Правовые аспекты теории общественного призрения

Конфессиональный подход

1. проблема социального неравенства – П. Дерябин: в милосердии он видит тот путь равенства, который спасёт мир от насилия и жестокости; милосердие как форма социального равенства изменяет людей, уничтожает существующие социальные противоположности и противоречия.

2. проблема – реформирование привело к сокращению социальных программ – К. Ровинский: в этих условиях в деле общественного призрения главную роль должна играть церковь, и в частности приход как ячейка территориального самоуправления, которая на протяжении нескольких столетий на себе несла все издержки общественного призрения из средств приходской общины.

1. общественная благотворительность рассматривалась в комплексе проблем: вопросы обязательного и необязательного общественного призрения, роли государства, частных лиц и общественных организаций в деле общественной и частной благотворительности, нищенства и его крайней формы – пауреризма и проблем их локализации и профилактики.

Н. Бунге: причинами нищенства считал: юридические ограничения свободы труда, крепостное состояние и паспортную систему, законы, способствующие сосредоточению капиталов в «немногих руках», дурное административное и судебное устройство и др. Нищенство несёт в себе угрозу обществу: политическую слабость, понижение нравственного и экономического уровня общества, гражданскую отсталость. Общественная и частная благотворительность – главное орудие против нищеты и условий, её порождающих. Необходимо, чтобы способные к работе могли достичь хозяйственной самостоятельности, а неспособным было обеспечено нравственное человеческое существование. Главная роль в борьбе с пауперизмом отводится общине, т.к. она может не только устранить причины нищенства, но и контролировать это явление своими средствами и силами.

2. благотворительность рассматривается лишь по отношению к определённым проблемам, связанным с реальной случившейся ситуацией клиента – И. Тарасов: благотворительность – оперативная мера – деятельность правительственных и общественных органов и частных лиц, которая имеет целью оказание помощи и призрение бедным и нищим и имеет под собой юридические, политические и нравственные обоснования. Нищенство – угроза общества.

М. Оленов: мера борьбы с нищенством – социальное страхование, которое как вид государственного обеспечения наряду с различными видами самопомощи должно быть не подачкой, а правом гражданина.

Н. Вигдорчик: важнейшая функция государства – предохранить население от различных видов риска. Страхование должно охватывать не только различные риски, но включать в себя страхование на случай старости, инвалидности, страхование материнства, вдов и сирот.

Б. Кистяковский рассматривает нравственные и правовые основы социального страхования. Цель нормального социального общества – гарантированное право каждому на достойное существование. Социальное страхование – одна из главнейших социально-правовых задач общества. Выделяет несколько типов страхования: для больных, пострадавших от несчастного случая, инвалидов и страхование по старости.

Социально-административные подходы (стремление к упорядочению деятельности частных благотворительных организаций, определение их сфер деятельности в системе общественного призрения)

1. П. Георгиевский: новая ступень эволюции частных благотворительных организаций – специализация их деятельности. Государственные службы предлагает встраивать в уже существующие отношения и связи, а не реформировать их. Делит государственные органы призрения на три уровня, в зависимости от рода деятельности.

2. Д. Жбанков поставил вопрос о необходимости расширения категории субъектов обязательного призрения, предложил разделить их на две группы: постоянного и временного призрения.

3. К кон XIX в. появился государственный проект организации общественного призрения. Основной задачей реформирования явилось предупреждение бедности. Ставились вопросы о сущности общественного призрения, о лицах обязательного призрения, о его формах и видах финансирования. В состав Министерства внутренних дел предлагалось ввести специальный Совет, контролирующий данную деятельность, а на местах отдать его функцию местным органам самоуправления.

Решаются проблемы «трудовой помощи» – Г. Швиттау рассматривал трудовую помощь как одну из основных форм общественного призрения, носящую принудительный и обязательный характер поддержки. Он выделял и функции трудовой помощи: предоставление работы, содействие труду, образовательная и воспитательно-исправительная.

Проблемы инвалидности, социальной патологии: нищенства, проституции, социальной патологии детства напрямую связаны с проблемами личности в контексте общественного призрения.