Основные тенденции в развитии благотворительности в Западной Европе и США в конце XVIII – начале ХХ вв.

XVIII в. – век Просвещения. В философии Просвещения ставится вопрос о ценности человека как личности (теория «естественных прав» человека, пренебрежение которыми становится «причинами общественных бедствий и пороков правительств»; категорический императив И. Канта, презумпция невиновности и др.).

Изменения в существующей системе призрения:

1. отменена изоляция нищих и больных в работных домах, им предоставлена полная свобода перемещений в социальном пространстве, поскольку они – источник дешёвой рабочей силы и основа экономического прогресса. Единственная стоящая форма благотворительности – это свобода. Три основные формы благотворительности:

а) естественная благотворительность – глубоко личное чувство, которое рождается вместе с нами, достигает большей или меньшей степени развития и делает нас чувствительными к нищете либо к немощам наших ближних,

б) личная благотворительность – присущая нам от природы предрасположенность, подвигающая на частные добрые дела,

в) национальная благотворительность – то всеобъемлющее чувство, которое подвигает нацию в целом искоренять открывшиеся ей злоупотребления, внимать обращённым к ней жалобам, стремиться к добру, если оно возможно и достижимо, и простирать это добро на лиц всякого класса, пребывающих в нищете либо страдающих неизлечимыми заболеваниями.

2. сокращение милостыни (милостыня, поданная здоровому человеку – не акт милосердия, поэтому только больные нуждаются в полной всемерной поддержке).

3. благотворительность является первым и абсолютным долгом общества, ничем не обусловленным, т.к. именно она – условие его существования. Две точки зрения: 1) установление государственного контроля за всеми благотворительными учреждениями, т.к. «общественный долг» есть «долг общества», а следовательно, – и государства; 2) общественный долг – это долг общественного человека, а не самого общества (в основе теории благотворительности психологический и моральный анализ личных качеств общественного человека, а не определение договорных обязательств в социальной группе, благотворительность – это не государственная структура, но личная связь, соединяющая человека с человеком).

4. государственная помощь – есть долг, частная филантропия – то, что сверх непременного, по личному волеизъявлению её оказывающего.

5. новые (XVIII в.) условия оказания помощи больным: 1) социальное деление больных, 2) благотворительность должна сочетать в себе естественное чувство заботы и сострадания и одновременно быть экономически справедливой и обоснованной, т.е. выгодной.

6. госпитали закрывались, развитие системы медицинской помощи на дому(место для излечения не госпиталь, а семья; помощь распределялась между семьями больных) – создание центральной администрации с функциями: 1) универсальное восприятие и изучение болезней, 2) выделение денег для помощи несчастным, 3) финансирование «коммунальных домов» и распределение специальной помощи семьям бедняков, ухаживающих за своими больными.

7. символом медицины стал активно практикующий врач (изучение болезней – 1778 г. Королевское Медицинское Общество); строятся больницы нового типа (павильоны), роль больниц двояка: они необходимы для одиноких больных, в случаях тяжёлых заразных болезней и они – необходимая мера защиты; появляются врачебная этика, концепция общественного здоровья, сфера знаний о здоровом человеке и основах здорового образа жизни (валеология); принципы в основе современной медицины: принцип «коммунализации» помощи («коммуны» - органы местного самоуправления, ответственные за организацию медицинского обслуживания в своих районах) и сочетание теории и практики в подготовке квалифицированного врача.

8. изоляция распространялась лишь на умалишённых, специальные госпитали (1 этап – попытки реорганизации системы изоляции на более продуманных началах, 2 этап – попытки некоторого ограничения практики изоляции, 3 этап – полная реорганизация системы изоляции 1789-1793 гг. – сохранилось лишь тюремное заключение, в котором содержались осуждённые преступники и безумцы).

9. зарождение карцерной системы благотворительности в XIX в., пришедшей на смену практики изоляции, имеющей роль социального амортизатора с целью поддержания равновесия в обществе – это целая сеть благотворительных заведений, оказывающих специализированную помощь нуждающимся (сиротские приюты, благотворительные школы, школы для взрослых, бесплатные больницы, богадельни, колонии, детские сады, филантропические школы при домах призрения бедных, школы для детей, имевших отклонения в физическом и умственном развитии (для слепых, глухонемых, умственноотсталых) и т.п.) и карательный аппарат (полиция, служба правосудия, армия), осуществляющая функции приучения к порядку и повиновению (пионеры – Франция, Англия, Германия).

10. появляется теория социальной работы на рубеже XIX-XX вв., оживление частной и общественной благотворительности, основанной на принципах индивидуальной поддержки и оказания адресной помощи (создаются «дружеские общества» (США), общества взаимопомощи (социальные функции), компаньонажи (типа средневековых цеховых организаций ремесленников) и застольные товарищества в деревнях (Франция)).

11. формирование пенитенциарной системы, три модели: фламандская, английская, американская (филадельфийская), основной целью наказания во всех было предупреждение повторения преступлений, перевоспитание, различие в способах достижения этого; семь принципов идеального пенитенциарного состояния: принцип исправления и социальной реабилитации индивида, посредством изменения его поведения, принцип классификации заключённых (по тяжести деяний, возрасту, наклонностей, применяемых методов и стадий перевоспитания), принцип модуляции наказаний в зависимости от индивидуальности заключённых, достигнутых результатов, возможность сокращения сроков или условного освобождения, принцип работы как обязанности и права, принцип пенитенциарного воспитания, принцип технического обеспечения заключения (контроль за тюремным режимом, правильное формирование индивидов), принцип вспомогательных институтов (меры контроля и содействия вплоть до полной реадаптации бывшего заключённого); вывод о пагубности тюрьмы.

12. появление социального законодательства: 1) попытки законодательной охраны здоровья рабочих в Англии: 1796 г. – создано Манчестерское санитарное бюро – оздоровление условий труда и быта рабочих и законодательное ограничение продолжительности рабочего дня (первый фабричный закон 1802 г.), 1832 г. Билль об обследовании состояния фабрик (исследование фабричной гигиены), 1842 г. – акт, запретивший ночной и ограничивший дневной труд детей и подростков, установивший фабричную инспекцию, создаются общества оздоровления городов, улучшения жилищ рабочего класса и др., 1848 г. – закон об устранении санитарных вредностей и предупреждении заболеваний, в 1840-е гг. создаётся правительственное учреждение – Главное управление по охране здоровья, 1908-1910 гг. – широкие социальные реформы: 8-часовой рабочий день, закон о создании бирж труда, закон о страховании по безработице, пенсии на случай старости, болезни, инвалидности и трудового увечья или профессионального заболевания; 2) мероприятия Парижской Коммуны (Франция): декреты по отмене ночного труда в пекарнях, отмене произвольных штрафов и удержаний из жалования рабочих, об условиях труда рабочих, выполняющих заказы Коммуны, установлен рабочий контроль над производством, организация общественного призрения муниципалитетами, учреждены пенсии вдовам убитых в сражениях, декрет о запрещении выселения должников, демократизация системы народного образования (принципы всеобщего, бесплатного, обязательного, светского и всестороннего образования), при Наполеоне III – рабочие места и социальные блага для рабочего класса, дешёвые кредиты и снижение налогов для крестьянства, стирание классовых границ, введён высокий подоходный налог в качестве перераспределения доходов и механизма возвращения долгов, компенсирующего социальное неравенство – солидаризм и др., по закону 1893 г. лишенные средств люди могли бесплатно получать медицинскую помощь, закон 1898 г. о страховании от несчастных случаев на производстве, в 1910 г. принят закон о пенсиях, в сер. 1880-х гг. создана Национальная федерация профсоюзов, а в нач. 1890-х гг. – Федерация домов профсоюзов, 1899 г. создан Высший совет по труду, Управление труда, 1892 г. – закон об ограничении рабочего дня женщин и подростков, введён выходной день; 2) в Германии в 1878 г. введён комплекс тщательно разработанных законов о социальном страховании: на случай болезни (1881 г.), в связи со старостью и инвалидностью (1883 г.), при несчастных случаях (1884 г.); попытки улучшения жилищных условий рабочих, организация школ для детей рабочих, премирование рабочих, справедливое отношение к персоналу.

13. контроль над проституцией, открывается клиника по лечению венерических заболеваний, открытие обществ блюстителей морали («Лига общественной нравственности» и др.).

14. на рубеже XIX-XX вв. Церковь начинает занимать активную позицию в оказании социальной помощи нуждающимся. В 1899 г. создана религиозная и благотворительная организация «Армия спасения», разработана программа социальной помощи, в основу которой был положен принцип её оказания без различия рас, вероисповедания и политических убеждений и без подчинения «Армии», выделены пять направлений её деятельности: трудовая занятость, здравоохранение, развитие районов, спасательные службы во время катастроф и бедствий, обучение местного персонала; формы работы «Армии»:

1) создание центров по трудовой реабилитации различных категорий нуждающихся, бесплатных временных приютов для людей, оказавшихся в стесненном фи­нансовом положении, детских домов и центров дневного ухода за детьми, молодежных корпус-цен­тров, реабилитационных центров для бывших зак­люченных и для жертв преступлений, общежитии для одиноких женщин, имеющих низкий уровень доходов;

2) раздача уличных обедов нуждающимся, пожилым и бездомным, организация благотворительных сто­ловых в районах катастроф и стихийных бедствий, снабжение неимущих дешевым жильем и органи­зация лагерей для взрослых, доставка горячего питания инвалидам, не выходящим из дома;

3) организация врачебного ухода за больными и не­мощными людьми, родильных домов, оказание по­ликлинической помощи, предоставление услуг по усыновлению и воспитанию детей;

4) консультационная помощь в вопросах брака, отно­шений между родителями и детьми, по проблемам подростков, матерей-одиночек и безработных;

5) поиск пропавших без вести и работа в армии (че­рез организацию клубов Красного Щита).

Таким образом, в данный период меняется отношение к человеку как личности, отношения между предпринимателями и наёмными рабочими, социальная политика строится на новых принципах, активизируются общественная, частная и церковная благотворительность.