Методы проведения опроса экспертов

Проведение опроса.

 

Проведение опроса может осуществляться путем анкетирования, интервьюирования, дискуссии, использования мозговой атаки или метода Дельфи и т.п.

 

 

Анкетирование представляет собой письменный опрос с помощью анкет.

Анкета содержит вопросы, которые по содержанию делятся на три группы:

а) объективные данные об эксперте (полные инициалы, возраст, образование и т.д.) – позволяют идентифицировать лицо, заполняющее анкету, кроме того, некоторые из них могут учитываться при определении весов оценок;

б) вопросы по сути анализируемой проблемы – ответы на них представляют собой собственно экспертную оценку;

в) дополнительные вопросы для выявления источников информации, аргументации ответов и оценки компетентности эксперта - учитываются при определении весов оценок.

 

По способу интерпретации вопросы можно разделить на открытые и скрытые. Например, вопрос: «Приходилось ли Вам когда-либо брать без спроса чужие вещи?» - представляет собой проверку на правдивость (скрытый вопрос: «Полностью ли Вы откровенны при заполнении анкеты?»). Предполагается, что хотя бы раз в жизни так поступал каждый, по крайней мере, в детстве.

По форме вопросы бывают:

а) открытые – ответ на них может быть дан в произвольной форме (например, «Какой должна быть организационная структура управления ООО «Эллипс»?» или «В какую сумму обойдется реорганизация структуры управления?»). Достоинства таких вопросов заключается в том, что они

- оставляют значительный простор для творчества,

- позволяют дать подробный ответ;

- не вынуждают разработчика анкеты самостоятельно решать ряд задач и влиять на мнение эксперта.

Недостатки связаны с тем, что:

- ответы плохо поддаются обобщению, формальной обработке;

- обдумывание и формулировка ответа требует от эксперта больших затрат времени и творческих способностей;

б) закрытые – выбор из трех вариантов ответов: «да», «нет», «не знаю» (или из двух вариантов - «да» или «нет»; например, «Должна ли быть организационная структура управления ООО «Эллипс» линейной?» или «Составят ли издержки на реорганизацию не более 100 тыс. руб.?»). Достоинство такого вопроса заключается в простоте обработки ответов, в частности, их легко использовать при голосовании. Недостаток связан с ограниченной областью применения – далеко не на всякий вопрос можно дать настолько упрощенный ответ;

в) со списком возможных ответов (например, «Какой должна быть организационная структура управления ООО «Эллипс» - линейной, функциональной, линейно-функциональной, матричной или дивизиональной?» или «Упорядочить пять видов организационной структуры по предпочтительности» (здесь также в скрытой форме присутствует список из 120 возможных ответов, так как число таких перестановок составит 5!=120)). Вопрос в такой форме позволяет достаточно быстро получить от эксперта ответ, легко поддающийся обработке, но требует значительных творческих усилий от разработчика анкеты. Кроме того, не всегда возможно дать исчерпывающий список вариантов ответов, что ограничивает область применения этой формы вопроса.


Приведенная классификация вопросов в определенной мере условна. Например, вопрос «Каких специалистов Вы рекомендуете привлечь к экспертизе?» можно отнести как к открытым по форме, так и к вопросам со списком ответов (в самом деле, поскольку число специалистов конечно, число вариантов ответов также будет конечным, но при этом настолько большим, что будет трудно обозримым для эксперта).

К анкете, как правило, прилагают пояснительную записку, в которой приводятся правила заполнения анкеты, а также необходимые разъяснения.

 

В качестве общих требований к составлению анкеты можно назвать следующие:

- соблюдение общепринятой терминологии при формулировке вопросов;

- отсутствие смысловой неопределенности в формулировках (вопросы должны обеспечивать единственное толкование);

- логичная последовательность вопросов, соответствующая структуре исследуемого объекта.

Для выполнения этих правил те члены РГ, которые занимаются подготовкой анкеты, должны быть хорошо знакомы с изучаемой областью.

 

Интервьюирование – это устный опрос, проводимый в форме беседы-интервью. Особенность этого метода – получение от эксперта быстрых ответов, отсутствие долгих размышлений. По понятным причинам в зависимости от конкретных обстоятельств эта особенность может выступить как достоинством, так и недостатком метода. Интервьюер должен заранее подготовить список вопросов, которые можно разделить на те же группы, что и вопросы анкеты. Предполагается, что результаты интервью фиксируются некоторым образом (письменно, с помощью видео- или звукозаписи и т.п.) для последующей обработки.

 

Дискуссия – это открытое коллективное обсуждение проблемы, используется только в получении групповых экспертных оценок. От мозговой атаки ее отличает разрешение взаимной критики, а также более упорядоченная организация.

Как правило, в дискуссии присутствует ведущий, который определяет порядок выступления участников и резюмирует высказанные точки зрения. Плодотворность дискуссии в большой степени определяется ведущим, который должен создать обстановку для как можно более свободных генерации и изложения идей, уметь выделять в высказываемых идеях и их критике наиболее важные моменты. При дискуссии в больших группах целесообразно формировать специальную группу управления, которая формулирует сущность обсуждаемых задач, разрабатывает и следит за соблюдением методики и регламента дискуссии.

В ходе дискуссии могут иметь место перерывы, во время которых происходят кулуарные обсуждения поставленных задач отдельными группами экспертов, принимающих участие в дискуссии.

 

Мозговая атака и метод Дельфы были подробно рассмотрены ранее. Возможно применение и других методов, а также различные комбинации рассмотренных способов.