Ассоциативная психология

Лекция 5 Развитие предмета психологии в естественнонаучном знании

 

Для эпохи Просвещения идеалом становится свободная самостоятельная личность, наделенная здравым смыслом. Пребывание в сфере разума, постижения общих идей, открываемых волей смыслов в эпоху Средневековья, сменяется с развитием научного знания на установления общих закономерностей через обобщение наблюдаемых фактов. Апелляция к собственному опыту и рассудку стало одним из критериев, задающий объективность получаемых знаний. Рассуждение, строящееся на априорно заданных посылках, не становится свободным. Оно, как показала история, может превратиться в следование догматом и тем самым человек становится несвободным.

Выход был предложен в применении новых методов, позволяющих объективно, без спекулятивных построений, познать природу. Данные представления определяли новые способы понимания свободы человека – самостоятельно мыслить, апеллируя к собственному опыту и рассудку.

Сам опыт вслед за разделением Декарта сознания и телесности также рассматривался в двух плоскостях: сенсуализм и интроспекционизм. Становление науки и усиление ее позиций привели к развитию сенсуалистического направления. При этом человек был сведен к ощущаемому органу, к вместилищу опытного знания, полученного в результате взаимодействия его с внешним миром.

Новые концепции психического отразили общее направление развития научного знания – естествознания. Одним из направлений, которое отразило общую установку развития эмпирического знания, была ассоциативная психология.

 

При познании окружающего мира, психических явлений раньше открываются более общие свойства и отношения, имеет «место первичная генерализованность. За этим следует процесс конкретизации, в ходе которого воспроизводится специфика единичного, и лишь потом начинается ход вторичного обобщения, идущий от полноты и целостности индивидуального "лица" данного конкретного объекта к поиску глубинных общих принципов. Такого рода стадиальность – в тех или иных ее модификациях – проявляет себя не только в ходе исторического становления доэмпирического знания о феноменологии отдельных свойств и признаков познаваемого объекта, но и в процессе поиска общих законов данной области действительности, т.е. в развитии собственно теоретических обобщений. Не случайно поэтому в основе одной из самых первых психологических теорий лежит наиболее общий (и именно в силу этого раньше других открывающийся познанию) принцип организации психических процессов – способ их связи друг с другом (Веккер Л.М.).

В связи с этим принцип ассоциации как общий способ связи психических феноменов неслучайно является предметом старейшей из психологических теорий – ассоцианизма.

Идея ассоциации в понимании психического была внесена еще Платоном и развита Аристотелем, который, стремясь объяснить динамику образов-представлений, вводит механизм ассоциации. Согласно Аристотель за каждым из выделенных им разрядов ассоциаций (смежности, сходству, контрасту) скрыты различные движения пневмы в кровеносных сосудах. Данный объяснительный принцип вновь был привлечен для понимания психического лишь в XVI столетии. Ассоциации принимали за один из основных психических феноменов Р.Декарт, Б.Спиноза и Г.Лейбниц. Но все они считали их низшей формой познания и действия по сравнению с высшими формами, к которым относили мышление и волю. Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии. Томас Гоббс (1588-1679) считал, что в мире нет ничего, кроме материальных тел, которые движутся по законам механики, открытым Галилеем. Соответственно и все психические явления подводились под эти глобальные законы. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. Поскольку движения при ощущении происходит строго механически, то и представления следуют одно за другим в силу связанности движимой материи. Механизм ассоциации положен им в основу всей психической жизни, включая ее высшие проявления - рациональное познание и произвольное действие. Он рассматривал только один закон ассоциации – по смежности. Эта схема легла в основу всей ассоциативной психологии и, по сути, вычеркнула душу из психологии, оставив разум как результат телесных, механических движений в организме.

Дальнейшее развитие идеи выводимости внутренних психических процессов из ощущений, из опыта путем связывания получили в концепции Джона Локка (1632 - 1704). Он обратился к понятию «ассоциация» для объяснения того, как образовываются сложные идеи. Простые представления, идеи различной силы собираются друг с другом с неуловимой быстротой. Представления группируются в известном порядке по трем законам ассоциаций: сходству, смежности и причинности, - и взаимно притягиваются, словно повинуясь силе тяжести, тем самым образуя сложные идеи. Однако Локк рассматривал ассоциации не как основной механизм психической активности. В результате ассоциаций появляются неверные, ненадежные сочетания идей, как случайные и пассивные связи, свойственные в основном психической жизни душевнобольных и лишь отчасти здоровых людей, например, во время сновидений. Тем не менее, Локк стоит у истоков ассоциативной психологии.

Непосредственным последователем Локка был Джордж Беркли (1685—1753) (Рис 9), который полагал, что "существовать (esse) значит быть воспринимаемым (percipe)" и "все имеет существование только в сознании". Пока человеку кажется, что он видит или слышит какой-то объект, он реально существует, но стоит закрыть глаза – пропадает не только ощущение, но и объект. Таким образом, оп Беркли, нет никаких качеств, кроме непосредственно испытываемых субъектом. Идеи, соединяясь между собой по законам ассоциации, образуют комплексы, иллюзорно принимаемые за объект. Изучая построение зрительных образов из ощущений, он использует ассоциацию как условие возникновения образов восприятия. За счет ассоциации происходит связывание зрительных ощущений и двигательных, мускульных. И если связь часто повторяется, то ассоциация между ними становится привычной, и в самом образе мы уже не можем их разделить.

Развитие ассоциативной психологии уже на феноменологической основе получает у Дейвида Юма (1711 - 1776). Согласно Юму (Рис 10) ассоциации являются не продуктом причиной связи, но мнение о существовании такого рода связи – продукт ассоциации. Способ связи психических элементов абстрагирован и от структуры, в которую они объединяются, и от природы как самих элементов, так и синтезированной из них психической структуры (Веккер Л.М.). Связь дана внутри самих элементов сознания и не требует никакой реальной основы. Она своего рода притяжение представлений, устанавливающее между ними внешние механические связи. В течении ассоциативных процессов, не имеющих реальной причинной связи, исчезали не только объекты восприятия, но и сам человек. Человек представлялся как калейдоскоп лишенных внутренних состояний, каждое из которых являлось причиной самого себя, как «связка или пучок различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении, в постоянном движении». Никак невозможно уловить свое «Я» как нечто существующее помимо восприятий и никак невозможно подметить ничего, кроме какого-либо восприятия» [Юм Д. Сочинения в 2-х т. М., 1966, т. 1, с.367].

Идею Юма о познании, о его прагматической ценности стали основанием построения позитивизма О.Конта. Смена одного состояния другим легли в основу прагматического и функционального подходов в психологии. В то же время он говорил о различных задачах познания, которые определяют и разные способы получения данных: познание сути и использование знаний. Тем самым наметилось разделение науки на объяснительную и описательную (как они были позже названы В.Дильтеем).

Несмотря на то, что Беркли и Юм пытались рассмотреть ассоциацию как имманентное свойство сознания, верх в понимании природы внутреннего мира человека брала механистическая концепция. Развитие естествознания, науки, в первую очередь механики И.Ньютона, приводило к необходимости выделения закономерностей, установлению единого закона разума.

Давид Гартли (1705-1757) ставит механизм ассоциации как универсальный единый закон разума: «Все объясняется первичными ощущениями и законами ассоциации». В основу своей теории Гартли положил идею Локка об опытном характере знания, а также принципы механики Ньютона. В книге "Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях" (1749) Гартли обосновал свою ассоциативную теорию, которую рассматривают как первую законченную систему ассоциативной психологии.

По образцу ньютоновской картины природы Гартли представил психический мир человека как продукт работы организма как «вибраторной машины». Предполагалось, что вибрации внешнего эфира посредством вибраций нервов вызывают соответствующие вибрации мозгового вещества, которые переходят в вибрации мышц. Параллельно этому в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические «спутники» этих вибраций - от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Ассоциации устанавливаются между ощущениями, между идеями, между движениями, чувствами. Этим ассоциациям соответствуют ассоциированные дрожания нервных волокон (для ощущений и движений) или ассоциированные вибрации мозгового вещества (для сознаваемых идей и сложных психических образований). Таким образом, ассоциации являются пассивным отражением нервных связей в мозгу. Главными условиями образований ассоциаций являются: смежность во времени или в пространстве и частота повторений их сочетаний. Общие понятия возникают, когда от прочной ассоциации, которая остается в различных условиях неизменной, отпадает все случайное и несущественное. Совокупность этих постоянных связей удерживается как целое, благодаря слову, которое выступает как фактор обобщения.

Механистическая картина мира начала определять и понимание психических явлений. Предложенная Гартли схема соотношения физического и психического рассматривалась многими учеными как научное, строго причинное объяснение психического механизма. Закон ассоциации признавался как универсальный. Ассоциативное направление практически на два века стало основным в понимании психического. Расхождения возникали в понимании того, как работает механизм ассоциаций.

С работ Гартли можно говорить о появлении психологии как самостоятельной области научного исследования. Появляются работы, посвященные чисто психологической проблематике, работы, анализирующие место психологии в системе наук, начинают читаться курсы лекций в университетах.

Джозеф Пристли (1733 - 1804) развивал идеи Гартли и рассматривал ассоциацию ощущений как основание всего содержания и структуры внутренней жизни. Он считал, что достаточно одних внешних чувств, чтобы объяснить все разнообразие психических явлений. Они появляются в результате различных видов или случаев ассоциаций ощущений и идей, по разным законам образованных. Зная эти законы, подобные законам механики, физики, химии, возможно установить объективные способы воздействия на человеческий разум, вывести законы воспитания и обучения.

 

Развитие ассоциативного направления происходило и в следующем веке. XIX век рассматривается век триумфа ассоцианизма. Закон ассоциаций рассматривался как основное явление душевной жизни. В ассоцианизме видели теорию, которую можно применить к вопросам политики, морали, воспитания.

При этом тенденция к познанию природы, более глубокому ее пониманию сохраняется, однако вся яснее появляется необходимость новых методов исследования, нового подхода к изучению окружающего мира. Метафизические представления, сохранявшиеся в науке, приходили во все большее противоречие с накопленными фактами, которые не поддавались объяснению в рамках старых теорий. Это привело к формированию устойчивого интереса естествоиспытателей и философов в первой половине XIX в. к проблемам метода исследования природы и другим общим вопросам научного познания. И в качестве таких методов стали рассматриваться методы естественных наук, в первую очередь физики и химии. В связи с этим появляются в рамках данного направления труды, пересматривающие основные положения о предмете и методе ассоциативной психологии. Ассоцианизм в лице Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера соединяется с философией позитивизма. Однако это стало и началом кризиса этой психологической системы.

 

Расцвет ассоцианизма связан с концепцией внушения Томаса Брауна, умственной механикой Джемса Миля (1773 - 1836) и умственной химией его сына Джона Стюарта Милля (1806 - 1873)

Томас Браун (1778 - 1820), пытаясь понять, почему появляется именно такой, а не другой психический феномен, вводит первичные законы и вторичные законы ассоциации (частота, новизна, длительность, сила первоначального ощущения и др.). Благодаря им отдельные ощущения сливаются в комплексы, где образующие этих комплексов уже не различимы. Для описания этого механизма он вводит понятие «внушение» - нечто вроде внутреннего возникновения явления и побуждение одновременно, то, что поднимается в сознании, есть следствие прежних представлений. Порядок идей тем самым может отличаться от порядка ощущений.

Целью работ Джемса Милля было способствовать наилучшему развитию душевных способностей и сил при воспитании. Следуя Д. Локку, Дж. Милль полагал, что первыми состояниями сознания являются ощущения; производными от них - идеи. Природа сознания такова, что в нем самом уже заложены чувственные данные и ассоциативный механизм их связи. Ассоциации - это не сила и не причина, как она понималась Д. Юмом, а просто способ совпадения или соприкосновения идей: идеи зарождаются и существуют в том порядке, в котором существовали ощущения как их оригиналы. «Порядок и связь таковы, каковы порядок и связь ощущений», - Дж.Милль. Они приложимы только к идеям и чувственных данных не затрагивают.

Идеи, будучи вторичными состояниями сознания, представляют собой копии ощущений, отличаясь от последних только тем, что они никогда не появляются раньше ощущений. Из простых идей посредствам ассоциаций образуются сложные идеи. Причем Милль выделял только один закон ассоциации смежность или близость во времени или в пространстве. Результат многообразных соприкосновений (ассоциаций) идей составляет суть психической жизни человека. Доступа к ней, кроме внутреннего наблюдения, нет.

.Прежние концепции психического опирались на механические модели, однако при этом так и не удалось выделить в сложных психических явлениях качества первичных элементов, из которых слагается интегральное психическое образование. Механическая модель не позволила объяснить психическое. Большие успехи химии вселяли в Джона Стюарта Милля надежду найти механизмы психического. Он предложил рассматривать законы сознания по образцу химических процессов, при этом полагая в качестве основного ассоциативный принцип. Исходные явления сознания, ассоциируясь, дают новое психическое состояние, качества которого не имеют подобия среди первичных элементов, из простейших элементов сознания возникают новые, обладающие собственными качествами структуры этого сознания – подобно тому, как из водорода и кислорода возникает совершенно новый продукт – вода. Он выделил новые виды ассоциаций: сходство, смежность, частота и интенсивность. Впоследствии закон интенсивности был заменен законом неразделенности.

В тоже время Джон Стюарт Милль критически анализирует также понимание предмета в ассоциативной психологии. Он различает физическое и то, что принадлежит сознанию: «Когда одно какое-нибудь состояние произведено другим, связывающий их закон я называю законом духа. Когда же непосредственно причиной духовного состояния является какое-либо состояние тела, мы будем иметь закон тела, относящийся к области физических наук» (Милль Д. Ст. Система логики. С. 773). И путем анализа приходит к выводу, что «...не существует самостоятельных (или оригинальных) психических законов — «законов духа» ... психология есть просто ветвь физиологии, высшая и наиболее трудная для изучения» (там же, С.773). Обсуждая возможности изучения психических явлений только через собственный опыт, он приходит к мнению, что отдельная и особая наука о духе, предметом которой выступают единообразия последовательности, законы вызывающие одно явление другим.

В это время выходит многотомный «Курс положительной философии» Огюста Конта, в котором он выделяет основные критерии научного знания. Эти критерии базировались на применении наблюдения и эксперимента, логики, с помощью которой происходит обобщение данных фактов и построение законов. Данные идеи были приняты многими учеными и сыграли определенную роль в становлении экспериментальной психологии. Идеи О.Конта поддержал и Дж.Ст.Милль, который предполагал путем экспериментального анализа вычленить "атомы" сознания. Это воззрение существенно повлияло на программу работы первых психологических лабораторий. Дальнейшее развитие ассоциативной психологии связано с различными попытками применить объективные методы для получения фактов психического и его выделения законов.

Принято считать, что последним крупным ассоцианистом был Александр Бэн (1818 - 1903). Однако он своими представлениями о волевом действии, возникающем при избыточной спонтанной энергии в организме, показал, что закон ассоциации не столь универсален. Столкнувшись с дихотомией непроизвольных и произвольных движений, он выдвинул представление о "пробах и ошибках" как особом принципе организации поведения. Между "чисто" рефлекторным и "чисто" произвольным имеется обширный спектр действий, благодаря которому постепенно, шаг за шагом достигается искомая цель. Данному принципу, подчиняется не только внешнедвигательная, но и внутримыслительная активность. Тем самым деятельность сознания сближалась с деятельностью организма. Закономерности, присущие всей органической природе, оказывались также и закономерностями "внутреннего мира". Тем самым он поставил новые задачи, которая ассоциативная психология не могла решить. В связи с чем появляются необходимость привлечения иных моделей для объяснения психического.

С началом XIX в. в научном познании стали складываться принципиально новые установки, все более явно стали обнаруживаться переходы от одного ряда явлений к другому и формироваться, соответствующие представления о единстве и развитии природы. Механическая картина мира "сменялась новым представлением о природе, в основу которого легли принципы сохранения и превращения энергии, детерминизма и атомистики, учение об историческом развитии Земли и органического мира" (Развитие естествознания в России (XVIII - начало XХ века) / Под ред. С.Р. Микулинского, А.П. Юшкевича. М., 1977. – С.140). Эти новые установки определили и развитие идей в ассоциативной психологии.

Ряд новых моментов в ассоциативную психологию вносит Герберт Спенсер (1820 - 1903). В работах Спенсера происходит сближение психологии с учением о биологической эволюции, поэтому его рассматривают как разновидность ассоцианизма на эволюционной основе. Считал, что психические явления можно понять исключительно через анализ развития. Развитие психического рассматривал как частный случай действия обей закономерности: повсюду во Вселенной развитие идет от рассеянного к сплоченному, интегрированному, т. е. характеризуется концентрацией; от однородного к разнородному, дифференциацией; от неопределенного к определенному, индивидуальному. Психическое, по Спенсеру, как и жизнь в целом является приспособлением внутренних отношений к внешним, к внешней среде, причем специализация этого приспособления возрастает в процессе эволюции за счет нарастания ассоциативных связей вследствие их повторения в опыте многочисленных поколений. Эволюционный подход давал возможность изучить формирование психики, проследить этапы его становления, раскрыть новые психологические закономерности, что создавало условия для появления генетической психологии.

Особое значение заняло новое понимание детерминации психических явлений. Со Спенсером утвердилось понимание связи организма со средой. Он выходит за пределы организма и рассматривает психическое в его отношении к внешней среде. По его мнению, психология должна исследовать природу, происхождение и значение связей между сознанием и внешней средой. Социальная эволюция - часть эволюции вообще, поэтому законы и механизмы приспособления человека к социальной среде только усложняются благодаря появлению новых факторов - языка, общества, материального производства, науки, нравственных и эстетических категорий и др.

Особую роль в развитии идей Спенсера сыграл позитивизм. Многие положения данной концепции он оспаривал, но при этом считал необходимым использовать научный метод для познания, опыт «в широком смысле…знания как продукт накопленного и организованного опыта» (Г.Спенсер Классификация наук. – М., 2001. С.54).

Преобладание интроспекционизма в психологии привело к тому, что Конт отказал психологии в праве считаться настоящей наукой. Однако Спенсер доказывал, что наряду с субъективной психологией должна существовать объективная психология (тем самым, намечая уже пути развития психологии как науки), которая рассматривает поведение как совокупность нервно-мышечных приспособлений (эти положения Спенсера развивали в американской психологии В.Джеймс, психологи-функционалисты, бихевиористы). Как отметил М.И.Сеченов, Спенсер вывел психологию из поля сознания в поле поведения.

Для ассоциативной психологии разложение психически процессов на отдельные, простые элементы (атомы) приводит к необходимости нахождения связующих механизмов, появления сложных явлений и образований. За ассоциативной концепцией стоит несомненная реальность действительно самой универсальной формы взаимосвязи психических явлений и таких главных ее детерминант, как пространственно-временная смежность этих явлений, их частота и сходство. Однако другие факторы организации этой реальности, позволяющие понять структуру психических явлений, их функцию и т.п. не были рассмотрены. На первых этапах развития данного направления эти аспекты не были еще раскрыты, а потом ассоцианизм от них абстрагировался. И как отметил Л.С.Выготский: «от рисунка и материала ткани психических процессов в этой концепции остаются только "ассоциативные нитки". Однако это не те нитки, из которых ткется сама психическая ткань, а лишь те, с помощью которых ее "куски" сшиваются в непрерывное, сплошное полотно психической жизни» (Л.С.Выготский). Таким образом, данная концепция не раскрывала природы психического, не позволяла объяснить появление новых образов, не выводимых из простого сочетания ощущений, особенно это касалось проблемы мышления, привело к тому, что начинают появляться новые проекты изучения психологических явлений. Однако ее положения, детальные описания самого акта ассоциации, законов образования повлияли на понимание научения, процесса приобретения знаний, способах заучивания.

Помимо высказанного универсального закона она стояла и на позициях эмпирического получения знаний в силу оснований самой концепции. Только посредством ощущений возникают представления, идеи, мысли и пр., только эмпирия, опыт дает человеку новые знания. Психические явления тем самым превращаются в материал физических объектов. Обращение к опыту выдвигается как основной способ познания психического. «Отстаивая эмпирический подход к пониманию психики, ассоцианизм защищает идею опытного происхождения индивидуального сознания и безграничной воспитуемости человека» (Ждан А.Н). При этом данное направление не выходило за пределы сознания, оставалась «чистой психологией сознания» (Э.Гартман), что привело к ее теоретической несостоятельности. Особенно это подчеркнул Джон Стюарт Милль в «Логике», сыгравшей огромную роль в становлении психологии как самостоятельной науки. Доступность психологических явлений эмпирическому изучению выступили для Милля основанием разработки особой «науки об уме». Эти законы могут быть открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента. Тем самым Милль намечает пути развития психологии как научной дисциплины. Применяя объективные методы познания к описанию психического как объективного явления, Г.Спенсер заложил новую модель в понимании психического и его изучения, которая определила появление психологии как науки о поведении.