Периодизации истории психологии

 

В истории психологии можно выделить два периода ее существования: когда психология была частью философии и когда она стала самостоятельной наукой. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н. э.— середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй — чуть больше столетия (середина XIX в.— настоящее время). В связи с этим Ждан А.Н. разбивает эти периоды на этапы, характеризующие взгляды на природу психического. Она предлагает представленную периодизацию истории психологии лишь как один из возможных ее вариантов.

Схема периодизации истории психологии по А.Н.Ждан.

Развитие психологии в рамках философии

Хронология Содержание этапа Итоги
VI. в. до н.э. - V в. н.э. Возникновение первых научных представлений о психике и их первоначальное развитие Выделение науки о душе и формирование двух направлений материализма и идеализма; формирование первых эмпирических знаний о психических процессах — ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле; выделение проблемы соотношения души и тела; указание на внутреннее чувство как способ познания
V- VIII. вв. Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний Формирование томистской психологии; начало опытной методологии исследования
XIV - XVI вв. Дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анатомо-физиологических знаний и великих открытий XIV—XVI вв. Отказ от понимания души как объекта исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений; введение термина «психология»
XVII - середина XIX вв. Выделение сознания в качестве предмета исследования и формирование теоретических основ психологии Формирование эмпирической интроспективной и ассоциативной психологии; возникновение психофизической и психофизиологической проблем; понятие о бессознательном

 

 

Развитие психологии как самостоятельной науки

Хронология Содержание этапа Итоги
Начало XIX - 60-е гг. XIX в. Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки Экспериментальные методы исследования деятельности нервной системы и органов чувств; формирование психофизики; формирование психометрии; теории ощущений и восприятия
60-е гг. XIX - конец XIX в. Возникновение и первоначальное развитие психологии как самостоятельной науки Проникновение экспериментальных методов в психологию; формирование теоретических программ психологии; возникновение прикладных исследований в психологии; возникновение новых областей психологии
10-е - середина 30-х гг. XX в. Открытый кризис в психологии Возникновение школ в зарубежной психологии: бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии, французской социологической школы, понимающей психологии, индивидуальной психологии, аналитической психологии и др. Возникновение советской психологии
20-е - 30-е гг. Становление советской психологии Создание теоретических основ психологии на основах марксистской философии: теории установки, культурно-исторической теории, теории деятельности и др.; развитие прикладных областей в отечественной психологии - психотехники и педологии; развитие естественнонаучных представлений о физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов
Конец 30-х - 50-е гг. Затухание кризиса в зарубежной психологии. Развитие советской психологии в области теории Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др. Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки). Развитие теории деятельности в советской психологии. Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина
60-е гг.- настоящее время Поиски новых теоретических подходов в современной зарубежной и отечественной психологии Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология. Дискуссии в отечественной психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др.

Выделение этапов развития психологии может быть связано со сменой предмета психологии. Многие отечественные ученые разделяли исторический путь психологии именно с данных позиций (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин и др.).

За всю историю психологии было предложено лишь три основных понимания ее предмета: душа, явления сознания, поведение. Другие предметы рассматривались отдельными школами и направлениями и не признавались как основные.

Душа, как отмечал П.Я.Гальперин, признавалась всеми до начала XVIII века, задолго до того, как сложились основные представления. Душа признавалась особой причиной - первопричиной движений процессов в человеке. Все воздействие на тело были для души лишь поводами, на которых она могла отвечать «как хотела», все зависит только от ее природы, и не подлежало объяснению. Г.П.Щедровицкий считал, что начатки психологии возникают именно в теологии, где вопрос о душе являлся важным, и уже оттуда проникают затем в философию, начинают мыслиться философски.

В истории психологии прогресс в познании психического был достигнут, когда термин "душа" уступил место термину "сознание". Как отметил М.Г.Ярошевский, это оказалось не простой заменой слов, но настоящей революцией в понимании предмета психологии. Рене Декарт закладывает то понятие «сознание», которое становится центральным понятием психологии последующих столетий. Джон Локк сводит представления о сознании как о фактически данных идеях, которые можно самонаблюдать. Сознание выступало одновременно и как предмет изучения, и как объяснительный принцип. Такое понимание сознания стало основанием сомнений в его научной состоятельности. Роковым оказался вопрос о возможности объективного исследования явлений сознания. Попытки разбивались о невозможность объективно установить исходные данные: четко разграничить явления сознания выделить их компоненты, определить их интенсивность, взаимодействие представлений и т.п.

Развитие физиологии, новые представления, в которых сознание соотносилось с работой мозга, необходимость применения объективного метода привели к включению в круг явлений, подлежащих ведению психического, той формы жизни, которой дали имя "поведение". Психология как наука о поведении была направлена на преодоление субъективизма психологии сознания и вышла на пути объективного исследования.

Несостоятельность его как предмета обнаружилось по двум направлениям: несмотря на то, что поведение нечто объективное, его психологическое содержание оказалось таким недоступным объективной регистрации, как и явления сознания. Изучение поведения без явления сознания приводило либо к физиологических механизмов поведения, либо изучать механизмы поведения без физиологии, что было сделано бихевиористами в схеме соотношения стимула и реакции.

Утрата самого объекта изучения психики и сознания привел к новым попыткам построения предмета психологии. В настоящий момент вопрос о предмете психологии является вопросом, связанным с методологией различных направлений. Предмет представлен каждый раз по-разному, в нем столько системных связей, что никогда невозможно выделить того минимума, который нужно учесть, чтобы понять это явление (П.Г.Щедровицкий). В связи с этим в психологии, начиная сначала XX в. – периода так называемого «открытого» кризиса, представлены разные предметы психического как объекта.

Это задает необходимость изучения развития становления психологических школ и направлений, которые выделяют различные стороны психического и его изучением. В связи с этим может быть намечена еще одна периодизация развития психологических представлений на основе анализа развития и становления научных школ. Различных направлений понимания психического.

Под научной школой рассматривается исследовательская группа или направление изучения явления. В истории психологи первой школой принято выделять ассоциативную психологию, возникшую в XVII в., которая начала обсуждать психическое с определенной точки зрения и определенными методами. Кризис данного направления привел к появлению новых научных школ: физиологическая психология, структурная психология, психология актов, функциональная психология, описательная психология, рефлексология (XIX в.). Дальнейшие попытки построения объективной психологи, понимания предмета психического, психологическая практика привели к появлению новых школ: психоанализ, бихевиоризм, французская социологическая школа, вюрцбургская школа, гештальтпсихология, культурно-историческая психология, психология деятельности и др. С появлением категории «личности» как предмета психологии можно выделить разные теории личности. Выделение из психологии различных сторон изучения психического приводит к появлению социальной психологии, психологии народов, возрастной, педагогической, психотехники, тестологии и многих других. Современное состояние психологии характеризуется наличием многих трактовок психического, многими направлениями, которые решают различные задачи с разных позиций. Соотнесение их между собой, понимание оснований для появления определенных направлений, основные этапы их развития могут стать также одним из критериев построения периодизации истории психологии. При этом необходимо учитывать различное видение и понимание одного и того же психического феномена, которое определяется "сеткой" тех понятий, из которых сплетались различные теории. Следует соотнести эти структуры с "коммуникативными сетями", актами общения как стимуляторами преобразования знания, рождения новых проблем и идей. Поэтому очень важно рассматривать и основные дискуссии, которые разворачивались межу школами, в качестве ключевых моментов развития психологического знания.

Рассматривая историю психологии в рамках развития представлений человека о мире, возможно построение периодизации психологического знания на основе выделения картин мира. Представление об устройстве мира, о месте человека в мире, выделение основных принципов описания строения и функционирования мира приводит на разных исторических этапах к определенной картине мира, способу переживания этого мира.

М.Г.Ярошевский предлагает рассматривать смену картин научного познания, которые определяли выделение различных факторов объяснения психического. Сложившееся в Новое время механистическая картина мира привела к рассмотрению организма как своего рода машины, механизма. Реакции организма объяснялись воздействием внешнего импульса на нервную систему и ее ответным действием. Психическое в большинстве своих проявлений также объяснялось механическими реакциями на внешние воздействия.

В середине XIX века учение Дарвина коренным образом изменило объяснение жизни организма. Оно доказало зависимость всех функций (в том числе психических) от наследственности, изменчивости и приспособления (адаптации) к внешней среде. Психика не могла бы возникнуть и развиться, если бы не имела реальной ценности в борьбе за существование.

Изучение деятельности органов чувств, скорости психических процессов, ассоциаций, чувствований и мышечных реакций, основанное на эксперименте и количественном измерении, позволило открыть особую психическую причинность. Тогда и возникла психология как самостоятельная наука.

Становление социологии привело к новому пониманию психических явлений как обусловленных общественным сознанием, историческими изменениями общественных отношений.

В середине XX века к новым идеям и открытиям привела кибернетика, с ее понятиями об информации, саморегуляции поведения системы, обратной связи, программировании, в связи с чем появляются концепции психического, например, когнитивная психология, информационная теория и др.

При этом можно расширить понимание картины мира до мировоззрения человека в ту или иную эпоху. В таком случае выделение этапов психологического знания предполагает соотнесение с психологическими особенностями людей, живших, творивших в определенную эпоху. Данными вопросами занимается историческая психология.

Как можно видеть, представленные периодизации рассматривают исторический процесс с разных точек зрения. Они не отменяют друг друга, а являются уточняющими. Мы при рассмотрении становления психологического взгляда будем опираться на выделение предмета психического и трактовки его различными направлениями в определенные исторические эпохи.