Московское государство и Европа. Общее и особенное.
Московское государство в XVI-XVII веках
В 12-13 веках и в Европе и в России имел место рассеянный политический суверенитет. Начинают проявляться 2 тенденции. Первая – закрепление рассеянного политического суверенитета (Германия), вторая – создание централизованных государств (Великобритания, Франция, Россия). Второй тенденции способствовали следующие обстоятельства:
1. Укрепление финансовых возможностей правящей династии.
2. Наличие внешней военной опасности.
3. Возрастала торговля, экономика в странах. Имел место рост товарно-денежных отношений, укреплялось влияние городов – экономическая причина.
В конце XV начале XVI веков европейские страны, особенно морские державы, пытаются найти новые источники обогащения за границей своих земель. В поисках короткого пути в Индию были совершены Великие Географические Открытия.
Московское государство также осуществляло политику присоединения русских земель, особенно в XVI веке.
Испанские короли приветствовали отток дворян, крестьян в Северную и Южную Америку. В России Иван III, IV понимают, что отток населения из центральных районов приведет к нарушению хозяйственных связей, уменьшению поступлений в казну, возникнет прямая опасность завоевания. Поэтому они становятся на путь закрепления на земле и служилого сословия (дворян) и крестьян.
В Испании большое количество средств из казны уходит на содержание аппарата управления. А московский двор возложил управление крестьянами на землевладельцев. Они и кормились со своей земли и платили налоги.
Складывается служилое сословие и система подданства, когда все: и дворяне и крестьяне являются подданными царя.
В Великобритании, Нидерландах имело место постепенное освобождение крестьян от личной зависимости помещиков.
Для европейца труд (если человек свободный) это источник материального благополучия, это возможность самореализации. Для русского крестьянина (барщина, оброк), труд – это тяжелая повинность, обязанность.
24.11.2006.
В Западной Европе государство складывалось в условиях господства частной собственности, большого количества личных свобод и приоритета закона. Государство складывалось как орган для обслуживания гражданского общества, являлось продуктом развития общества.
В Московском государстве в силу исторических причин государство создавалось во время войны, для войны и формировало общество, законы в своих интересах.
И в Западной Европе и в России большое значение имела церковь. В XVI веке в Западной Европе то есть в Католическое церкви желание, попытки сохранить свой контроль над властью и над населением стало вызывать массовый протест. Начинается реформация. Это движение имеет в своей основе борьбу с католической церковью, а заодно и с феодальными порядками. Идеологи Реформации утверждают, что для спасения своей души, человек не нуждается в посредничестве церкви. Спасение достигается не во внешней религиозности лишь внутренней верой. Это было равноценно отрицанию католической церкви.
В России процесса реформации не было, но появление различных взглядов на церковь, на жизнь в целом, конечно, имело место. В России возникло два течения:
Стяжатели (иосифляне) – Иосиф Волоцкий[46]. Они пытались объединить церковь и светскую власть при ведущей роли церкви. Церковь должна стать активным политическим институтом. Государству предполагалось участие в церковных делах, оно должно было наказывать тех, кто покушался на душу человека.
Нестяжатели (Нил Сорский[47]). Считали, что забота церкви должна быть направлена на сохранение души человека. Отличались высокой нравственностью. Стремились к отделению светской и церковной власти.
В конце концов, победили стяжатели.
В XVII веке произошел Раскол[48], от церкви отделилась часть наиболее верующих людей.
На западе в ходе реформации церковь, не сумев сохранить в подчинении светскую власть, отделилась от государства, а в России попала еще в большую зависимость от государства.
В Европе крестьяне получали все большую свободу и становились активными участниками политической жизни. То есть в XV-XVII веках пути развития Европы и России расходятся. В России формируется служилое сословие и отношения власти с народом строятся на основе подданства, а на Западе феодальное государство, достигнув своего расцвета на базе вассалитета[49], вступают в полосу буржуазных революций.
Сложились и различия в менталитете. То есть в мироощущении …
Для нашего человека общественное сознание выше личного, духовное важнее материального, а справедливость важнее законности.