Основные направления и тенденции развития общественного призрения и частной благотворительности в первой половине XIX в.
Общественное призрение:
1. Некоторые общества действовали самостоятельно и по своей программе. Такие, как Императорское Человеколюбивое Общество, Ведомство учреждений Императрицы Марии (связанные с членами императорской семьи) входили в разряд заведений «на особом положении».Их специфика в том, что они имели особые привилегии со стороны государства, от частного финансирования до предоставления различных льгот и индивидуальных поощрений.
2. Общественное призрение начинает складываться в определенную систему со своими светскими институтами, специальным законодательством, регулирующим деятельность не только приказов общественного призрения, но и благотворительную деятельность в обществе. Начинается регламентация общественного призрения (А.Н. Радищев).
3. складываются государственные подходы к проблемам инвалидности,материнства и детства, а также социальной патологии: профессиональному нищенству, алкоголизму, детской безнадзорности (приобретают систему и оформляются в определенные направления призрение глухонемых и призрение по проблемам детства). Это расширяет практику помощи и поддержки, вносит в нее элементы профессионально-деятельных подходов.
4. общественное призрение не ограничивается только помощью, а тесно связано с просвещением и воспитанием. В этой связи характерна благотворительная деятельность различных воспитательных обществ («Воспитательное общество благородных девиц» и др.). Учреждения осуществляли деятельность по следующим направлениям: призрение младенцев, с организацией яслей во многих городах; призрение взрослых, детей; призрение слепых и глухонемых; учреждения женского воспитания и образования; учреждения воспитания и призрения мальчиков, юношей; учреждения призрения взрослых; учреждения врачебно-медицинской помощи.
5. основателями обществ становились не только монаршие, но и военные, (1847 г. «Общество посещения бедных» основал кн. В. Ф. Одоевский), и масоны и т.д. Основу деятельности Общества составляли следующие направления помощи: поддержка престарелых увечных и больных, не могущих содержать себя собственными трудами, сирот и детей бедных родителей; вспоможение деньгами, одеждою, дровами и т. п.; помощь больным, лечение, отпуск лекарств.
6. складываются новые институты, формы помощи и поддержки нуждающегося населения (появляется нестационарное призрение).
7. централизация финансирования общественного призрения – создание различных обществ, организаций в целях аккумулирования капитала благотворителей для его централизованного направления на наиболее актуальные нужды (Совет Императорского Человеколюбивого Общества (1816 г.) и др.).
8. В подходах к идеологии помощи происходит переоценка видения проблематики клиента. Если на ранних этапах общественного призрения нуждающийся представлял определенную ценность для отдельной личности — заступника, поскольку защита его была наглядной, вещной добродетелью перед лицом Всевышнего, то теперь нуждающийся стоял перед государственными институтами, и именно они определяли его необходимость в данной роли. Да и сам человек оценивается с новых критериальных позиций как деятель, как носитель общественно полезного труда. В этом отношении изменяются и идентификаторы. Деятельность, труд, возможность или невозможность приносить пользу — вот те критерии, на которых начинает базироваться новая доктрина помощи. Теологические подходы к личности клиента подменяются социетальными, а индивидуальная судьба рассматривается не в контексте вечности, а в контексте зримых нужд и проблем общества, его жизнедеятельности, норм и ценностей. В связи с этим условно можно выделить следующие основные тенденции в общественной мысли в области социальной помощи: социально-административные или реформистские, социально-философские, социально-медицинские.
Частная благотворительность имела самые разнообразные формы и направления. Три основные тенденции в её деятельности: частные благотворители либо организовывали и финансировали институты помощи и поддержки, либо оказывали единовременную или постоянную помощь в виде материальных и денежных вспомоществований, либо осуществляли социальный патронаж над той или иной категорией нуждающихся.
Среди сторонников частной благотворительности выделяются две группы: те, кто считали, что благотворительность должна предоставляться всем нуждающимся (И. В. Лопухин), и те, кто выступали за выборочную благотворительность (В. Ф. Одоевский).
Таким образом, административная система помощи нуждающимся включает в себя определенные территориальные институты помощи и поддержки, государственные превентивные и защитные меры относительно различных слоев населения, усиление законодательной базы, регулирующей отношения между различными субъектами, группами и государством. В развитии административной системы поддержки намечаются тенденции институциональной системы помощи, представляемой различными ведомствами – общественными и частными институтами защиты и призрения.