Система социальной защиты населения в США

Основные модели социальной поддержки населения

Лекция 12. Социальная поддержка и социальное обслуживание в системе социальной работы, обслуживание за рубежом

Системы государственной социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических усло­вий и, несмотря на схожесть и однотипность решаемых за­дач, имеют различия в подходах, методах и в организаци­онном оформлении.

Эти различия особенно заметны при сравнении евро­пейской и американской моделей*. Развитие системы соци­ального обеспечения на европейском континенте имеет бо­лее длительную историю. Она формировалась по мере того, как прерывались общинные (межобщинные) связи и соот­ветственно слабела поддержка нуждающихся со стороны их ближайшего окружения. Характерной чертой американских поселенцев была опора на собственные силы, личную ини­циативу и стремление максимально уменьшить влияние го­сударственных структур.

Подобный индивидуалистический подход наложил отпечаток и на формирование социальной политики государства в США, роль которого в социальной защите населения, особенно до периода великого кризиса 1928-1933г.г, была относительно невелика.

Действующая система социальной защищенности на­селения в США является очень гибкой, хотя и весьма слож­ной. Ее характерная особенность и основное отличие от большинства европейских моделей — децентрализация. Она состоит из разного рода социальных программ, регла­ментируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органами и органами управления штатов. Кроме того, отдельные программы принимаются и местными вла­стями. Такой подход позволяет с достаточной полнотой и оперативно учитывать потребности в социальной помощи конкретного региона.

Государственная система социального обеспечения ба­зируется на двух основных формах: социальном страхова­нии и государственном вспомоществовании, которые раз­личаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет налога на социаль­ное страхование, который взимается и с трудящихся, и с предпринимателей. Государственное вспомоществование осуществляется за счет ассигнований из средств федераль­ного бюджета, бюджетов штатов или местных органов вла­сти.

Законом о социальном страховании (1935г.) установле­но два вида социального страхования — пенсии постарости и пособия по безработице.Закон предусматривал меры по­мощи некоторым категориям бедняков, прежде всего инва­лидам и сиротам.С течением времени закон начал обрас­тать многочисленными поправками, вводящими новые формы социального страхования: выплату пенсии при ут­рате кормильца; пособий ввиду нетрудоспособности, не связанной с производственной травмой; право на меди­цинское страхование в возрасте 65 лет и старше (програм­ма "Меднкэр") и др.

Закон 1935 г. и поправки к нему распространяются и на рабочих и служащих частного сектора (страхование по инвалидности в результате производственной травмы или болезни входит в компетенцию штатов), за исключением железнодорожников, для которых установлена своя систе­ма социального страхования федеральных гражданских слу­жащих, ветеранов войны и военнослужащих. Такие катего­рии населения, как сельскохозяйственные рабочие, работ­ники мелких предприятий, поденщики и т.д., остались неохваченными государственными программами социального страхования.

Все виды социального страхования, предусмотренные законом 1935г. с поправками к нему, принято объединять под названием Общая федеральная программа. Все пенсии и пособия в рамках Общей федеральной программы фи­нансируются за счет налога на социальное страхование, ко­торый взимается в равных долях как с наемных рабочих и служащих, так и с предпринимателей. Налоговая ставка для трудящихся устанавливается в процентах к заработан­ной плате, а с предпринимателей — в процентах к фонду выплаченной заработанной платы.

В Общую федеральную программу включены также те, кто работает не по найму: врачи, лица свободных профес­сий, священники и т.п. Они уплачивают налог на социаль­ное страхование, исходя из установленной совокупной ставки, по которой взимается налог с трудящихся и пред­принимателей. В настоящее время указанные выше лица выплачивают в фонды социального страхования свыше 14% своих доходов ( в пределах налоговой базы).

На уровне штатов США существуют программы стра­хования на случай производственного травматизма или про­фессиональных заболеваний.Законодательством установле­на ответственность предпринимателей за увечье, нанесен­ное рабочему на производстве, определен уровень возме­щения и продолжительность выплат по временной нетру­доспособности или размеры компенсации семье погибшего в результате несчастного случая на производстве. Уровень компенсации определяется в процентном отношении к зарплате и составляет до 2/3 ее размеров. Основная часть денежной компенсации выплачивается частными страховы­ми компаниями, поскольку большинство предпринимате­лей заранее страхуются от подобных случает. В некоторых штатах созданы специальные страховые фонды за счет на­лога с предпринимателей, из которых власти штатов вы­плачивают страховку ввиду травмы на производстве.

Другая составная часть американской государственной системы социальной защиты — вспомоществование бедным.

Эта система получила наиболее широкое развитие, начиная с 60-х годов.В отличие от социального страхования для по­лучения помощи в системе социального вспомоществова­ния не требуется специальных предварительных взносов. Критерий для ее получения — нуждаемость. Основными задачами сферы вспомоществования являются: обеспечение гарантированного дохода, поддержка нуждающихся семей с детьми, продовольственная, жилищная и медицинская по­мощь.

Программа обеспечения гарантированного доходаохва­тывает престарелых, инвалидов и слепых. Указанным кате­гориям населения федеральное правительство выплачивает денежные пособия с тем, чтобы обеспечить для них мини­мум средств существования — так называемый гарантиро­ванный доход. Это составляет примерно 60% дохода, соот­ветствующего "черте бедности". Штатам предоставлено право повышать размер пособий по этой программе за счет собственных бюджетных средств. Размер гарантированного дохода корректируется с учетом уровня инфляции, т.е. по­вышается по мере роста индекса потребительских цен и та­рифов на услуги. Около половины получателей по этой программу прежде всего престарелые, имеют и пенсии по

старости.

Программа помощи семьям с детьмипредусматривает оказание помощи многодетным с низкими доходами, где глава семьи — вдова, разведенная или мать одиночка. В ряде штатов пособие по этой программе предоставляется семьям, где главой семьи является безработный.

В рамках продовольственной помощинаибольшее рас­пространение получило предоставление нуждающимся про­дуктовых талонов. Согласно законодательству 1981 г., пра­во на получение таких талонов имеют лица или семьи, чей доход не превышает 125% от дохода "черты бедности". Та­лоны предоставляются бесплатно или по сниженным це-

нам. Есть и другие продовольственные программы — школьные завтраки, помощь матерям с ребенком в возрас­те до года и др.

Жилищные субсидии получают семьи с низкими дохо­дами. Размер таких субсидий составляет в среднем 2 тыс.дол. в год на семью.

Программы медицинского страхования и вспомощество­вания("Медикеид" ) охватывают примерно 50 млн. человек. Нельзя обойти вниманием и частные системы соци­ального страхования, которые дополняют государственную и которые помощью определенных механизмов регулиру­ются государством. В США существуют две формы частно­го страхования — коллективная по месту работы и индиви­дуальная. Ведущая форма — коллективная. Коллективные договоры между профсоюзами и предпринимателями, как правило, предусматривает определенные социальные вы­платы и гарантии. Аналогичные видь? страхования сущест­вуют и во многих отраслях и фирмах, где профсоюзы от­сутствуют. Предприниматели рассматривают участие в сис­теме частного страхования как средство закрепления на своих предприятиях наиболее квалифицированных рабочих и административного персонала.

Важное значение для большей части трудящихся име­ют частные пенсии. Только с 1950-го по 1980-1 год число рабочих и служащих, охваченных частным пенсионным обеспечением, выросло с 9,8 млн. до 35,8 млн., а вклады в пенсионные фонды увеличились с 2 млрд. до 69млрд. дол­ларов, финансовые активы этих фондов — с 12 млрд. до 407 млрд. долларов. В начале 80-х годов 94/6 вкладов в пенсионные фонды вносили предприниматели, остальные 6% —- профсоюзы, неорганизованные рабочие и служащие. Несмотря на значительный рост фондов час!нал пенсион­ная система охватывает втрое меньше лиц, чем государст­венная. Дело в том, что при начислении государственных пенсий учитывается общий стаж независимо от места рабо­ты, а для начисления частной пенсии рабочий или служащий должен иметь, как правило, 10 лет непрерывного ста­жа в одной фирме. Специальное федеральное агентство "Корпорация" как гарант частных пенсий следит за плате­жеспособностью действующих действующих пенсионных фондов и определяет порядок и сумму компенсации их участников в случае банкротства компаний.

В послевоенный период в рамках системы частного страхования получили распространение так называемые дополнительные выплаты. Они могут включать оплату от­пусков и больничных листов,дополнительные пособия по безработице, субсидирование расходов на продолжение об­разования, юридические услуги. Дополнительные выплаты варьируются в широких пределах по формам, размерам и способам их предоставления различными компаниями.

За последние годы резко возросли индивидуальные пенсионные счета. Закон о частном пенсионном обеспече­нии 1974 г. впервые разрешил лицам наемного труда, не охваченным частным пенсионированием, ежегодно откла­дывать 1,5 тыс. долларов не облагаемых налогами, на осо­бый счет в банке. В результате число индивидуальных пен­сионных счетов значительно выросло.