структуры и содержания Конституции Российской Федерации

Многие конституции имеют пре­амбулу - вводный текст, - как пра­вило, с политической направленно­стью. Назначение преамбулы - обозначить пройденный страной путь, дать характеристику общества на со­временном этапе его развития, рас­крыть сущность и главные задачи го­сударства, цели конституции и про­возгласить ее принятие. Объем пре­амбулы - дело конкретной страны и подхода создателей конституции. Текст преамбулыКонституции РФ невелик и лаконичен. Несмотря на компакт­ность, преамбула имеет кон­цептуально-идеологическую нагруз­ку: содержит идею приори­тета прав и свобод человека, настра­ивает общество на внутренний (граж­данский) мир. В преамбуле последо­вательно отражена идея сохранения государственного единства России, возрождения ее суверенной государ­ственности в сочетании с равнопра­вием и самоопределением народов; подчеркнута направленность усилий на то, чтобы обеспечить благополу­чие и процветание России, думать об ответственности за настоящее и будущее и жить по правилам миро­вого сообщества.

Структура Конституции РФ. Конституция РФ состоит из Разде­ла первого - это ее основной текст - и Раздела второго «Заключительные и переходные положения».

Раздел первый делится на 9 глав.

В главе 1 «Основы конституцион­ного строя»Конституция РФ отражает следу­ющие характеристики конституцион­ного строя России:

· наличие Российского государ­ства как государственной основы кон­ституционного строя и его выраже­ния в масштабах всей страны;

· народовластие;

· признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;

· демократия как основа образа жизни в России и ее политического режима;

· идеологическое многообразие и политический плюрализм;

· свобода экономической деятель­ности и многообразие форм собствен­ности.

В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституция РФ отражает ценности мирового сообщества и эво­люцию подхода нашей страны к ос­новам статуса личности. Приоритет личности, ее прав и свобод является одной из основ конституционного строя РФ.

Исходными принципами, которые развивают эти постулаты и стали базовыми в конституционном стату­се личности в РФ, являются: свобо­да личности; принадлежность чело­веку от рождения основных прав и свобод и их неотчуждаемость; соответ­ствие статуса личности в Российском государстве требованиям и стандар­там, сложившимся в мировом сооб­ществе; сочетание индивидуальных интересов личности с интересами других лиц, общества и государства; всеобщность основных прав, свобод и обязанностей; юридическое равен­ство, т.е. равноправие граждан, включая равенство всех перед зако­ном и судом, равные права и свобо­ды для мужчины и женщины; непос­редственное действие прав и свобод человека и гражданина, соответствие статуса личности конституционным основам и его закрепление в теку­щем законодательстве и практичес­кой реализации; гарантированность конституционного статуса личности, ее прав и свобод.

Особенностью конституционного регулирования, которая была зало­жена еще в некоторых новых актах Союза ССР, затем в актах РФ, а те­перь нашла отражение в действую­щей Конституции РФ, является провозглаше­ние новой концепции основных прав и свобод.

В прежних подходах человек рас­сматривался как часть определенной социально-экономической системы, далее - как непременный, актив­ный участник политической жизни страны и затем уже шла речь о че­ловеке как об индивиде, личности, до известных пределов неприкосно­венной для публичного интереса и охраняемой государством. Отсюда - деление основных прав и свободнагруппы: социально-экономические; политические; личные.

Поскольку сейчас на первом пла­не человек, его достоинство, инди­видуальная свобода, возможности свободно распоряжаться своими воз­зрениями, силами и способностями, вКонституции РФ личные права и свободы так­же стоят на первом месте. Не исклю­чая интереса личности к публичной сфере, нельзя в то же время все сво­дить к политическому началу. Наря­ду с отношениями политического вла­ствования есть еще и отнюдь не все­гда политизированная, а нередко и далекая от политики, общественная жизнь, удовлетворяющая потребно­сти и интересы многих людей и ос­новывающаяся, в принципе, на тех же правах и свободах. Поэтому вторая группа теперь - не политичес­кие, а общественно-политические, или публично-политические права и свободы. Безусловно, следует сказать и о месте человека в системе соци­ально-экономических связей, посколь­ку каждый человек должен что-то делать и чем-то пользоваться для поддержания своего материального существования и социального поло­жения. Причем и содержание соци­ально-экономических прав, и их пос­ледовательность стали принципиаль­но иными, чем раньше. На первом плане - свободное использование своих способностей для предприни­мательской и иной экономической де­ятельности, право частной собствен­ности, свобода труда, затем уже — все остальное. Наконец, большое внимание уделяется теперь обеспе­чению и защите прав и свобод чело­века и гражданина. Помимо того, что гарантии сопровождают указанные выше права и свободы, появляется потребность в выделении спе­циальной группы основных прав, служащих для обеспечения всех иных прав и свобод личности.

В главе 3 «Федеративное устрой­ство» учтено, что Россия - федера­ция, имеющая три вида субъектов - республики (государства), нацио­нально-территориальные образова­ния (автономная область, автономные округа), территориальные (или тер­риториально-государственные) обра­зования (края, области, города фе­дерального значения).

Конституция РФ четко определяет, что субъек­ты РФ являются равноправными между собой и в отношениях с феде­ральными органами государственной власти (ч. 1 и 4 ст. 5). В соответствии сКонституцией РФ (ч. 3 ст. 5) федеративное ус­тройство РФ основано на ее госу­дарственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государ­ственной власти РФ и органами го­сударственной власти субъектов РФ равноправии и самоопределении народов в РФ.

В главе 4 «Президент Российской Федерации» отражены следующие важнейшие элементы правового статуса Президента:

· он является главой государства;

· избирается народом путем прямых выборов;

· является гарантомКонституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

· обеспечивает согласо­ванное функционирование и взаимо­действие органов государственной власти; в соответствии сКонституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; ру­ководит их осуществлением;

· назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ и самостоятель­но (хотя формально по предложе­нию Председателя) - остальных чле­нов Правительства; фактически на­правляет работу Правительства, а согласноКонституции РФ имеет право предсе­дательствовать на заседаниях Пра­вительства, может отправить Прави­тельство в отставку;

· представляет кандидатуры на ряд высших государственных должностей - членов Кон­ституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, Ге­нерального прокурора РФ, Предсе­дателя Центробанка РФ;

· отвечает за обеспечение безопасности государ­ства, формирует и возглавляет Со­вет Безопасности РФ;

· отвечает за ру­ководство обороной страны, утвер­ждает военную доктрину РФ, явля­ется Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, назначает и смещает высшее командова­ние Вооруженных Сил РФ, объяв­ляет военное или чрезвычайное по­ложение;

· назначает выборы Государственной Думы, рас­пускает Государственную Думу в случаях и порядке, пре­дусмотренныхКонституцией РФ, вносит зако­нопроекты в Государственную Думу, подписывает и об­народует федеральные законы, об­ладает правом вето;

· назначает рефе­рендумы РФ;

· регулирует своими ука­зами (а порой и распоряжениями) общественные отношения, в том чис­ле по вопросам, составляющим пред­мет федеральных законов - в слу­чае их отсутствия и на период до принятия соответствующих законов;

· обращается к Федеральному Собра­нию с посланиями о положении в стране, основных направлениях внут­ренней и внешней политики России.

В главе 5 «Федеральное Собра­ние» закреплены основы его ста­туса как парламента, представитель­ного и законодательного органа РФ.

Конституция РФ используетпринцип верхней и ниж­ней палаты. ВКонституции РФ возможности парламента как бы ограничены дву­мя функциями - представительством народа и законотворчеством. На са­мом деле Федеральное Собрание и его палаты осуществляют и другие функции - участвуют в высшем ру­ководстве делами страны, формиро­вании некоторых государственных органов и назначении определенного круга должностных лиц, в парламен­тском контроле.

Нижняя палата - Государствен­ная Дума - работает на профессиональной постоянной осно­ве, состоит из 450 депутатов, избираемых по пропорциональной избирательной системе по партийным спискам. . Верхняя палата - Совет Фе­дерации - формируется по принци­пу вхождения в нее по два предста­вителя от каждого субъекта РФ - от представительного и исполнитель­ного органов государственной власти.

В главе 6 «Правительство Россий­ской Федерации»Конституция РФ определяет Правительство как орган, осуществ­ляющий исполнительную власть в РФ. Если судить по основным указанным вКонституции РФ направлениям деятельности, Правительство отвечает за бюджет, проведение единой финан­совой, кредитной и денежной поли­тики, социально-культурной полити­ки; осуществление управления фе­деральной собственностью, а также мер по обеспечению обороны стра­ны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, обеспечению законности, прав и сво­бод граждан, по охране собственно­сти и общественного порядка, борь­бе с преступностью. Более четко про­является роль Правительства как органа в осуществлении стратегии в экономической и социальной сферах.

В главе 7 «Судебная власть» оп­ределяется, что правосудие в РФ осуществляется только судом. Судеб­ная власть осуществляется посред­ством конституционного, граждан­ского, административного и уголов­ного судопроизводства. Судебная си­стема РФ устанавливаетсяКонституцией РФ и федеральным конституционным зако­ном.Конституция РФ закрепляет принципы не­зависимости судей и их подчинения толькоКонституции РФ и федеральному зако­ну, несменяемости судей и их непри­косновенности.

В эту же главу включена статья о прокуратуре РФ. Она составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуро­ров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Однако никаких за­дач и полномочий прокуратурыКонституция РФне закрепляет, а только определя­ет, что полномочия, организация и порядок деятельности прокурату­ры РФ определяются федеральным законом.

В главе 8 «Местное самоуправление» говорится, что оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряже­ния муниципальной собственностью.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формиру­ют, утверждают и исполняют мест­ный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охра­ну общественного порядка, а также решают иные вопросы местного зна­чения. Закон может наделять органы местного самоуправления отдельны­ми государственными полномочиями. Местное самоуправление обеспечи­вается правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав мест­ного самоуправления и другими га­рантиями.

Согласно ст. 134Конституции РФ, предложе­ния о поправках и пересмотре поло­женийКонституции РФ могут вносить Прези­дент РФ, Совет Федерации, Государ­ственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также груп­па численностью не менее одной пя­той членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

В гл. 9 ее положения о порядке измененияКонституции РФ разделены на че­тыре части.

Первая часть — это положения гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» и самой гл. 9. Эти положения не могут быть пересмотрены Феде­ральным Собранием. Федеральное Собрание вправе лишь дать изначальную оценку соответству­ющих предложений. Часть 2 ст. 135 Конституции РФ гласит, что если предложе­ние о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (обеих палат), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывает­ся Конституционное Собрание. Оно, согласно ч. 3 ст. 135, либо подтверж­дает неизменность Конституции РФ, либо раз­рабатывает проект новой Конституции РФ, ко­торый принимается Конституцион­ным Собранием двумя третями голо­сов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосова­ние. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается приня­той, если за нее проголосовало более половины избирателей, приняв­ших участие в голосовании, при ус­ловии, что в нем приняло участие более половины избирателей (от спи­сочного состава).

Вторая часть - это поправки к гл. 3-8 Конституции РФ (т. е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 Конституции РФ, они принимаются в порядке, предусмот­ренном для принятия федерального конституционного закона (согласно ст. 108 Конституции РФ, для принятия такого закона требуется не простое, а ква­лифицированное большинство голо­сов - не менее трех четвертей в Совете Федерации и двух третей в Государственной Думе). Однако этого недостаточно: принятые поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к гл. 3-8 принимаются в форме особого правового акта - закона РФ о поправ­ках к Конституции РФ. Этот акт - Федеральный закон «О порядке при­нятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федера­ции» принят в 1998 году.

Третья часть - это изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся соста­ва субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся на основании федераль­ного конституционного закона о при­нятии в РФ и образовании в ее со­ставе нового субъекта РФ, об изме­нении конституционно-правового ста­туса субъекта РФ.

Четвертая часть - это изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 Конституции РФ указано, что в случае изменения наименова­ния республики, края, области, го­рода федерального значения, авто­номной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ определил, что изме­нения наименования субъекта вклю­чаются в текст ст. 65 указом Прези­дента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установ­ленном им (субъектом) порядке.

Заканчивается Конституция РФ Разделом вторым «Заключительные и переход­ные положения».В нем объявляет­ся, что Конституция РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голо­сования, а этот день - 12 декабря 1993 г. - считается днем принятия Конституции РФ. Одновременно пре­кращается действие Конституции 1978 г. (с последующими изменения­ми и дополнениями).

В Разделе втором четко обозна­чен приоритет Конституции РФ перед иными актами. Если ей не соответствуют по­ложения Федеративного договора, других договоров между федеральны­ми органами государственной власти и органами государственной власти субъектов, а также договоры между органами власти субъектов РФ, дей­ствуют положения Конституции РФ. Законы и другие правовые акты, действовав­шие на территории РФ до вступле­ния в силу Конституции РФ, применяются в части, не противоречащей ей.

 

1. Понятие конституционного строя России

2. Структура конституционного строя России

3. Понятие основ конституционного строя России

4. Содержание основ конституционного строя России

5. Механизм охраны и защиты института основ конституционного строя

 

Термины «конституционный строй», «основы конституционного строя» вошли в научный оборот, в законодательные акты в начале 90-х гг. Их появление было связано с разработкой и обсуждением новой Конституции России. С принятием Конституции 1993 г. оба понятия стали выступать в качестве официального наименования одной из групп общественных отношений, регулируемых отраслью конституционного права.

Можно считать, что утверждение идеологии конституционализма в России породило новый тип государственной и общественной организации человеческой жизни – конституционный строй. В основу концепции конституционного строя Российской Федерации в действующей Конституции положены три главные категории – власть, суверенитет, свобода личности.

Конституционный строй есть сложное и многофункциональное политико-юридическое понятие. В настоящее время в научной юридической литературе сложился целый ряд различных подходов к пониманию и определению этой категории[22].

Рассмотрим понятия конституционного строя, предлагаемые разными авторами.

1.Конституционный строй как общественные отношения, регулируемые непосредственно Конституцией.

Конституционный строй – это система определенных общественных отношений, регулируемых непосредственно нормами Конституции.

Плюсы данного подхода: Предметом регулирования конституционного права является совокупность общественных отношений, опосредуемых его нормами. Следовательно, данное определение является верным.

Минусы: Это слишком широкая и общая дефиниция, под которую сравнительно легко можно подвести самые разные общественные отношения (взаимосвязи), в том числе не имеющие прямого отношения к конституционному строю.

2. Конституционный строй как совокупность гарантий полного подчинения государства праву.

Конституционный строй – это форма (способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует как конституционное государство. (Козлова Е.И., Кутафин О.Е.).

Минусы: Абстрактное определение. Предполагается, что государство творит отвечающее его интересам право и действует в соответствии с ним. В то же время обязанность подчинения праву в силу ст. 15 Конституции возлагается не только на государство, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их общественные объединения.

3. Интегрированное определение понятия конституционный строй.

Понятием конституционный строй интегрируются в единое целое

общественные отношения, которые образуют в своей совокупности

государственный и общественный строй или устройство, организацию

государства и общества.( Конституционное право РФ. Учебник.

Екатеринбург. 1995/ Отв. ред. Кукушкин М.И.).

Плюсы: Понятием государственный строй охватывается форма государства: форма правления, форма государственного устройства, политический режим, т.е. организация государства и порядок осуществления государственной власти. Устройство общества, его организация включают в себя положение человека и гражданина, систему хозяйствования, формы собственности, политические, идеологические, религиозные и другие устои общества.

Структурно конституционный строй может быть представлен двумя подсистемами: государственный строй и общественный строй. Особенность конституционного строя заключается в том, что он объединяет в себе эти две категории (подсистемы), закрепляя как социальную сферу, так и политическую. Он определяет форму организации общества, уровень его жизни, социальные гарантии и в то же время регулирует вопросы организации государственной власти, пределы ее деятельности, форму государственного устройства взаимодействие государства и общественных объединений и т.д.

Общественный строй в теории конституционного права понимается как исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом[23].

Государственный строй – система социальных, экономических и политических отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного (государственного) права[24].

Государственный строй может отличаться от конституционного строя, если воздействие государства на общество будет проявляться в неправовой форме в обход Конституции и иных легитимных источников права, с нарушением обязательств перед гражданином и обществом. Следовательно, наличие в государстве Конституции еще не означает, что в нем установлен конституционный строй. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой Конституции, но главное: государство действует в соответствии с Конституцией и во всем подчиняется праву[25].

Понятием «конституционный строй» охватываются общественные отношения по организации публичной власти (государственной и муниципальной) и общества в целом. Указанные отношения являются предметом регулирования конституционных норм. Те из них, которые содержатся в гл. 1 Конституции РФ, образуют институт основ конституционного строя и занимают центральное место в системе конституционного права.

Конституция РФ из всей совокупности общественных отношений, существующих в государстве и обществе, выделила наиболее важные, основополагающие для жизнедеятельности общества и государства и урегулировала их в отдельной главе «Основы конституционного строя», придав им силу конституционных принципов. Иначе говоря, здесь сформулированы главные идеи о том, как должны развиваться те или иные общественные отношения, как должны функционировать какие- либо общественные или государственные институты. При этом устанавливается, что это особо охраняемые общественные отношения, пользующиеся особой юридической защитой.

Основы конституционного строя Российской Федерации - есть главные устои государственного и общественного строя, система исходных конституционных принципов, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституцион­ного государства.

Закреплению основ конституционного строя посвящена глава первая Конституции РФ, которую нередко называют «конституцией в конституции», поскольку положениям главы первой не могут противоречить любые другие положения Конституции. Нормы, закрепляющие основы конституционного строя, обладают большей юридической силой по сравнению с иными нормами Конституции. Другие нормы Конституции РФ развивают, уточняют положения главы первой, вытекают из них.

Конституция 1993 г. закрепила в гл. I основы конституционного строя, т.е. те устои (черты), на которых базируется организация государственной и общественной жизни нашей страны. В таком полном и концентрированном виде этого нет ни в одной из зарубежных конституций. Причем эти устои не могут изменяться иначе, как путем принятия новой Конституции. При этом, существует мнение, что составляющие основы конституционного строя принципы можно разделить на две группы: первая группа - основные начала организации публичной власти (правовой характер государства, народовластие, государственный суверенитет РФ; децентрализация в формах федерации и местного самоуправления; разделение государственной власти; социальная направленность государства; его светский характер); вторая группа – распространяется на общество в целом (высшая ценность человека, его прав и свобод; равенство всех форм собственности; свобода предпринимательской деятельности, частной инициативы; идеологическое, политическое многообразие)[26].

Особенности института основ конституционного строя.

Институт основ конституционного строя – это совокупность конституционных норм, учреждающих целостную систему основополагающих принципов организации и функционирования государства и общества.

Своеобразие этого института обусловлено специфическими чертами составляющих его норм:

· Нормы названного института являются нормами – принципами, т.е. фиксируют важнейшие для устройства государства и общества принципы

· Обладают наивысшей юридической силой даже по сравнению с другими нормами Конституции.

· Составляют первичную нормативную базу всей системы действующего законодательства. Теоретически допустимо, что гл. 1 «Основы конституционного строя» при определенных условиях могла бы выполнять функции Конституции. На базе содержащихся в ней принципов более детальная регламентация отношений, связанных с устройством государства и общества, вполне могла бы осуществляться федеральными законами. Метод регулирования основ организации государства и общества в виде основ конституционного строя используется в российской конституции впервые.

· Знание основ конституционного строя облегчает понимание других положений Конституции.

· Исходя из основ конституционного строя, граждане могут давать соответствующую оценку законам, иным нормативным актам, действиям государственных органов и должностных лиц.

· В случае, если в действующем законодательстве обнаружатся пробел или нормы, которые противоречат Конституции, то граждане, суды вправе руководствоваться положениями гл.1.

 

В Российской Федерации основными чертами (устоями) конституционного строя являются:

· народовластие (народный суверенитет);

· наличие Российского государства – всеохватывающей организации всего народа;

· человек, его права и свободы как высшая ценность;

· демократический характер публичной власти;

· идеологическое многообразие и политический плюрализм;

· многообразие форм собственности и свобода экономической деятельности.

· местное самоуправление

1. Народовластие. Согласно ст. 3 Конституции РФ, носителем суверенитета и единственным источ­ником власти в Российской Федерации является ее мно­гонациональный народ.

Народный суверенитет означает, во-первых, принадлежность народу всей полно­ты власти в данной стране, во-вто­рых, возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Конституция (ст. 3) закрепляет один из самых главных, решающих устоев конституционного строя – принцип народовластия. Основной Закон характеризует народ Российской Федерации:

· в качестве носителя суверенитета;

· единственного источника власти;

· субъекта, осуществляющего власть;

· субъекта, поручающего осуществление власти иным структурам.

Раскрывая понятие «народовластие», конституционная норма органически связывает его с понятием «суверенитет народа», и позволяет сделать вывод, что только с народом связано употребление термина «источник власти».

Формы осуществления власти народа в России:

государственная власть – представляет собой публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами опирающаяся на государственное принуждение;

общественная власть– это власть различных объединений и коллективов граждан в отношении лиц, состоящих в этих объединениях и коллективах;

власть местного самоуправления – это смешанная общественно-государственная форма власти народа.