Тема 14. Система профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов в области социальной работы
Социальная работа с юными матерями
В разных странах существуют свои традиционные формы работы с этой группой повышенного риска. Интересен опыт оказания помощи матерям-подросткам на Ямайке. Началом осуществления этой программы послужило решение о том, чтобы беременным девушкам в возрасте от 12 до 16 лет была дана возможность продолжать свое образование в школе. Придается большое значение вопросам практического обучения навыкам жизни в семье и всячески поощряется групповая дискуссия и участие предполагаемых отцов в мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта. Его задачей является помощь молодым мужчинам страны лучше осознавать свою роль и ответственность в семейной жизни.
В Англии Ассоциация планирования семьи ввела в действие экспериментальную программу "Виноградная лоза". Для оказания помощи тем молодым людям в возрасте 16-30 лет, которые не обращаются за помощью к обычным службам, используется сеть коммуникаций других служб, а также методы устной пропаганды. Они участвуют в реализации программ профилактики заболеваний и полового воспитания. В опыте зарубежных стран существует как собственно социальная работа с матерями-подростками, так и работа по профилактике рождения детей в юном возрасте.
Параллельно с развитием социальной работы как профессии шло становление системы образования в сфере социальной работы. Процесс этот начался в конце XIX в. в виде краткосрочных программ подготовки. Первая школа, готовившая профессиональных социальных работников, возникла в Соединенных Штатах Америки в 1898 г. Она была организована в Нью-Йорке Обществом благотворительности и представляла собой одногодичный курс обучения для работников этой организации. В 1903 г. в Чикаго была открыта школа гражданственности и филантропии. В настоящее время это школа управления социальной службы при Чикагском университете. В 1906 г. в Вашингтоне была открыта школа филантропии с одногодичной образовательной программой. Сейчас это школа по социальной работе при Колумбийском университете. В 1906 г. были подготовлены учебные программы для первых школ социальных работников в Бостоне, Хартфорде и других американских городах. Как правило, эти школы возникали при частных благотворительных организациях.
Аналогичные процессы шли и в других странах. В 1903 г. появилась первая школа социальной работы в Великобритании, в 1907 г. во Франции открывается школа социального обучения. В 1905 г. появилась первая христианская социальная женская школа в Германии, а в последующие четыре года были открыты еще 13 социальных школ. Они также действовали на базе частных благотворительных организаций и обучали девушек из обеспеченных семей профессии попечительниц благотворительных учреждений. Таким образом, было положено начало обучению социальных работников.
За истекшие сто лет за рубежом накоплен огромный опыт в организации профессионального обучения социальных работников. Единого, универсального стандарта в деле обучения социальных работников не существует: продолжительность обучения, форма подготовки и ее особенности различаются в зависимости от национальных особенностей той или иной страны, ее культурных традиций, принятой системы образования вообще и высшего образования в частности. Формы обучения можно условно разделить на университетские и неуниверситетские, но и в рамках этой классификации существует много различий, уровней и т.д.
В некоторых европейских странах, например в Австрии, Бельгии, Дании, Франции, Италии и других, школы социальной работы действовали под эгидой правительственных, религиозных, политических организаций. Хотя при приеме в школы социальной работы часто предъявляются такие же требования, как и в университетах, но между ними нельзя поставить знак равенства. Как правило, программы обучения рассчитаны на 3—4 года и рассматриваются как разновидность технической или специальной подготовки. Выпускники таких школ получают диплом социального работника.
В Германии в начале 1970-х гг. школы социальной работы были преобразованы из средних учебных заведений в колледжи, которые рассматривались как альтернатива традиционному университетскому образованию. Присущий для вышеназванных стран независимый характер школ социальной работы постепенно утрачивался, и они все больше оказывались интегрированными в систему высшего университетского образования. То же самое относится к Италии, Греции и северным странам — Швеции и Финляндии.
В странах Восточной Европы, таких как Польша и Югославия, школы социальной работы действовали на уровне технических училищ, куда могли поступить люди с законченным средним образованием. В середине 1980-х гг. некоторые школы социальной работы в Югославии были присоединены к университетам и получили статус факультетов университетов. В Польше из 16 школ социальной работы 14 организационно входят в структуру медицинских учебных заведений. В Чехословакии в середине 1980-х гг. единственной формой обучения социальных работников была двухгодичная средняя школа социального права.
На латиноамериканском континенте первая школа социальной работы была создана в Чили. Основным источником их финансирования были министерства или государственные органы социального обеспечения. Такая модель чилийских школ стала образцом для других стран Латинской Америки. Кроме того, в латиноамериканских странах действуют учебные заведения неуниверситетского типа, открытые и принадлежащие католической церкви. Начиная с 1950-х гг. в латиноамериканских странах начался процесс интеграции школ социальной работы и университетов. Однако по-прежнему сохраняется неуниверситетский тип школ социальной работы, для которого характерна трехгодичная чисто техническая подготовка, в отличие от университетской, которая предусматривает пятилетнее, а в некоторых странах четырехлетнее образование.
Что касается стран Азии и Африки, создание там школ по обучению социальной работе началось после Второй мировой войны по инициативе, главным образом, Организации Объединенных Наций. В 1951 г. специальная комиссия ООН приняла резолюцию, в которой говорилось, что «социальная работа в принципе должна быть признана профессиональной деятельностью, выполняемой лицами, получившими профессиональную подготовку, прослушавшими в соответствующем учебном заведении официальный курс по теории и практике социальной работы. При этом курсы университетов или специальных школ социальной работы должны отвечать максимально высоким требованиям, быть достаточно полными и всеобъемлющими, соответствовать как разнообразию форм, так и единообразию социальной работы».
В Организации Объединенных Наций разработана программа создания школ социальной работы в развивающихся странах, которая была реализована в течение 50-60-х гг. XX в. Африканские страны испытали сильное влияние своих бывших метрополий. В странах, говорящих на французском языке, сохраняются модели образования, принятые во Франции и Бельгии: имеющие среднее образование обучаются профессии социального работника по трехгодичной программе. По окончании обучения выдается государственный диплом или сертификат. В государствах, говорящих на английском языке, отмечается наличие разнообразных учебных заведений и социальных работников и в университетах, и в учебных заведениях неуниверситетского типа. Основной курс обучения — 4 года (иногда 3 года). В большинстве азиатских стран в сфере обучения социальных работников преобладает университетское образование по американским образцам, за исключением стран, где распространена британская система образования. I Создание и работа учебных заведений, готовящих социальных I работников в странах Европы, Америки, Азии и Африки, привели к возникновению в 1929 г. Международной ассоциации школ социальной работы. Более чем 500 школ социальной работы и ассоциаций школ из более чем 70 стран являются членами этой организации. Сессии Международной ассоциации школ социальной работы проходят один раз в два года и являются важным местом обмена идеями и опытом в обучении социальной работе в разных странах мира. Для этой же цели проводятся международные конференции по социальной работе, семинары по изучению проблем образования в сфере социальной работы, встречи экспертов, публикации материалов. Международная ассоциация школ социальной работы имеет статус консультативного органа при Организации Объединенных Наций и ее структурах — ЭКОСОС, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, а также в Совете Европы и Организации американских государств. На этом уровне ассоциация представляет интересы ее членов в международных и региональных организациях, ее сотрудники выступают в качестве экспертов, авторов исследований, консультируют правительства.
В 50-60-е гг. XX в. Международная ассоциация школ социальной работы в своей поддержке профессионального образования для социальных работников в развивающихся странах фактически стала каналом проникновения прежде всего англосаксонского опыта в этой сфере. Американский и английский опыт становился эталоном не только для стран Азии и Африки, но и Европы, и Латинской Америки. Десятки американских, британских и канадских специалистов в области образования становились наставниками в учебных заведениях, готовивших социальных работников. Как отмечали американские исследователи, «это способствовало интернационализации профессии, служило укреплению западного влияния на образование социальных работников в развивающихся странах.
На латиноамериканском континенте первая школа социальной работы была создана в Чили. Основным источником их финансирования были министерства или государственные органы социального обеспечения. Такая модель чилийских школ стала образцом для других стран Латинской Америки. Кроме того, в латиноамериканских странах действуют учебные заведения неуниверситетского типа, открытые и принадлежащие католической церкви. Начиная с 1950-х гг. в латиноамериканских странах начался процесс интеграции школ социальной работы и университетов. Однако по-прежнему сохраняется неуниверситетский тип школ социальной работы, для которого характерна трехгодичная чисто техническая подготовка, в отличие от университетской, которая предусматривает пятилетнее, а в некоторых странах четырехлетнее образование.
Что касается стран Азии и Африки, создание там школ по обучению социальной работе началось после Второй мировой войны по инициативе, главным образом, Организации Объединенных Наций. В 1951 г. специальная комиссия ООН приняла резолюцию, в которой говорилось, что «социальная работа в принципе должна быть признана профессиональной деятельностью, выполняемой лицами, получившими профессиональную подготовку, прослушавшими в соответствующем учебном заведении официальный курс по теории и практике социальной работы. При этом курсы университетов или специальных школ социальной работы должны отвечать максимально высоким требованиям, быть достаточно полными и всеобъемлющими, соответствовать как разнообразию форм, так и единообразию социальной работы».
В Организации Объединенных Наций разработана программа создания школ социальной работы в развивающихся странах, которая была реализована в течение 50-60-х гг. XX в. Африканские страны испытали сильное влияние своих бывших метрополий. В странах, говорящих на французском языке, сохраняются модели образования, принятые во Франции и Бельгии: имеющие среднее образование обучаются профессии социального работника по трехгодичной программе. По окончании обучения выдается государственный диплом или сертификат. В государствах, говорящих на английском языке, отмечается наличие разнообразных учебных заведений и
социальных работников и в университетах, и в учебных заведениях неуниверситетского типа. Основной курс обучения — 4 года (иногда 3 года). В большинстве азиатских стран в сфере обучения социальных работников преобладает университетское образование по американским образцам, за исключением стран, где распространена британская система образования. Создание и работа учебных заведений, готовящих социальных работников в странах Европы, Америки, Азии и Африки, привели к возникновению в 1929 г. Международной ассоциации школ социальной работы. Более чем 500 школ социальной работы и ассоциаций школ из более чем 70 стран являются членами этой организации. Сессии Международной ассоциации школ социальной работы проходят один раз в два года и являются важным местом обмена идеями и опытом в обучении Г социальной работе в разных странах мира. Для этой же цели проводятся международные конференции по социальной работе, семинары по изучению проблем образования в сфере социальной работы, встречи экспертов, публикации материалов. Международная ассоциация школ социальной работы имеет статус консультативного органа при Организации Объединенных Наций и ее структурах — ЭКОСОС, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, а также в Совете Европы и Организации американских государств. На этом уровне ассоциация представляет интересы ее членов в международных и региональных организациях, ее сотрудники выступают в качестве экспертов, авторов исследований, консультируют правительства.
В 50-60-е гг. XX в. Международная ассоциация школ социальной работы в своей поддержке профессионального образования для социальных работников в развивающихся странах фактически стала каналом проникновения прежде всего англосаксонского опыта в этой сфере. Американский и английский опыт становился эталоном не только для стран Азии и Африки, но и Европы, и Латинской Америки. Десятки американских, британских и канадских специалистов в области образования становились наставниками в учебных заведениях, готовивших социальных работников. Как отмечали американские исследователи, «это способствовало интернационализации профессии, служило укреплению западного влияния на образование социальных работников в развивающихся странах. Поскольку подготовка кадров в сфере социальной работы для
На латиноамериканском континенте первая школа социальной работы была создана в Чили. Основным источником их финансирования были министерства или государственные органы социального обеспечения. Такая модель чилийских школ стала образцом для других стран Латинской Америки. Кроме того, в латиноамериканских странах действуют учебные заведения неуниверситетского типа, открытые и принадлежащие католической церкви. Начиная с 1950-х гг. в латиноамериканских странах начался процесс интеграции школ социальной работы и университетов. Однако по-прежнему сохраняется неуниверситетский тип школ социальной работы, для которого характерна трехгодичная чисто техническая подготовка, в отличие от университетской, которая предусматривает пятилетнее, а в некоторых странах четырехлетнее образование.
Что касается стран Азии и Африки, создание там школ по обучению социальной работе началось после Второй мировой войны по инициативе, главным образом, Организации Объединенных Наций. В 1951 г. специальная комиссия ООН приняла резолюцию, в которой говорилось, что «социальная работа в принципе должна быть признана профессиональной деятельностью, выполняемой лицами, получившими профессиональную подготовку, прослушавшими в соответствующем учебном заведении официальный курс по теории и практике социальной работы. При этом курсы университетов или специальных школ социальной работы должны отвечать максимально высоким требованиям, быть достаточно полными и всеобъемлющими, соответствовать как разнообразию форм, так и единообразию социальной работы».
В Организации Объединенных Наций разработана программа создания школ социальной работы в развивающихся странах, которая была реализована в течение 50-60-х гг. XX в. Африканские страны испытали сильное влияние своих бывших метрополий. В странах, говорящих на французском языке, сохраняются модели образования, принятые во Франции и Бельгии: имеющие среднее образование обучаются профессии социального работника по трехгодичной программе. По окончании обучения выдается государственный диплом или сертификат. В государствах, говорящих на английском языке, отмечается наличие разнообразных учебных заведений и
социальных работников и в университетах, и в учебных заведениях неуниверситетского типа. Основной курс обучения — 4 года (иногда 3 года). В большинстве азиатских стран в сфере обучения социальных работников преобладает университетское образование по американским образцам, за исключением стран, где распространена британская система образования. Создание и работа учебных заведений, готовящих социальных работников в странах Европы, Америки, Азии и Африки, привели к возникновению в 1929 г. Международной ассоциации школ социальной работы. Более чем 500 школ социальной I работы и ассоциаций школ из более чем 70 стран являются членами этой организации. Сессии Международной ассоциации школ социальной работы проходят один раз в два года и являются важным местом обмена идеями и опытом в обучении социальной работе в разных странах мира. Для этой же цели проводятся международные конференции по социальной работе, семинары по изучению проблем образования в сфере социальной работы, встречи экспертов, публикации материалов. Международная ассоциация школ социальной работы имеет статус консультативного органа при Организации Объединенных Наций и ее структурах — ЭКОСОС, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, а также в Совете Европы и Организации американских государств. На этом уровне ассоциация представляет интересы ее членов в международных и региональных организациях, ее сотрудники выступают в качестве экспертов, авторов исследований, консультируют правительства.
В 50-60-е гг. XX в. Международная ассоциация школ социальной работы в своей поддержке профессионального образования для социальных работников в развивающихся странах фактически стала каналом проникновения прежде всего англосаксонского опыта в этой сфере. Американский и английский опыт становился эталоном не только для стран Азии и Африки, но и Европы, и Латинской Америки. Десятки американских, британских и канадских специалистов в области образования становились наставниками в учебных заведениях, готовивших социальных работников. Как отмечали американские исследователи, «это способствовало интернационализации профессии, служило укреплению западного влияния на образование социальных работников в развивающихся странах.
Категории населения с которыми ведётся социальная работа:
• дети, подростки, несовершеннолетние;
• заключенные, правонарушители;
• больные;
• престарелые;
• инвалиды;
• семьи, пользующиеся социальными льготами;
• соседская община.
Кроме названных направлений, могут быть еще и их вариации, например несовершеннолетние, находящиеся в семье, и несовершеннолетние, отбывающие наказание. Содержание курсов подготовки социальных работников в академических учебных заведениях Великобритании определяется конкретной специализацией. Но независимо от специализации существует обязательный набор дисциплин для всех учебных заведений по профилю социальной работы. К таким дисциплинам относятся:
• возрастная психология и физиология;
• социология, социальные структуры, социальные роли, психология группы, социальная психология;
• социальная политика и социальное управление;
• право, социальное законодательство;
• теория и практика социальной работы;
• этика и профессионализм в социальной работе, философия социальной работы;
• социология социальной работы, управление в социальной-работе;
• информатика, ведение документации.
Применительно к каждому направлению в специализации производится обучение по следующим обязательным дисциплинам:
• административное право, законодательство (в области социального обеспечения, защиты материнства и детства, молодежных проблем, трудовое законодательство в части охраны труда детей и подростков, женщин, инвалидов и т.д.);
• функции местных органов управления (жилищные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и т.д.);
• методы работы с администрацией и персоналом (учебных, лечебных, пенитенциарных и др. учреждений);
• психологические, экономические, социальные и правовые проблемы семей (имеющих детей подростков, престарелых, больных, инвалидов, правонарушителей и т.д.);
— психологические, социальные, бытовые факторы обострения проблем, возникающих перед клиентом (в семье, в соседской общине, с управленческими структурами, персоналом учреждений и др.);
— диагностика состояний и нарушений физического и психического здоровья, социального положения клиента; снятие стрессовых ситуаций;
— социальная и социально-психологическая адаптация, психология одиночества (болезни, второгодничество и т.п.);
— информация о благотворительных организациях, акциях, фондах;
— организация социальных проектов, акций помощи (типа «Спорт для инвалидов», «Образование в тюрьмах» и т.п.);
— представительство интересов клиента и семьи (помещение в школу, больницу, устройство на работу, контроль за состоянием клиента в лечебном, пенитенциарном учреждении и т.п.);
— суицид (в среде молодежи, детей, подростков, престарелых, инвалидов, заключенных и т.п.).
Кроме этого, каждая специализация включает в себя специальные курсы. Например, специализация «Работа с детьми, подростками, несовершеннолетними» включает следующие спецкурсы:
— уход за детьми (в семье, специализированных детских учреждениях);
— жестокое обращение с детьми, неблагополучные семьи;
— отстающие, второгодничество, задержка в развитии, умственная отсталость;
— отклоняющееся поведение, уходы из дома, правонарушения среди несовершеннолетних;
— детская и подростковая наркомания и токсикомания.
Специализация «Социальная работа с правонарушителями и заключенными» предполагает спецкурсы по уголовному праву, судопроизводству, уголовно-процессуальному кодексу и др.
Специализация «Социальная работа с больными» (медицинская социальная работа) предполагает спецкурсы:
— медицинский курс — болезни и недееспособности;
— общие заболевания;
— родильные дома;
— психиатрия;
— наркология;
— СПИД и др.;
— первая медицинская помощь;
— организация и методы работы кризисного центра, телефона доверия и др.
Специализация «Социальная работа с престарелыми» включает спецкурсы:
— уход за престарелыми на дому и в пансионате;
—функции и правовые аспекты опекунства. Специализация «Социальная работа с инвалидами» включает спецкурсы:
— уход за инвалидами на дому и в пансионате;
— функции и правовые аспекты опекунства;
— образование, переквалификация инвалидов;
— организация и методы работы центров социальной реабилитации инвалидов и др.
Специализация «Социальная работа в социальном обеспечении» предполагает спецкурсы:
— информация о льготах и социальных благах;
— характеристика семей, нуждающихся в социальном обеспечении;
— информация об организациях, участвующих в социальном обеспечении.
Специализация «Социальная работа по месту жительства, в общине, микрорайоне» включает спецкурсы:
— культурологические различия городских, поселковых и деревенских сообществ;
— национальные и расовые проблемы, национальные конфликты, снятие межнациональной напряженности;
— местные экологические проблемы.
Аудиторный объем предлагаемых предметов и спецкурсов небольшой — в пределах 45 часов на каждую дисциплину. Для сравнения: количество аудиторных занятий в российских учебных заведениях, готовящих социальных работников, в десятки раз превышает количество английских аудиторных занятий и неоправданно перегружено теоретизированными курсами. В английских учебных заведениях, ведущих обучение социальных работников, основной упор делается на освоение практических навыков. Поэтому 50 % учебного времени всей подготовки социальных работников занимает практика. Практика проходит в условиях больниц, пансионатов для инвалидов
(престарелых), реабилитационных центрах, семьях, пенитенциарных заведениях, микрорайоне по месту жительства. Для организации практики создаются консорциумы, в которые входят: университет, социальные службы, в которых проходят практику студенты, и муниципальные агентства, которые выступают в роли заказчика специалиста. Оценка по практике ставится коллективно руководителем практики и вузовским преподавателем на основе отчета студента-практиканта и наблюдений за его практической деятельностью.
В подготовке социальных работников широко используются многие современные методы обучения: обучение по кино- и видеоматериалам, моделирование ситуаций, групповые дискуссии и др.
Поступить в Великобритании в учебные заведения, готовящие социальных работников, может и выпускник школы и обладатель диплома бакалавра любой другой профессии практически без ограничения. Минимальным возрастом для поступления на двух- и трехгодичные курсы, которые не присуждают ученой степени, является 20 лет. Верхней границы возраста для приобретения квалификации социального работника в Великобритании не существует. Учебные заведения принимают заявления от кандидатов в студенты в возрасте 50 лет и старше. Фактически возраст поступающих определяет набор соответствующих академических требований.
Для возрастной группы 20—24 лет необходимо выдержать 5 экзаменов по программе современной средней школы, один из которых обязательно английский язык. Принимаются во внимание баллы аттестата о среднем образовании, а также наличие практического опыта добровольной или оплачиваемой социальной работы. Поступающие молодые люди проходят также психологическое тестирование. Психологическими критериями профессиональной пригодности к социальной работе в Великобритании принято считать высокий уровень интеллектуального развития, самодисциплину, терпение, способность помогать людям в трудных ситуациях, здравый смысл, умение четко мыслить, чуткость и т.п. Процедура отбора предполагает также индивидуальное собеседование с абитуриентом о его личном опыте социальной работы, обсуждение специальной литературы по выбранной специальности. Необходимым условием для окончательного отбора кандидатов является участие в групповой дискуссии под руководством преподавателей.
При поступлении в учебное заведение в возрасте 25 лет и старше приемная комиссия не требует от кандидатов наличия таких формальных образовательных квалификаций, как диплом, аттестат и т.д., вполне достаточно свидетельства о недавнем обучении без отрыва от работы по каким-либо академическим дисциплинам и опыта социальной работы в оплачиваемом или добровольческом секторе.
В Великобритании также действуют специально организованные курсы подготовки социальных работников для 30-летних и старше. При приеме предпочтение отдается кандидатам, для которых приобретение квалификации (аттестата) социального работника открывает возможность перемены карьеры. В таких случаях не всегда обязательным является предшествующий опыт социальной работы.
В Великобритании человек имеет широкую возможность выбора профессии социального работника. Особенностью английской университетской подготовки специалистов является многоступенчатость, многовариантность и узкая специализация. Предусмотрено три уровня университетской подготовки:
— диплом специалиста по социальной работе в результате обучения на одно-, двух- и трехгодичных курсах и аттестат о квалификации социального работника;
— диплом бакалавра;
— диплом магистра.
Методические указания для преподавателей,