Консалтинг

Многие руководители хорошо знают, где в органи­зации узкие места, где имеются или могут возникнуть проблемы, трудности, неполадки. Но некоторые из них не в состоянии на нужном уровне проанализировать и решить стоящие проблемы, не знают, как избавиться от недостатков, когда и в каком направлении следует что-либо изменять, не предвидят всех возможных отрица­тельных последствий деятельности, не могут охватить всю совокупность функциональных связей и т. д. Иног­да руководитель приблизительно представляет, что нуж­но предпринять, но не имеет времени, сил для претворе­ния в жизнь имеющихся идей. В таких случаях возникает потребность в помощи консультанта по управлению, который может увидеть ситуацию глубже и шире, помо­жет осуществить необходимые мероприятия. Клиентами консультантов являются владельцы или менеджеры частных предприятий, руководители госу­дарственных предприятий или соответствующих ве­домств, центральные и местные органы власти и т. д.

Консалтинг—совокупность знаний из разных дисциплин, касающихся управления, социологии, эко­номики, права, психологии, системного подхода и др., которые использует специалист, не только ими хорошо владеющий на теоретическом уровне, но и понимаю­щий их прикладной потенциал, в качестве ценных прак­тических советов или рекомендаций другому специалисту, который профессионально не знает этих дисцип­лин, но занимает какой-либо достаточно ответственный пост, скажем директора завода или мэра города. Становление управленческого консалтинга в нашей стране началось в середине 60-х годов. Но только в середине 90-х годов он превратился в нашей стране в са­мостоятельную практическую и методолого-методическую отрасль знания. Пер­вые центры, журналы, профессиональные сообщества специалистов сформировались в первой половине 90-х годов и получили свое признание, свой рынок клиентов. Сегодня консалтинг превратился в широко развет­вленную сферу деятельности, специалисты в которой часто друг друга до конца и не знают. Возникли тема­тические и субдисциплинарные направления, школы, специализации. В числе крупных тематических специализаций мож­но выделить следующие разновидности консалтинга: управленческий, психологический экономический, социальный, юридический, организационный, кадровый.

Финансовый менеджмент - формирование и регулирование всех финансовых процессов на предприятии, включая инвестиции. Финансовый менеджмент охватывает стадии планирования, принятия решений, выработки распоряжений и контроль. Стратегический финансовый менеджмент охватывает долгосрочное управление инвестициями и структурой капитала.

Немловажное значение приобретает и «инновационный менеджмент".появление которого продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике явля­ются основой экономического развития. Инновационный процесс представляет собой подго­товку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появ­ляется реализованное, использованное изменение — инновация. Современные инновационные процессы достаточно сложны. Для проведения анализа закономерностей их развития необходимы специалисты, занимающиеся раз­личными организационно-экономическими аспектами нововведений — инновационные менеджеры. Их задача - способствовать продвижению инновационного про­цесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления. Для рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованных в обновле­нии продукции, наличие рынка конкурирующих нововведений. Поэтому существует рыночный отбор нововведений, в, котором участвуют инновационные менед­жеры. Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах, создавая твор­ческие коллективы, занимаясь поиском и распростра­нением новшеств, формированием портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, координируют научные иссле­дования. Все это определяет высокие требования к ин­новационным менеджерам.

Инновационная деятельность (НИОКР и внедрение их результатов в производство) является одной из основных сфер деятельности любой фирмы. Научно-технические инновации есть решающее условие выживания и роста большинства фирм и они должны соответствующим образом планироваться и управляться. Задачей НИОКР является создание новых изделий (или услуг), которые будут являться основой производственной деятельности фирмы в будущем. НИОКР, как деятельность, обращенная в будущее, тесно связаны и взаимно определяют стратегический менеджмент фирмы. Стратегия превращается в реальность только в результате разработки конкретного продукта или процесса. Затраты на НИОКР - это вложения в будущее фирмы, но в то же время они связаны с высокими неопределенностью и риском. НИОКР определяют будущее развитие корпорации, предполагают изменения, подчас значительные, в производстве, маркетинге, управлении фирмы, и это, естественно, вызывает определенную консервативную оппозицию внутри фирмы. Для менеджеров всех уровней важно понимание роли и методов НИОКР, особенностей управления этой сферой деятельности. НИОКР могут рассматриваться не только как одна из сфер деятельности фирмы, но и как самостоятельный вид бизнеса. С этой целью создаются инновационные фирмы, осуществляющие по заказам различных экономических субъектов (в том числе и государства) НИР и ОКР, а также продающие на рынке свои разработки соответствующим потребителям. В России к ним относятся многочисленные НИИ, ОКБ, научные подразделения вузов и т. д.