Система социальной защиты населения в США
Основные модели социальной поддержки населения
Лекция 12. Социальная поддержка и социальное обслуживание в системе социальной работы, обслуживание за рубежом
Системы государственной социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть и однотипность решаемых задач, имеют различия в подходах, методах и в организационном оформлении.
Эти различия особенно заметны при сравнении европейской и американской моделей*. Развитие системы социального обеспечения на европейском континенте имеет более длительную историю. Она формировалась по мере того, как прерывались общинные (межобщинные) связи и соответственно слабела поддержка нуждающихся со стороны их ближайшего окружения. Характерной чертой американских поселенцев была опора на собственные силы, личную инициативу и стремление максимально уменьшить влияние государственных структур.
Подобный индивидуалистический подход наложил отпечаток и на формирование социальной политики государства в США, роль которого в социальной защите населения, особенно до периода великого кризиса 1928-1933г.г, была относительно невелика.
Действующая система социальной защищенности населения в США является очень гибкой, хотя и весьма сложной. Ее характерная особенность и основное отличие от большинства европейских моделей — децентрализация. Она состоит из разного рода социальных программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органами и органами управления штатов. Кроме того, отдельные программы принимаются и местными властями. Такой подход позволяет с достаточной полнотой и оперативно учитывать потребности в социальной помощи конкретного региона.
Государственная система социального обеспечения базируется на двух основных формах: социальном страховании и государственном вспомоществовании, которые различаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет налога на социальное страхование, который взимается и с трудящихся, и с предпринимателей. Государственное вспомоществование осуществляется за счет ассигнований из средств федерального бюджета, бюджетов штатов или местных органов власти.
Законом о социальном страховании (1935г.) установлено два вида социального страхования — пенсии постарости и пособия по безработице.Закон предусматривал меры помощи некоторым категориям бедняков, прежде всего инвалидам и сиротам.С течением времени закон начал обрастать многочисленными поправками, вводящими новые формы социального страхования: выплату пенсии при утрате кормильца; пособий ввиду нетрудоспособности, не связанной с производственной травмой; право на медицинское страхование в возрасте 65 лет и старше (программа "Меднкэр") и др.
Закон 1935 г. и поправки к нему распространяются и на рабочих и служащих частного сектора (страхование по инвалидности в результате производственной травмы или болезни входит в компетенцию штатов), за исключением железнодорожников, для которых установлена своя система социального страхования федеральных гражданских служащих, ветеранов войны и военнослужащих. Такие категории населения, как сельскохозяйственные рабочие, работники мелких предприятий, поденщики и т.д., остались неохваченными государственными программами социального страхования.
Все виды социального страхования, предусмотренные законом 1935г. с поправками к нему, принято объединять под названием Общая федеральная программа. Все пенсии и пособия в рамках Общей федеральной программы финансируются за счет налога на социальное страхование, который взимается в равных долях как с наемных рабочих и служащих, так и с предпринимателей. Налоговая ставка для трудящихся устанавливается в процентах к заработанной плате, а с предпринимателей — в процентах к фонду выплаченной заработанной платы.
В Общую федеральную программу включены также те, кто работает не по найму: врачи, лица свободных профессий, священники и т.п. Они уплачивают налог на социальное страхование, исходя из установленной совокупной ставки, по которой взимается налог с трудящихся и предпринимателей. В настоящее время указанные выше лица выплачивают в фонды социального страхования свыше 14% своих доходов ( в пределах налоговой базы).
На уровне штатов США существуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний.Законодательством установлена ответственность предпринимателей за увечье, нанесенное рабочему на производстве, определен уровень возмещения и продолжительность выплат по временной нетрудоспособности или размеры компенсации семье погибшего в результате несчастного случая на производстве. Уровень компенсации определяется в процентном отношении к зарплате и составляет до 2/3 ее размеров. Основная часть денежной компенсации выплачивается частными страховыми компаниями, поскольку большинство предпринимателей заранее страхуются от подобных случает. В некоторых штатах созданы специальные страховые фонды за счет налога с предпринимателей, из которых власти штатов выплачивают страховку ввиду травмы на производстве.
Другая составная часть американской государственной системы социальной защиты — вспомоществование бедным.
Эта система получила наиболее широкое развитие, начиная с 60-х годов.В отличие от социального страхования для получения помощи в системе социального вспомоществования не требуется специальных предварительных взносов. Критерий для ее получения — нуждаемость. Основными задачами сферы вспомоществования являются: обеспечение гарантированного дохода, поддержка нуждающихся семей с детьми, продовольственная, жилищная и медицинская помощь.
Программа обеспечения гарантированного доходаохватывает престарелых, инвалидов и слепых. Указанным категориям населения федеральное правительство выплачивает денежные пособия с тем, чтобы обеспечить для них минимум средств существования — так называемый гарантированный доход. Это составляет примерно 60% дохода, соответствующего "черте бедности". Штатам предоставлено право повышать размер пособий по этой программе за счет собственных бюджетных средств. Размер гарантированного дохода корректируется с учетом уровня инфляции, т.е. повышается по мере роста индекса потребительских цен и тарифов на услуги. Около половины получателей по этой программу прежде всего престарелые, имеют и пенсии по
старости.
Программа помощи семьям с детьмипредусматривает оказание помощи многодетным с низкими доходами, где глава семьи — вдова, разведенная или мать одиночка. В ряде штатов пособие по этой программе предоставляется семьям, где главой семьи является безработный.
В рамках продовольственной помощинаибольшее распространение получило предоставление нуждающимся продуктовых талонов. Согласно законодательству 1981 г., право на получение таких талонов имеют лица или семьи, чей доход не превышает 125% от дохода "черты бедности". Талоны предоставляются бесплатно или по сниженным це-
нам. Есть и другие продовольственные программы — школьные завтраки, помощь матерям с ребенком в возрасте до года и др.
Жилищные субсидии получают семьи с низкими доходами. Размер таких субсидий составляет в среднем 2 тыс.дол. в год на семью.
Программы медицинского страхования и вспомоществования("Медикеид" ) охватывают примерно 50 млн. человек. Нельзя обойти вниманием и частные системы социального страхования, которые дополняют государственную и которые помощью определенных механизмов регулируются государством. В США существуют две формы частного страхования — коллективная по месту работы и индивидуальная. Ведущая форма — коллективная. Коллективные договоры между профсоюзами и предпринимателями, как правило, предусматривает определенные социальные выплаты и гарантии. Аналогичные видь? страхования существуют и во многих отраслях и фирмах, где профсоюзы отсутствуют. Предприниматели рассматривают участие в системе частного страхования как средство закрепления на своих предприятиях наиболее квалифицированных рабочих и административного персонала.
Важное значение для большей части трудящихся имеют частные пенсии. Только с 1950-го по 1980-1 год число рабочих и служащих, охваченных частным пенсионным обеспечением, выросло с 9,8 млн. до 35,8 млн., а вклады в пенсионные фонды увеличились с 2 млрд. до 69млрд. долларов, финансовые активы этих фондов — с 12 млрд. до 407 млрд. долларов. В начале 80-х годов 94/6 вкладов в пенсионные фонды вносили предприниматели, остальные 6% —- профсоюзы, неорганизованные рабочие и служащие. Несмотря на значительный рост фондов час!нал пенсионная система охватывает втрое меньше лиц, чем государственная. Дело в том, что при начислении государственных пенсий учитывается общий стаж независимо от места работы, а для начисления частной пенсии рабочий или служащий должен иметь, как правило, 10 лет непрерывного стажа в одной фирме. Специальное федеральное агентство "Корпорация" как гарант частных пенсий следит за платежеспособностью действующих действующих пенсионных фондов и определяет порядок и сумму компенсации их участников в случае банкротства компаний.
В послевоенный период в рамках системы частного страхования получили распространение так называемые дополнительные выплаты. Они могут включать оплату отпусков и больничных листов,дополнительные пособия по безработице, субсидирование расходов на продолжение образования, юридические услуги. Дополнительные выплаты варьируются в широких пределах по формам, размерам и способам их предоставления различными компаниями.
За последние годы резко возросли индивидуальные пенсионные счета. Закон о частном пенсионном обеспечении 1974 г. впервые разрешил лицам наемного труда, не охваченным частным пенсионированием, ежегодно откладывать 1,5 тыс. долларов не облагаемых налогами, на особый счет в банке. В результате число индивидуальных пенсионных счетов значительно выросло.