Глава 1. Теоретические основы педагогических систем и технологий

· Общее понятие «педагогическая система», виды педагогических систем, базовые понятия для создания педагогических систем и технологий

· Понятие «педагогическая технология» и ее описание; различие промышленной и социальной технологии

· Область применения понятия «технология» в педагогике, соотношение понятий «технология» и «методика»

· Классы педагогических технологий

·Банк педагогических технологий

· Тестовые задания для самоконтроля

· Использованная литература

· Общее понятие «педагогическая система», виды педагогических систем, базовые понятия для создания педагогических систем и технологий

Педагогическая деятельность учителя и учебно-познавательная деятельность ученика являются компонентами учебного процесса и реализуются в рамках некоторой системы, которую будем называть педагогической системой.

Каждая система в соответствии с общей теорией систем представляет собой совокупность нескольких объектов и связей между ними.

Изучая и описывая педагогические системы, важно иметь в виду три их аспекта: 1) структурные элементы; 2) связи между структурными элементами; 3) процесс, который реализуется данной системой, и роль каждого из элементов системы в данном процессе.

В традиционной педагогической модели учебный процесс реализуется как взаимодействие учащегося, педагога и образовательной среды. Таким образом, структурно традиционная педагогическая система включает в себя три объекта: учащийся, педагог, образовательная среда.

В педагогической литературе утверждается необходимость перехода от объект-субъектных отношений к субъект-субъектным, что подразумевает превращение ученика из объекта педагогической деятельности в субъект педагогического взаимодействия. Но в педагогической системе учащийся и педагог – два объекта, т. е. два составляющих элемента этой системы, а в педагогическом взаимодействии они оба – субъекты, т. е. активные участники этого взаимодействия.

Каждая система предназначена для реализации некоторого процесса, в котором каждый ее элемент имеет свою собственную функцию, а некоторые из них и свою собственную деятельность.

В отличие от других систем, в педагогических системах важна точная фиксация деятельности каждого элемента, выделение объекта, чья деятельность формирует требуемый результат ведущего объекта системы.

В традиционной педагогической системе образовательная среда не имеет собственной деятельности, хотя и может изменяться в результате деятельности двух других элементов системы. Деятельность педагога и деятельность учащегося связаны между собой, но описание учебного процесса с точки зрения педагога и с точки зрения учащегося не эквивалентно. Роли учащегося и педагога в традиционной педагогической системе распределяются следующим образом: учащийся является объектом-исполнителем педагогической системы, педагог – объектом-организатором и управляющим объектом этой системы.

Таким образом, можно утверждать, что педагогический процесс протекает в педагогической системе, в таком объединении компонентов, которое остается устойчивым при незначительных изменениях. Если же изменения (нововведения) превышают некий допустимый предел, система разрушается, на ее месте возникает новая педагогическая система с другими свойствами.

По мнению В. П. Беспалько, педагогическая система – это взаимосвязанная совокупность вариантных компонентов:

P учащиеся;

P цели воспитания (общие и частные);

P содержание воспитания;

P процессы воспитания (собственно воспитание и обучение);

P педагоги (или ТСО);

P организационные формы воспитательной работы.

Многие авторы дополняют педагогическую систему важными компонентами: «результаты», «управление учебно-воспитательным процессом» и «технологии».

Итак, педагогическая (образовательная или воспитательная) система – это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека.

Педагогические системы бывают малыми, средними, большими и супербольшими. К малым системам относятся отдельные системы воспитания учащихся. Например, в ПТУ есть системы производственного обучения, внеучебной деятельности учащихся, профессиональной ориентации, правового воспитания и т. д.

К системам средней величины относятся системы деятельности учебного заведения в целом, с его учащимися и их родителями, предприятием, предпринимателем и т.п. Это системы с внешними связями и связями малых систем между собой.

К большим педагогическим системам относятся системы образования района, города, области. Это, как правило, большие социально-педагогические комплексы, куда входят помимо школ, гимназий и колледжей, учреждения культуры, производства, сфера бытового обслуживания.

Суперсистемы (сверхбольшие системы) создаются для крупных по размеру и целям регионов.

Педагогические системы – это особые образования. Каждой из них присущи свои специфические признаки:

P они всегда имеют цель – развитие учащихся и педагогов и их защиту от негативных воздействий среды;

P ведущим звеном в этих системах всегда является учащийся (воспитанник);

P любая из них строится и действует как система открытая, т.е. способная измениться под влиянием внешних воздействий и даже принимающая эти воздействия, смягчающая, усиливающая или нивелирующая их.

Теория создания новых систем и технологий всегда базируется на таких педагогических явлениях как подход, концепция, модель и т.д. Дадим их краткое описание или определение. Подход – это ориентация учителя или руководителя образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности.Этот термин употребляется как исследователями, так и практиками. Если раньше в педагогической науке и практике велась речь фактически о трех подходах – половозрастном, индивидуальном и деятельностном, то в настоящее время их перечень существенно пополнился. Современная научно-методическая литература ориентирует педагогов на системный, синергетический, личностно ориентированный, деятельностный, отношенческий, средовой, вариативно-модельный, социокультурный, коммуникативный, ситуационный и ряд других подходов.

Однако следует заметить, что частое употребление понятия «подход» еще не является гарантией верного понимания его сущности и точного определения его места и роли в ряду с другими феноменами педагогической деятельности, такими, как цель, принцип, форма, метод, прием.

Педагогические коллективы используют в своей деятельности различные подходы, например, при дифференцированном подходе создаются учебные группы с приблизительно одинаковыми интеллектуальными возможностями школьников, и это является важнейшим условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Другие педагогические коллективы отдают предпочтение системному подходу, так как залог успеха они видят в системном построении практики обучения и воспитания учащихся. А третьи полагают, что добьются успеха тогда, когда в работе с учащимися изберут ориентацию на развитие их индивидуальности, поэтому и стремятся применять в своей деятельности личностно ориентированный подход.

Чаще всего деятельность педагогов школы строится на основе не одного, а нескольких подходов. Вместе перечисленные подходы должны составлять стратегию деятельности и определять тактику действий в конкретной ситуации и в определенный промежуток времени. Необходимо подчеркнуть, что из всего диапазона подходов, применяемых в деятельности, один из них является приоритетным или доминирующим, благодаря которому формируется качественное своеобразие почерка педагога или всей команды учителей школы в организации своей работы.

Большинство ученых утверждают, что подход является комплексным педагогическим средством и включает в свой состав три основных компонента:

P основные понятия, используемые в процессе изучения, управления и преобразования учебно-воспитательной практики;

P принципы как исходные положения или главные правила осуществления учебно-воспитательной деятельности;

P приемы, методы и технологии построения процесса обучения и воспитания.

Первая составляющая любого подхода – понятия, которые выступают в качестве главного инструмента мыслительной деятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняют или даже делают невозможным осознанное и целенаправленное применение той или иной ориентации в совершаемой деятельности. Понятийная составляющая представляет собой, как правило, целостную совокупность понятий. Одно из них является ключевым и обусловливает название самого подхода. В системном подходе такую роль играет понятие «система», в деятельностном – «деятельность», в коммуникативном – «коммуникация» и т. д.

Законы и другие нормативные акты об образовании, изданные в последнее десятилетие, объединились требованиями концептуальности – в первую очередь педагогической деятельности учителя. Концепция – это система взглядов, определяющих понимание явлений и процессов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей. Концепция указывает способ построения системы средств обучения и воспитания на основе целостного понимания сущности этих процессов. В концепции особое внимание уделяется принципам, как ориентирам для разработки стратегии педагогической деятельности. Концептуальные принципы определяют разработку соответствующих теорий и технологий.

Знание различных концепций обучения и воспитания способствует формированию концептуального педагогического мышления.

Современной школе необходим учитель, который не только умеет думать, но и способен мыслить концептуально, т.е. порождать собственные смыслы педагогической деятельности. Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, служащих достижению целей обучения. Можно выделить три группы дидактических концепций: традиционную, педоцентристскую и современную.

В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Структуру обучения в ней составляют четыре этапа: изложение, понимание, обобщение, применение. Логика процесса обучения состоит в движении от представления материала через объяснение к пониманию, обобщению, применению знаний.

В педоцентристской, концепции обучения главная роль отводится учению – деятельности ученика. Структура обучения по этой концепции выглядит так: ощущение трудности в процессе деятельности, формулировка проблемы и сути затруднения, выводы и новая деятельность в соответствии с полученным знанием. Этапы процесса обучения воспроизводят исследовательское мышление, научный поиск. Разнообразная деятельность учащихся («педагогика действия») – сочинения, рисунки, театр, практические работы – активизируют познавательную деятельность, развивают мышление, способности и умения. Однако абсолютизация такой дидактической концепции, распространение ее на все предметы приводит к переоценке спонтанной деятельности детей, к утрате систематичности обучения, к большой учебной трате времени и снижению уровня обучения.

Современная дидактическая концепция исходит из того, что обе стороны – преподавание и учение – составляют процесс обучения. Эту концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное, развивающее обучение (П.Я.Гальперин, Л.В.Занков, В.В.Давыдов), гуманистическая психология (К.Роджерс), когнитивная психология (Дж.Брунер), педагогика сотрудничества (Г.К.Селевко, В.С.Кукушин, Н.Е.Щуркова) и другие образовательные технологии и подходы. Здесь цели обучения предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворения познавательных и духовных потребностей учеников. Учитель руководит учебно-познавательной деятельностью учащихся, одновременно стимулируя их самостоятельную работу, активность и творческий поиск.

В научной педагогике есть еще один терминологический феномен – это модель. Модель – специально созданный объект, в котором отражены определенные свойства, связи и функции изучаемого процесса или явления, служащий для получения информации о нем.Модель всегда формальна. Ее задача – дать общую схему, показать возможные ориентиры достижения цели.

Моделирование рассматривается в качестве процесса, творчески воспроизводящего только существенные свойства модели как оригинала, в качестве которого выступают передовой опыт и научно обоснованные содержательные ориентиры. В моделях, прямо или косвенно, ключевым понятием является «творчество» как «выращивание» новых личностных структур сознания.

В педагогику и психологию, вместе с развитием компьютерной техники, прочно вошло понятие «технология». Появилось новое направление в обучении и воспитании – педагогическая технология.

В зарубежных исследованиях термин «педагогическая технология» появился в начале 1950-х годов. Международная педагогическая энциклопедия (Оксфорд) указывает, что самостоятельным объектом изучения педагогическая технология была признана в США уже в 1946 г. А отдельные курсы по этой проблеме читались студентам еще в далеких тридцатых.

Что касается профессиональной подготовки педагогов-технологов, то она была введена в открытых американских колледжах и университетах в конце 40-х годов. Выпускники получали степени магистра и доктора наук, как на общепедагогическом, так и на технологическом уровнях. Студенты овладевали аудиовизуальными средствами обучения и методами программирования. Таким образом, сама проблема педагогической технологии имеет два истока: способы записи звуковой и изобразительной учебной информации и выдвинутую американским профессором Скиннером идею программированного учения (1945 г.).

Другие западные страны вышли на путь подготовки педагогов-технологов на двадцать лет позже.

Сегодня повсюду за рубежом действуют региональные и национальные центры педагогической технологии. Международный ежегодник педагогической и обучающей технологии (Лондон, 1986 г.) сообщает данные о 1161 таких центрах. Среди них: 38 – международных, 39 – региональных, 242 – в Великобритании, 216 – в США, 626 – в других странах. Цель всех этих центров – постоянно совершенствовать учебный процесс, используя все новые открывающиеся в науке и технике возможности. Исследователи центров определяют педагогические приоритеты, разрабатывают долгосрочные планы, оценивают учебные программы и уровни работы новаторских школ. Они конструируют прогрессивные технологии, снабжают новой информацией учебные заведения своего региона.

Национальные центры педагогической технологии готовят образовательные проекты, программы, блоки тестов, создают учебники, учебные кинофильмы, радиопередачи, деловые игры, компьютерные программы и обучающие комплексы. Международные центры, действуя при ЮНЕСКО, координируют педагогические исследования, снабжают школы разных стран готовыми технологиями обучения.

В странах Запада издается более 20 специализированных журналов по педагогической технологии. Сегодня педагогическая технология рассматривается в более широком смысле – как системный анализ учета всех человеческих и материальных ресурсов для эффективного планирования, реализации и оценки современных форм обучения, для активизации учебного процесса.

· Педагогическая технология и ее описание; различие промышленной и социальной технологий

Все разработанные и используемые сегодня технологии разделяются на два вида: промышленные и социальные. К промышленным относятся технологии переработки природного сырья (нефти, руды, древесины и т.д.) или полученных из него полуфабрикатов (готовых металлов, проката, отдельных деталей и узлов любых изделий и т.п.).

Социальной называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром изменения – одно или несколько его свойств. Классическим примером социальной технологии может служить технология обучения учащихся в школе. Социальные технологии принципиально отличаются от технологий, используемых в производстве (промышленных технологий). Основное отличие заключатся в том, что промышленная технология представляет собой строго определенный набор и последовательность точно подобранных технологических процессов и операций. Замена одного процесса другим, а также изменение последовательности влечет за собой снижение результативности.

Социальные технологии более гибки, не так жестко детерминированы. Подбор определенной последовательности даже самых результативных процессов или мероприятий не гарантирует достижения полной эффективности. Человек – многофакторная система, на него оказывает влияние огромное количество внешних воздействий, сила и направленность которых различна, а порой и противоположна, поэтому заранее предсказать эффект того или иного влияния часто невозможно. Поэтому социальную технологию нельзя назвать «строго определенным набором точно подобранных процессов».

В социальной технологии огромную роль играет обратная связь. На примере технологии обучения, применяемой в школе, видно, что учитель в ходе организации текущего контроля постоянно выявляет учащихся, у которых возникают трудности с освоением учебного материала, и проводит дополнительную работу с ними, подтягивая их до общего уровня. Таким образом, мы наблюдаем повторение технологического процесса объяснения и закрепления нового материала. Однако повторение проводится не для всех, а только для тех, кто недостаточно усвоил учебный материал, т.е. мы имеем выборочное повторение отдельных элементов процесса обучения. Причем выборка идет по двум параметрам: по участникам процесса обучения (отбирают наиболее слабых) и по элементам процесса обучения (отбирают для повторения только те темы, которые учащиеся недостаточно хорошо усвоили).

Итак, мы видим, что социальные технологии более гибки, приспосабливаются к любым условиям – они способны скорректировать недостатки отдельных процессов и методик, из которых состоит технологический процесс. В этом специфика социальных технологий.

Однако социальные технологии более сложны по организации и осуществлению. Можно сказать, что социальные технологии – это технологии более высокого уровня организации.

Рисунок 1.1 – Многообразие определений понятия «педагогическая технология»

Таким образом, социальные технологии отличаются от промышленных технологий (есть обратная связь, возможно выборочное повторение отдельных частей процесса, доработка с отдельными участниками процесса). Однако в главном эти два вида технологий совпадают. Оба в конечном итоге дают продукт с заданными свойствами. Поэтому понятие «социальные технологии» правомерно для использования, также как и понятие «промышленные технологии». При этом отличительным звеном социальной технологии является не жесткая последовательность технологических процессов, что характерно для промышленной технологии, а система обратной связи (определение слабого звена и дополнительная работа с ним).

Проблема определения понятия «педагогическая технология» по-прежнему остается актуальной. При дальнейшем рассмотрении педагогических технологий будем придерживаться мнения, что любая педагогическая технология (обучающая, образовательная) должна определять и описывать учебно-познавательную деятельность учащегося и управленческо-организаторскую деятельность педагога. При этом системообразующим фактором любой педагогической технологии выступает учебно-познавательная деятельность учащегося.

Итак, дадим определение: педагогическая технология – это последовательность учебно-познавательных действий учащегося и обеспечивающая их реализацию последовательность состояний образовательной среды и организационно-управленческих действий педагога, которая определяется целями конкретной педагогической системы и возможностями ее объектов и гарантирует достижение этих целей.

Познавательное действие в этом случае представляет собой законченный целостный акт взаимодействия учащегося с учебным материалом и образовательной средой. Оно (познавательное действие) определяется и характеризуется структурой учебного материала, интеллектуальными действиями, которые должен выполнить учащийся, а также некоторыми предписанными результатами этого взаимодействия.

На данный момент нет единого понимания технологии. Например, в монографии Г. К. Селевко приведено несколько определений образовательной технологии, существенно отличных друг от друга. Как отмечает автор, каждое из этих определений удовлетворяет таким критериям технологичности, как концептуальность, системность, управляемость, эффективность и воспроизводимость.

Многообразие определений понятия «педагогическая технология» представлено на рисунке 1.1.

· Область применения понятия «технология» в педагогике, соотношение понятий «технология» и «методика»

Сегодня понятие «технология» употребляется в педагогике в трех смыслах:

1. Как синоним понятий «методика» или «форма организации обучения» (технология написания контрольной работы, технология организации групповой деятельности, технология общения и т.д.).

2. Как совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм (технология В.В.Давыдова, традиционная технология обучения и т.п.).

3. Как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами.

Несмотря на то, что в отечественной педагогике понятие образовательной технологии было надолго забыто, исследования в области реализации технологического подхода к организации учебного процесса продолжались как в дидактике, так и в частных методиках преподавания отдельных предметов. Конструировались модели учебного процесса той или иной степени общности, называемые не технологиями, а методическими системами.

Формально между методическим и технологическим подходами к учебному процессу нет противоречия, так как понятие методики преподавания шире понятия образовательной технологии. Традиционно считается, что предметом методики является методическая система, включающая цели образования, его содержание, методы, формы, средства и приемы организации учебного процесса, т. е. методика пытается ответить сразу на три основных вопроса: зачем, чему и как учить? Технолог же начинает действовать тогда, когда цели уже определены, и нужно разработать конкретные процедуры их достижения.

Преимущества технологии. По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет преимущества.

Во-первых, основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной системе обучения степень достижения цели определяется неточно. В технологии же цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.

Во-вторых, технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.

В-третьих, технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда учитель поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.

В-четвертых, в отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся.

· Классы педагогических технологий

Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий. Однако, в отличие от поколений людей или компьютеров, все они продолжают существовать и развиваться, вследствие чего лучше говорить о классах технологий. Сегодня известны четыре класса образовательных технологий, особенности которых представлены на рисунке 1.2. (Гузеев В.В., Бершадский М.Е.).

Рисунок 1.2 – Классы педагогических технологий

 

Объясним смысл названия этого поколения технологий. Анализ методологической, педагогической, научно-методической, психологической литературы показывает, что значительная часть результативных исследований в области образовательной технологии в настоящее время концентрируется вокруг четырех генеральных идей.

Укрупнение дидактических единиц. Концепция укрупнения дидактических единиц (далее УДЕ), выдвинутая П.М.Эрдниевым, ныне общепризнанна. Отчасти ее следствием было внедрение лекционно-семинарской и вообще цельноблочных технологий. Аналогичные работы ведутся и за рубежом.

Планирование результатов обучения. Речь идет о многопрофильном и многоуровневом планировании результатов обучения и языке такого планирования. Собственно планирование результатов обучения относится к технологии постановки целей. Процесс, который ведет к достижению планируемых результатов, называется дифференцированным обучением.

Психологизация образовательного процесса. Здесь имеется в виду не столько учет в обучении психологических феноменов, сколько построение самого учебного процесса на их основе.

Компьютеризация.Компьютер сегодня рассматривается не только и не столько как обучающая машина или объект изучения. Он становится, прежде всего, средством усиления интеллекта обучаемых, их развития. Кроме того, важно использование компьютеров как инструментов управления учебным процессом и информационных машин, а также средств коммуникаций, в частности – телекоммуникации. Фактически следует говорить не о компьютеризации образования, а об освоении в образовании новых информационных и коммуникационных технологий, новых технологий интеллектуальной деятельности. Широкое освоение возможностей техники может иметь следствием изменение лица целых образовательных систем. Образовательные технологии, предшествовавшие интегральной, не включали компьютер как естественный элемент, фактически не нуждаясь в этом средстве.

Конкретную образовательную технологию, соединяющую результаты этих направлений в единое целое, естественно назвать интегральной.

Интегральная технология как система обязательно должна включать некоторые элементы. Эти элементы могут в совокупности служить признаками интегральной технологии:

P представление планируемых результатов обучения в виде многоуровневых систем диагностично и операционально заданных целей (то есть задач) для каждого возможного профиля обучения;

P крупная структура образовательного процесса с блоком уроков в качестве минимальной единицы, группирующаяся вокруг укрупненных единиц содержания образования;

P групповое обучение с четко простроенной динамикой в составе и деятельности групп на основе мониторинга успешности процесса: каждый следующий шаг проектируется в зависимости от результатов предыдущего;

P компьютерная поддержка обучения и управления образовательным процессом.

Технологии пятого поколения (класса) будут не только личностно ориентированными, но и основанными на глобальном взаимодействии развивающихся личностей посредством всемирных информационных сетей и телекоммуникаций, сопровождаемой взаимодействием педагогов. Работы по созданию таких технологий уже активно ведутся в современных педагогических исследованиях.

· Банк педагогических технологий

В таблице 1.1. представлен банк педагогических технологий, который дает возможность ознакомиться с сущностными характеристиками и особенностями каждой технологии, а также узнать авторов и разработчиков этих технолологий.

Таблица 1.1. Банк педагогических технологий (по Е.В. Попковой)

Продолжение таблицы 1.1

 

 

 

Окончание таблицы 1.1

Выбор педагогической технологии зависит от:

P возможности педагогической технологии выполнять государственный и социальный заказ школе;

P соответствия педагогической технологии уровню развития современной науки;

P готовности учителя к применению определенной педагогической технологии;

P реальных возможностей учащихся;

P материально-технического оснащения школы.

Тестовые задания для самоконтроля

1. В чем заключается суть деятельностного подхода в обучении?

 Деятельность учащегося является управляемой со стороны учителя и представляет собой усвоение учебного материала.

‚ Деятельность учащегося является источником и средством интеллектуального развития, усвоения совокупной человеческой культуры во всех ее формах, самоопределения и социализации.

ƒ Деятельность учащегося является неуправляемой со стороны учителя, преобладают восприятие и репродукция.

„ Деятельность учителя является творческой, средством интеллектуального и профессионального самосовершенствования.

2. Какие объекты включает в себя традиционная педагогическая система?

 Социальная среда, администрация школы, учитель.

‚ Учащийся, педагог, образовательная среда.

ƒ Учащийся, директор, материальная база.

„ Учащийся, социальная среда, администрация.

3. Какое определение понятия «педагогическая технология» является наиболее полным?

 Последовательность учебно-познавательных действий учащегося и обеспечивающая их реализацию последовательность состояний образовательной среды и организационно-управленческих действий педагога, которая определяется целями конкретной педагогической системы и возможностями ее объектов и гарантирует достижение этих целей.

‚ Последовательность учебно-воспитательной работы с целью формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

ƒ Последовательность методической работы учителя с целью овладения знаниями учащимися.

„ Организационно-управленческие действия директора с целью рациональной организации труда педагогических работников.

4. Каково назначение деятельности педагога в педагогической системе?

 Организация и управление учебно-познавательной деятельностью учащихся.

‚ Организация взаимодействия с учащимися.

ƒ Организация и управление взаимодействием учащихся с администрацией, семьей.

„ Организация и управление взаимодействием учащихся с образовательной средой.

5. Что описывает педагогическая технология?

 Методику проведения учебного занятия.

‚ Учебно-познавательную деятельность учащегося, управляющую деятельность педагога, последовательность состояний образовательной среды.

ƒ Состояние образовательной среды.

„ Процесс педагогического взаимодействия педагога с учащимися.

6. На каких уровнях представлена педагогическая технология в практике?

 Функциональный, корреляционный.

‚ Общепедагогический, частнометодический, локальный.

ƒ Научный, процессуально-описательный, процессуально-действенный.

„ Прогнозирование, проектирование, планирование.

7. Каково соотношение понятий «педагогическая система» и «педагогическая технология»?

 Эти понятия являются синонимами.

‚ Эти понятия являются несравнимыми.

ƒ Педагогическая система описывает конкретную педагогическую технологию.

„ Педагогическая технология описывает конкретную педагогическую систему.

8. Каковы основные этапы конструирования педагогического процесса?

 Анализ исходных данных, прогнозирование, проектирование.

‚ Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных, постановка педагогического диагноза.

ƒ Прогнозирование, проектирование, планирование.

„ Целеполагание, проектирование, планирование.

9. Какие методы относятся к методам прогнозирования?

 Наблюдение, изучение прогрессивного опыта, моделирование и др.

‚ Моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент и др.

ƒ Наблюдение, анкетирование, теоретический анализ педагогических идей и др.

„ Моделирование, наблюдение, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся и др.

10. Каковы категории целей познавательной деятельности по Б. Блуму?

 Знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

‚ Знания, умения, навыки, способы творческой деятельности.

ƒ Знания, умения, навыки.

„ Узнавание, понимание, применение.

11. Что означает диагностичность цели?

 Цель является универсальной.

‚ Существует объективная методика, способная определить степень достижения поставленной цели.

ƒ Цель является обучающей, воспитательной и развивающей.

„ Цель сформулирована однозначно.

12. Чем обусловлены различия в подходах к планированию учебной и внеучебной деятельности?

 Они основываются на различных документах.

‚ Различиями между преподаванием и воспитательной работой.

ƒ Они не отличаются.

„ Единством обучения и воспитания.

13. Что является конечным результатом (продуктом) конструктивной деятельности педагога?

 План.

‚ Прогноз.

ƒ Осуществление педагогического процесса.

„ Диагноз.

Использованная литература

1.Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 256 с. (с 9 – 48)

2. Боголюбов В. И. Педагогическая технология: эволюция познания // Советская педагогика. – 1991. – № 9. – С. 5 – 40.

3. Гузеев В. В. Образовательные модели школ. Образовательные технологии // В кн. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование. – С. 125 – 170.

4. Гузеев В. В. От методик – к образовательной технологии // Народное образование. -1998. – № 7. – С. 84 – 91.

5. Левитес Д.Г. Современные образовательные технологии. – Новосибирск. 1999. – 288 с.

6. Петровский Г.Н. О содержании понятий педагогической и образовательной технологий // Адукацыя і выхаванне. – 2002. – №1. – С. 20 – 26.

7. Попкова Е.В. Педагогические технологии в дефинициях, схемах, таблицах: учебно-методическое пособие/ Е.В. Попкова – Витебск: Изд. УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005. – 309 с.

8. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практ. пособие. М.: Гном – Пресс, Московское городское пед. общество, 1999. – 192 с.

9. Селевко Г.К. Педагогические технологии // В кн. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1998. – C. 14 – 33.

10. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Технологии обучения // В кн. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: Учеб. пособие. – Мн.: ТетраСистем, 2002. – С. 378 – 392.

11. Смирнов С. А. Технологии в обучении // В кн. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии / Под ред. С. А.Смирнова. – М.: Академия, 2000. – С. 245 – 263.

12. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Технологии обучения // В кн. Развитие личности в обучении: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 1999. – С. 249 – 285.

13. Ермолаева Т.Н., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования. http: // ermo.smr.ru/InIzI/doci/texnolog.html

14. Саитбаева Э.Р. Прогрессивные педагогические технологии и другие образовательные модели. http: // ooipkro.nm.ru/Text/t10_225.htm

15. Сластенин В.А., Руденко Н.Г. О современных подходах к подготовке учителя. http: // bspu.secna.ru/Journal/pedagog/articl1.html

16. Смирнов С. А. В мире учебных технологий. http: // biblio.narod.ru/gurnal/statyi/ped_tehnol.htm