Тема 14. Система профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов в области социальной работы

Социальная работа с юными матерями

В разных странах существуют свои традиционные формы работы с этой группой повышенного риска. Интересен опыт оказания помощи матерям-подрост­кам на Ямайке. Началом осуществления этой программы послужило ре­шение о том, чтобы беременным девушкам в возрасте от 12 до 16 лет была дана возможность продолжать свое образо­вание в школе. Придается большое значение вопросам практиче­ского обучения навыкам жизни в семье и всячески поощ­ряется групповая дискуссия и участие предполагаемых от­цов в мероприятиях, проводимых в рамках данного проек­та. Его задачей является помощь молодым мужчинам стра­ны лучше осознавать свою роль и ответственность в семей­ной жизни.

В Англии Ассоциация планирования семьи ввела в действие экспериментальную программу "Виноградная ло­за". Для оказания помощи тем молодым людям в воз­расте 16-30 лет, которые не обращаются за помощью к обычным службам, используется сеть коммуни­каций других служб, а также методы устной пропаганды. Они участвуют в реализации программ профилактики забо­леваний и полового воспитания. В опыте зарубежных стран существует как собственно социальная работа с матерями-подростка­ми, так и работа по профилактике рождения детей в юном возрасте.

Параллельно с развитием социальной работы как профес­сии шло становление системы образования в сфере социальной работы. Процесс этот начался в конце XIX в. в виде краткос­рочных программ подготовки. Первая школа, готовившая про­фессиональных социальных работников, возникла в Соединен­ных Штатах Америки в 1898 г. Она была организована в Нью-Йорке Обществом благотворительности и представляла собой одногодичный курс обучения для работников этой орга­низации. В 1903 г. в Чикаго была открыта школа граждан­ственности и филантропии. В настоящее время это школа управления социальной службы при Чикагском университете. В 1906 г. в Вашингтоне была открыта школа филантропии с одногодичной образовательной программой. Сейчас это школа по социальной работе при Колумбийском университете. В 1906 г. были подготовлены учебные программы для первых школ социальных работников в Бостоне, Хартфорде и других американских городах. Как правило, эти школы возникали при частных благотворительных организациях.

Аналогичные процессы шли и в других странах. В 1903 г. появилась первая школа социальной работы в Великобрита­нии, в 1907 г. во Франции открывается школа социального обучения. В 1905 г. появилась первая христианская социальная женская школа в Германии, а в последующие четыре года были открыты еще 13 социальных школ. Они также действовали на базе частных благотворительных организаций и обучали деву­шек из обеспеченных семей профессии попечительниц благо­творительных учреждений. Таким образом, было положено начало обучению социальных работников.

За истекшие сто лет за рубежом накоплен огромный опыт в организации профессионального обучения социальных работ­ников. Единого, универсального стандарта в деле обучения социальных работников не существует: продолжительность обу­чения, форма подготовки и ее особенности различаются в зави­симости от национальных особенностей той или иной страны, ее культурных традиций, принятой системы образования вооб­ще и высшего образования в частности. Формы обучения мож­но условно разделить на университетские и неуниверситетские, но и в рамках этой классификации существует много разли­чий, уровней и т.д.

В некоторых европейских странах, например в Австрии, Бельгии, Дании, Франции, Италии и других, школы социаль­ной работы действовали под эгидой правительственных, рели­гиозных, политических организаций. Хотя при приеме в шко­лы социальной работы часто предъявляются такие же требования, как и в университетах, но между ними нельзя поставить знак равенства. Как правило, программы обучения рассчитаны на 3—4 года и рассматриваются как разновидность технической или специальной подготовки. Выпускники таких школ получают диплом социального работника.

В Германии в начале 1970-х гг. школы социальной работы были преобразованы из средних учебных заведений в коллед­жи, которые рассматривались как альтернатива традиционно­му университетскому образованию. Присущий для вышеназ­ванных стран независимый характер школ социальной работы постепенно утрачивался, и они все больше оказывались интег­рированными в систему высшего университетского образова­ния. То же самое относится к Италии, Греции и северным стра­нам — Швеции и Финляндии.

В странах Восточной Европы, таких как Польша и Югосла­вия, школы социальной работы действовали на уровне техни­ческих училищ, куда могли поступить люди с законченным средним образованием. В середине 1980-х гг. некоторые шко­лы социальной работы в Югославии были присоединены к уни­верситетам и получили статус факультетов университетов. В Польше из 16 школ социальной работы 14 организационно входят в структуру медицинских учебных заведений. В Чехословакии в середине 1980-х гг. единственной формой обучения социальных работников была двухгодичная средняя школа социального права.

На латиноамериканском континенте первая школа социаль­ной работы была создана в Чили. Основным источником их финансирования были министерства или государственные органы социального обеспечения. Такая модель чилийских школ стала образцом для других стран Латинской Америки. Кроме того, в латиноамериканских странах действуют учебные заведения неуниверситетского типа, открытые и принадлежащие католи­ческой церкви. Начиная с 1950-х гг. в латиноамериканских странах начался процесс интеграции школ социальной работы и университетов. Однако по-прежнему сохраняется неунивер­ситетский тип школ социальной работы, для которого харак­терна трехгодичная чисто техническая подготовка, в отличие от университетской, которая предусматривает пятилетнее, а в некоторых странах четырехлетнее образование.

Что касается стран Азии и Африки, создание там школ по обучению социальной работе началось после Второй мировой войны по инициативе, главным образом, Организации Объеди­ненных Наций. В 1951 г. специальная комиссия ООН приняла резолюцию, в которой говорилось, что «социальная работа в принципе должна быть признана профессиональной деятельно­стью, выполняемой лицами, получившими профессиональную подготовку, прослушавшими в соответствующем учебном заве­дении официальный курс по теории и практике социальной работы. При этом курсы университетов или специальных школ социальной работы должны отвечать максимально высоким требованиям, быть достаточно полными и всеобъемлющими, соответствовать как разнообразию форм, так и единообразию социальной работы».

В Организации Объединенных Наций разработана програм­ма создания школ социальной работы в развивающихся стра­нах, которая была реализована в течение 50-60-х гг. XX в. Африканские страны испытали сильное влияние своих быв­ших метрополий. В странах, говорящих на французском язы­ке, сохраняются модели образования, принятые во Франции и Бельгии: имеющие среднее образование обучаются профес­сии социального работника по трехгодичной программе. По окончании обучения выдается государственный диплом или сертификат. В государствах, говорящих на английском язы­ке, отмечается наличие разнообразных учебных заведений и социальных работников и в университетах, и в учебных заве­дениях неуниверситетского типа. Основной курс обучения — 4 года (иногда 3 года). В большинстве азиатских стран в сфере обучения социальных работников преобладает университетс­кое образование по американским образцам, за исключением стран, где распространена британская система образования. I Создание и работа учебных заведений, готовящих социальных I работников в странах Европы, Америки, Азии и Африки, привели к возникновению в 1929 г. Международной ассоциации школ социальной работы. Более чем 500 школ социальной работы и ассоциаций школ из более чем 70 стран являются членами этой организации. Сессии Международной ассоциации школ социальной работы проходят один раз в два года и являются важным местом обмена идеями и опытом в обучении социальной работе в разных странах мира. Для этой же цели проводятся международные конференции по социальной рабо­те, семинары по изучению проблем образования в сфере соци­альной работы, встречи экспертов, публикации материалов. Международная ассоциация школ социальной работы имеет статус консультативного органа при Организации Объединен­ных Наций и ее структурах — ЭКОСОС, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, а также в Совете Европы и Организации американских госу­дарств. На этом уровне ассоциация представляет интересы ее членов в международных и региональных организациях, ее сотрудники выступают в качестве экспертов, авторов иссле­дований, консультируют правительства.

В 50-60-е гг. XX в. Международная ассоциация школ соци­альной работы в своей поддержке профессионального образова­ния для социальных работников в развивающихся странах фактически стала каналом проникновения прежде всего англо­саксонского опыта в этой сфере. Американский и английский опыт становился эталоном не только для стран Азии и Афри­ки, но и Европы, и Латинской Америки. Десятки американс­ких, британских и канадских специалистов в области образо­вания становились наставниками в учебных заведениях, готовивших социальных работников. Как отмечали американ­ские исследователи, «это способствовало интернационализации профессии, служило укреплению западного влияния на образо­вание социальных работников в развивающихся странах.

На латиноамериканском континенте первая школа социаль­ной работы была создана в Чили. Основным источником их финансирования были министерства или государственные органы социального обеспечения. Такая модель чилийских школ стала образцом для других стран Латинской Америки. Кроме того, в латиноамериканских странах действуют учебные заведения неуниверситетского типа, открытые и принадлежащие католи­ческой церкви. Начиная с 1950-х гг. в латиноамериканских странах начался процесс интеграции школ социальной работы и университетов. Однако по-прежнему сохраняется неунивер­ситетский тип школ социальной работы, для которого харак­терна трехгодичная чисто техническая подготовка, в отличие от университетской, которая предусматривает пятилетнее, а в некоторых странах четырехлетнее образование.

Что касается стран Азии и Африки, создание там школ по обучению социальной работе началось после Второй мировой войны по инициативе, главным образом, Организации Объеди­ненных Наций. В 1951 г. специальная комиссия ООН приняла резолюцию, в которой говорилось, что «социальная работа в принципе должна быть признана профессиональной деятельно­стью, выполняемой лицами, получившими профессиональную подготовку, прослушавшими в соответствующем учебном заве­дении официальный курс по теории и практике социальной работы. При этом курсы университетов или специальных школ социальной работы должны отвечать максимально высоким требованиям, быть достаточно полными и всеобъемлющими, соответствовать как разнообразию форм, так и единообразию социальной работы».

В Организации Объединенных Наций разработана програм­ма создания школ социальной работы в развивающихся стра­нах, которая была реализована в течение 50-60-х гг. XX в. Африканские страны испытали сильное влияние своих быв­ших метрополий. В странах, говорящих на французском язы­ке, сохраняются модели образования, принятые во Франции и Бельгии: имеющие среднее образование обучаются профес­сии социального работника по трехгодичной программе. По окончании обучения выдается государственный диплом или сертификат. В государствах, говорящих на английском язы­ке, отмечается наличие разнообразных учебных заведений и

социальных работников и в университетах, и в учебных заве­дениях неуниверситетского типа. Основной курс обучения — 4 года (иногда 3 года). В большинстве азиатских стран в сфере обучения социальных работников преобладает университетс­кое образование по американским образцам, за исключением стран, где распространена британская система образования. Создание и работа учебных заведений, готовящих социальных работников в странах Европы, Америки, Азии и Африки, привели к возникновению в 1929 г. Международной ассоциации школ социальной работы. Более чем 500 школ социальной работы и ассоциаций школ из более чем 70 стран являются членами этой организации. Сессии Международной ассоциации школ социальной работы проходят один раз в два года и являются важным местом обмена идеями и опытом в обучении Г социальной работе в разных странах мира. Для этой же цели проводятся международные конференции по социальной рабо­те, семинары по изучению проблем образования в сфере соци­альной работы, встречи экспертов, публикации материалов. Международная ассоциация школ социальной работы имеет статус консультативного органа при Организации Объединен­ных Наций и ее структурах — ЭКОСОС, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, а также в Совете Европы и Организации американских госу­дарств. На этом уровне ассоциация представляет интересы ее членов в международных и региональных организациях, ее сотрудники выступают в качестве экспертов, авторов иссле­дований, консультируют правительства.

В 50-60-е гг. XX в. Международная ассоциация школ соци­альной работы в своей поддержке профессионального образова­ния для социальных работников в развивающихся странах фактически стала каналом проникновения прежде всего англо­саксонского опыта в этой сфере. Американский и английский опыт становился эталоном не только для стран Азии и Афри­ки, но и Европы, и Латинской Америки. Десятки американс­ких, британских и канадских специалистов в области образо­вания становились наставниками в учебных заведениях, готовивших социальных работников. Как отмечали американ­ские исследователи, «это способствовало интернационализации профессии, служило укреплению западного влияния на образо­вание социальных работников в развивающихся странах. Поскольку подготовка кадров в сфере социальной работы для

На латиноамериканском континенте первая школа социаль­ной работы была создана в Чили. Основным источником их финансирования были министерства или государственные органы социального обеспечения. Такая модель чилийских школ стала образцом для других стран Латинской Америки. Кроме того, в латиноамериканских странах действуют учебные заведения неуниверситетского типа, открытые и принадлежащие католи­ческой церкви. Начиная с 1950-х гг. в латиноамериканских странах начался процесс интеграции школ социальной работы и университетов. Однако по-прежнему сохраняется неунивер­ситетский тип школ социальной работы, для которого харак­терна трехгодичная чисто техническая подготовка, в отличие от университетской, которая предусматривает пятилетнее, а в некоторых странах четырехлетнее образование.

Что касается стран Азии и Африки, создание там школ по обучению социальной работе началось после Второй мировой войны по инициативе, главным образом, Организации Объеди­ненных Наций. В 1951 г. специальная комиссия ООН приняла резолюцию, в которой говорилось, что «социальная работа в принципе должна быть признана профессиональной деятельно­стью, выполняемой лицами, получившими профессиональную подготовку, прослушавшими в соответствующем учебном заве­дении официальный курс по теории и практике социальной работы. При этом курсы университетов или специальных школ социальной работы должны отвечать максимально высоким требованиям, быть достаточно полными и всеобъемлющими, соответствовать как разнообразию форм, так и единообразию социальной работы».

В Организации Объединенных Наций разработана програм­ма создания школ социальной работы в развивающихся стра­нах, которая была реализована в течение 50-60-х гг. XX в. Африканские страны испытали сильное влияние своих быв­ших метрополий. В странах, говорящих на французском язы­ке, сохраняются модели образования, принятые во Франции и Бельгии: имеющие среднее образование обучаются профес­сии социального работника по трехгодичной программе. По окончании обучения выдается государственный диплом или сертификат. В государствах, говорящих на английском язы­ке, отмечается наличие разнообразных учебных заведений и

социальных работников и в университетах, и в учебных заве­дениях неуниверситетского типа. Основной курс обучения — 4 года (иногда 3 года). В большинстве азиатских стран в сфере обучения социальных работников преобладает университетс­кое образование по американским образцам, за исключением стран, где распространена британская система образования. Создание и работа учебных заведений, готовящих социальных работников в странах Европы, Америки, Азии и Африки, привели к возникновению в 1929 г. Международной ассоциации школ социальной работы. Более чем 500 школ социальной I работы и ассоциаций школ из более чем 70 стран являются членами этой организации. Сессии Международной ассоциации школ социальной работы проходят один раз в два года и являются важным местом обмена идеями и опытом в обучении социальной работе в разных странах мира. Для этой же цели проводятся международные конференции по социальной рабо­те, семинары по изучению проблем образования в сфере соци­альной работы, встречи экспертов, публикации материалов. Международная ассоциация школ социальной работы имеет статус консультативного органа при Организации Объединен­ных Наций и ее структурах — ЭКОСОС, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, а также в Совете Европы и Организации американских госу­дарств. На этом уровне ассоциация представляет интересы ее членов в международных и региональных организациях, ее сотрудники выступают в качестве экспертов, авторов иссле­дований, консультируют правительства.

В 50-60-е гг. XX в. Международная ассоциация школ соци­альной работы в своей поддержке профессионального образова­ния для социальных работников в развивающихся странах фактически стала каналом проникновения прежде всего англо­саксонского опыта в этой сфере. Американский и английский опыт становился эталоном не только для стран Азии и Афри­ки, но и Европы, и Латинской Америки. Десятки американс­ких, британских и канадских специалистов в области образо­вания становились наставниками в учебных заведениях, готовивших социальных работников. Как отмечали американ­ские исследователи, «это способствовало интернационализации профессии, служило укреплению западного влияния на образо­вание социальных работников в развивающихся странах.

Категории населения с которыми ведётся социальная работа:

• дети, подростки, несовершеннолетние;

• заключенные, правонарушители;

• больные;

• престарелые;

• инвалиды;

• семьи, пользующиеся социальными льготами;

• соседская община.

Кроме названных направлений, могут быть еще и их вариа­ции, например несовершеннолетние, находящиеся в семье, и несовершеннолетние, отбывающие наказание. Содержание кур­сов подготовки социальных работников в академических учеб­ных заведениях Великобритании определяется конкретной спе­циализацией. Но независимо от специализации существует обязательный набор дисциплин для всех учебных заведений по профилю социальной работы. К таким дисциплинам отно­сятся:

• возрастная психология и физиология;

• социология, социальные структуры, социальные роли, пси­хология группы, социальная психология;

• социальная политика и социальное управление;

• право, социальное законодательство;

• теория и практика социальной работы;

• этика и профессионализм в социальной работе, филосо­фия социальной работы;

• социология социальной работы, управление в социальной-работе;

• информатика, ведение документации.

Применительно к каждому направлению в специализации производится обучение по следующим обязательным дисципли­нам:

• административное право, законодательство (в области социального обеспечения, защиты материнства и детства, молодежных проблем, трудовое законодательство в части охраны труда детей и подростков, женщин, инвалидов и т.д.);

• функции местных органов управления (жилищные комис­сии, комиссии по делам несовершеннолетних и т.д.);

• методы работы с администрацией и персоналом (учебных, лечебных, пенитенциарных и др. учреждений);

• психологические, экономические, социальные и правовые проблемы семей (имеющих детей подростков, престарелых, боль­ных, инвалидов, правонарушителей и т.д.);

— психологические, социальные, бытовые факторы обостре­ния проблем, возникающих перед клиентом (в семье, в соседс­кой общине, с управленческими структурами, персоналом учреждений и др.);

— диагностика состояний и нарушений физического и пси­хического здоровья, социального положения клиента; снятие стрессовых ситуаций;

— социальная и социально-психологическая адаптация, пси­хология одиночества (болезни, второгодничество и т.п.);

— информация о благотворительных организациях, акциях, фондах;

— организация социальных проектов, акций помощи (типа «Спорт для инвалидов», «Образование в тюрьмах» и т.п.);

— представительство интересов клиента и семьи (помещение в школу, больницу, устройство на работу, контроль за состоя­нием клиента в лечебном, пенитенциарном учреждении и т.п.);

— суицид (в среде молодежи, детей, подростков, престаре­лых, инвалидов, заключенных и т.п.).

Кроме этого, каждая специализация включает в себя специ­альные курсы. Например, специализация «Работа с детьми, подростками, несовершеннолетними» включает следующие спец­курсы:

— уход за детьми (в семье, специализированных детских учреждениях);

— жестокое обращение с детьми, неблагополучные семьи;

— отстающие, второгодничество, задержка в развитии, умственная отсталость;

— отклоняющееся поведение, уходы из дома, правонаруше­ния среди несовершеннолетних;

— детская и подростковая наркомания и токсикомания.

Специализация «Социальная работа с правонарушителями и заключенными» предполагает спецкурсы по уголовному пра­ву, судопроизводству, уголовно-процессуальному кодексу и др.

Специализация «Социальная работа с больными» (медицин­ская социальная работа) предполагает спецкурсы:

— медицинский курс — болезни и недееспособности;

— общие заболевания;

— родильные дома;

— психиатрия;

— наркология;

— СПИД и др.;

— первая медицинская помощь;

— организация и методы работы кризисного центра, теле­фона доверия и др.

Специализация «Социальная работа с престарелыми» вклю­чает спецкурсы:

— уход за престарелыми на дому и в пансионате;

—функции и правовые аспекты опекунства. Специализация «Социальная работа с инвалидами» вклю­чает спецкурсы:

— уход за инвалидами на дому и в пансионате;

— функции и правовые аспекты опекунства;

— образование, переквалификация инвалидов;

— организация и методы работы центров социальной реа­билитации инвалидов и др.

Специализация «Социальная работа в социальном обеспече­нии» предполагает спецкурсы:

— информация о льготах и социальных благах;

— характеристика семей, нуждающихся в социальном обес­печении;

— информация об организациях, участвующих в социаль­ном обеспечении.

Специализация «Социальная работа по месту жительства, в общине, микрорайоне» включает спецкурсы:

— культурологические различия городских, поселковых и деревенских сообществ;

— национальные и расовые проблемы, национальные конф­ликты, снятие межнациональной напряженности;

— местные экологические проблемы.

Аудиторный объем предлагаемых предметов и спецкурсов небольшой — в пределах 45 часов на каждую дисциплину. Для сравнения: количество аудиторных занятий в российских учеб­ных заведениях, готовящих социальных работников, в десят­ки раз превышает количество английских аудиторных заня­тий и неоправданно перегружено теоретизированными курсами. В английских учебных заведениях, ведущих обучение соци­альных работников, основной упор делается на освоение прак­тических навыков. Поэтому 50 % учебного времени всей подго­товки социальных работников занимает практика. Практи­ка проходит в условиях больниц, пансионатов для инвалидов

(престарелых), реабилитационных центрах, семьях, пенитен­циарных заведениях, микрорайоне по месту жительства. Для организации практики создаются консорциумы, в которые вхо­дят: университет, социальные службы, в которых проходят практику студенты, и муниципальные агентства, которые выс­тупают в роли заказчика специалиста. Оценка по практике ставится коллективно руководителем практики и вузовским пре­подавателем на основе отчета студента-практиканта и наблю­дений за его практической деятельностью.

В подготовке социальных работников широко используются многие современные методы обучения: обучение по кино- и видеоматериалам, моделирование ситуаций, групповые дискус­сии и др.

Поступить в Великобритании в учебные заведения, готовя­щие социальных работников, может и выпускник школы и обладатель диплома бакалавра любой другой профессии прак­тически без ограничения. Минимальным возрастом для поступ­ления на двух- и трехгодичные курсы, которые не присуждают ученой степени, является 20 лет. Верхней границы возраста для приобретения квалификации социального работника в Великобритании не существует. Учебные заведения принимают заявления от кандидатов в студенты в возрасте 50 лет и стар­ше. Фактически возраст поступающих определяет набор соот­ветствующих академических требований.

Для возрастной группы 20—24 лет необходимо выдержать 5 экзаменов по программе современной средней школы, один из которых обязательно английский язык. Принимаются во внимание баллы аттестата о среднем образовании, а также наличие практического опыта добровольной или оплачиваемой социальной работы. Поступающие молодые люди проходят также психологическое тестирование. Психологическими критерия­ми профессиональной пригодности к социальной работе в Великобритании принято считать высокий уровень интеллек­туального развития, самодисциплину, терпение, способность помогать людям в трудных ситуациях, здравый смысл, умение четко мыслить, чуткость и т.п. Процедура отбора предполага­ет также индивидуальное собеседование с абитуриентом о его личном опыте социальной работы, обсуждение специальной литературы по выбранной специальности. Необходимым усло­вием для окончательного отбора кандидатов является участие в групповой дискуссии под руководством преподавателей.

При поступлении в учебное заведение в возрасте 25 лет и старше приемная комиссия не требует от кандидатов наличия таких формальных образовательных квалификаций, как дип­лом, аттестат и т.д., вполне достаточно свидетельства о недав­нем обучении без отрыва от работы по каким-либо академичес­ким дисциплинам и опыта социальной работы в оплачиваемом или добровольческом секторе.

В Великобритании также действуют специально организо­ванные курсы подготовки социальных работников для 30-летних и старше. При приеме предпочтение отдается кандида­там, для которых приобретение квалификации (аттестата) социального работника открывает возможность перемены карьеры. В таких случаях не всегда обязательным является предшествующий опыт социальной работы.

В Великобритании человек имеет широкую возможность выбора профессии социального работника. Особенностью анг­лийской университетской подготовки специалистов является многоступенчатость, многовариантность и узкая специализа­ция. Предусмотрено три уровня университетской подготовки:

— диплом специалиста по социальной работе в результате обучения на одно-, двух- и трехгодичных курсах и аттестат о квалификации социального работника;

— диплом бакалавра;

— диплом магистра.

Методические указания для преподавателей,