Правоохранительные органы в период НЭПа. Судебная реформа 1922. Создание советской прокуратуры и адвокатуры.

Прокуратура и адвокатура. В мае 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре, в основу которого легло подчинение органов прокуратуры по вертикали - вышестоящим прокурорским органам. Нарком юстиции возглавлял прокуратуру, являясь Прокурором Республики, назначал губернских прокуроров и их помощников. При трибуналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора Республики. На прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий, наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. Эти 4 функции сохраняются затем во всех последующих положениях о прокурорском надзоре.Прокурор Республики наделялся правом входить с предложениями об отмене и опротестовывании решений незаконных постановлений наркоматов и иных центральных ведомств, руководить деятельностью прокуроров на местах.

Одновременно с Положением о прокурорском надзоре ВЦИК Принял Положение об адвокатуре. При губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников, состав которых утверждался губернским исполкомом. Члены коллегии не могли одновременно работать в гос. организациях. Задачи: оказание юридической помощи гражданам и защита их интересов в суде.

ОГПУ. В февраля 1922г было принято постановление о замене ВЧК Объединенным Государственным политическим управлением (ОГПУ) при НКВД. На ОГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению «враждебной деятельности антисоветских элементов», охрана «государственной тайны, борьба со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок и контрреволюционных центров» за рубежом, а также с контрабандой. В распоряжении ОГПУ находились особые части войск. Все общеуголовные дела передавались в ревтрибуналы и народные суды по принадлежности. Деятельность ОГПУ сосредоточивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений. Органы ОГПУ получали право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. При этом внесудебные репрессии отменялись, подготовленные следственными органами ОГПУ дела передавались в судебные инстанции. Были установлены процессуальные сроки проведения дознания и следствия органами безопасности, условия проведения обысков и арестов.

Судебная реформа 1922. В ноябре 1922 г. было принято положение о судоустройстве РСФСР, положившее начало новой судебной реформе. Создавалась единая судебная система: 1) народный суд в составе постоянного народного судьи; 2) народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей; 3) губернский суд; 4) Верховный суд РСФСР и его коллегии. Наряду с единой системой народных судов РСФСР создавались специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные, арбитражные комиссии. Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих. Кандидаты в судьи должны были обладать стажем ответственной работы. Верховный суд РСФСР избирался ВЦИК и состоял из Президиума, Пленума и семи коллегий: двух судебных (по уголовным и гражданским делам), двух кассационных, военной, военно-транспортной и дисциплинарной (по делам судебных работников). Для всех судебных органов Верховный суд был надзорной инстанцией, для губернских судов — кассационной, по делам об особо опасных преступлениях — первой инстанцией. Изменилась система революционных трибуналов. Их число резко сократилось. Для осуществления предварительного следствия при отдельных судебных учреждениях (губсудах, Верховном суде РСФСР), следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста закрепились народные следователи, действующие под наблюдением прокуроров и губернских судов.

52. Кодификация законодательства в период НЭПа.

Двадцатые годы явились периодом интенсивной кодификационной работы. Были приняты и вступили в действие Гражданский, Уголовный, Земельный, Гражданско-процессуальный, Уголовно- процессуальный кодексы, Кодекс законов о труде, разработаны проекты Хозяйственного, Торгового, Промышленного, Кооперативного, Административного кодексов.

Гражданское право. Гражданский кодекс состоял из общей части вещного права, обязательственного права, наследственного права. ГК содержал нормы определительные, декларативные, истолковательные и организационные. Законодатель в значительной мере ориентировался на относительный и временный характер права переходного периода. Принципу законности был противопоставлен принцип целесообразности. Наряду с государственной и кооперативной собственностью законодатель выделял частную, имевшую три формы: единоличную собственность физических лиц; собственность нескольких лиц, не составлявших объединения; собственность частных юридических лиц. Закон ограничивал объем и размеры права частной собственности. Распространение получили договоры и концессии, на основании которых гос имущество передавалось в пользование частных лиц. В июле 1921 г. постановление СНК регламентировало порядок сдачи в аренду и запретило одностороннее расторжение договора вне судебного порядка рассмотрения споров. Арендатору предоставлялось право сбывать продукцию предприятия на вольный рынок. Вместе с тем на арендатора возлагался целый ряд обязанностей: договор определял, рода изделия, количество, доля продукции для государства; поддерживать предприятие на должном техническом уровне, сроки аренды. Земельное право. Земельный кодекс был введен в действие с декабря 1922. Его составной частью стал Закон «О трудовом землепользовании», принятый в мае 1922 г. Кодекс состоял из основных положений и 3 частей: о трудовом землепользовании, городских землях и государственных земельных имуществах, землеустройстве и переселении. Кодекс отменял право частной собственности. Все земли составляют единый гос. фонд. Право пользования: трудовым землевладельцам, городским поселениям, гос. учреждениям и предприятиям. Остальные земли находятся в распоряжении Наркомзема. Покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли запрещались, а нарушители подвергались уголовным наказаниям.

Трудовое право. Кодекс законов о труде РСФСР был принят в ноябре 1922 г. КЗоТ состоял из 17 глав. В общей части определялось, что положения кодекса распространяются на все предприятия и всех лиц, применявших наемный труд за вознаграждение. Предоставление работы гражданам осуществляется через орган Наркомтруда. В особых случаях СНК мог издавать постановления о привлечении граждан к труду в порядке трудовой повинности. Закон предусматривал коллективный и трудовой договоры. Признавались недействительными условия договоров, ухудшающие положения нанимающихся. Размер вознаграждения не мог быть меньше обязательного минимума оплаты. Вводился порядок социального страхования во всех предприятиях, охватившее все виды выплат, которые производились из средств нанимателя.

Уголовное право. Уголовный кодекс РСФСР состоял из введения и 2 частей: общей и особенной - и вступил в действие с июня 1922 г. Под преступлением кодекс понимал всякое общественно-опасное действие или бездействие. Цели наказания: предупреждение новых правонарушений, приспособление нарушителя к условиям общежития, лишение преступника возможности совершать новые преступления. Назначение наказания осуществляется судебными органами основе «социалистического правосознания», «руководящих начал» и статей УК. Применялся принцип аналогии. При определении меры наказания учитывается степень и характер опасности как самого преступника, так и преступления. Наказание должно было быть целесообразным. Система наказаний:: от общественного порицания до изгнания из пределов РСФСР. По делам, находящимся производстве у ревтрибуналов, применялся расстрел. Судом могли применяться меры социальной защиты: удаление из определенной местности, воспрещение должности, деятельности. Система преступлений: государственные, против порядка управления, хозяйственные, имущественные, воинские и другие преступления.

Процессуальное право. Уголовно-процессуальный кодекс утвержден в феврале 1923 г. Принципы: публичность и гласность. На предварительном следствии должны были выясниться и исследоваться все обстоятельства как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого. По делам, в которых участвовал прокурор, требовалось обязательное участие защиты.Гражданский процессуальный кодекс РСФСР введен в действие с сентября 1923 г.Кодекс обязывал суд стремиться к выяснению всех обстоятельств дела. В целях охраны публичного интереса или «интимной жизни стороны» дело может слушаться в закрытом заседании.Действовал только кассационный порядок пересмотра судебных решений.

Основы союзного законодательства. Кодексы РСФСР использовались в качестве основы для кодификационной работы в других национальных республиках. Следующим этапом стало создание Основ союзного законодательства. В октябре 1924 г. были приняты Основы судоустройства и судопроизводства. Закрепили единую судебную систему во главе с Верховным Судом СССР. В октябре 1924 г. были приняты Основные начала уголовного законодательства. Документ определял пределы действия уголовного законодательства, виды, цели и условия применения наказаний.

 

 

53. Национально- государственное строительство в 1917-1922. Образование СССР.

К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований. Это РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская СР, Бухарская и Хорезмская, Дальневосточная республики. В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно- политический союз( июнь 1919).

Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Своеобразие: российские управленческие структуры играли и роль общегосудраственных органах власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парт-организаций. Благодаря этому достигалось единство, но в то же время ограничивало их суверенитет.

С окончанием гражданской войны во взаимоотношениях республик углубилось политическое и экономическое сотрудничество. В 1920-22 все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. 1918- туркестанская автономия. Март 1919- Башкриская автономия. 1920- Киргизская автономия. 1925- Казахская и Татарская автономия. 1921-22- Дагестанская, Горская, Якутская, Аджарская, Абхазская автономия. Июнь 1919- Белоруссия, Украина ( военное объединение). 1922- Азербайджан, Армения, Грузия- Закавказская ССР. В 1922 году высшие партийные органы Украины, Белоруссии и Закавказской федерации заявили о необходимости уточнения взаимоотношений между республиками, конкретизации их прав и обязанностей. В октябре- ноябре была принята идея Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.

Образование СССР. Причины: 1) необходимо было объединить экономичесике ресурсы республик для восттановления хозяйства 2) успешная внешнеполитическая деятельность. Предпосылка: наличие в республиках диктатуры пролетариата, общественная собственность на средства производства. 30 декабря 1922- Декларация и Договор об образовании СССР. Союзное государство- федерация равноправных республик. Избран ЦИК СССР. Исполнительная власть- Совнарком РСФСР. январь 1924- принятие Конституции. Верховный законодательный орган- Всесоюзная съезд советов, в перерывах между съездами ЦИК: Совет союза, Совет национальностей. Исполнительная власть- СНК(Совет Народных Комиссаров). У ЦИК: право избрания декретов и постановлений, его президиуму вся власть между сессиями. На верховные общесоюзные органы возлагалась финансовая система, здравоохранение и просвещение, гр,уг и трудовой кодекс. При Совнаркоме учреждалось объединенное государственное политическое управление(ОГПУ) для борьбы с шпионажем, терроризмом и контрреволюцией. На основе Конституции СССР 1924 года были внесены изменения в Конституции союзных республик.

 

53. Национально- государственное строительство в 1917-1922. Образование СССР.

К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований. Это РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская СР, Бухарская и Хорезмская, Дальневосточная республики. В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно- политический союз( июнь 1919).

Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Своеобразие: российские управленческие структуры играли и роль общегосудраственных органах власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парт-организаций. Благодаря этому достигалось единство, но в то же время ограничивало их суверенитет.

С окончанием гражданской войны во взаимоотношениях республик углубилось политическое и экономическое сотрудничество. В 1920-22 все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. 1918- туркестанская автономия. Март 1919- Башкриская автономия. 1920- Киргизская автономия. 1925- Казахская и Татарская автономия. 1921-22- Дагестанская, Горская, Якутская, Аджарская, Абхазская автономия. Июнь 1919- Белоруссия, Украина ( военное объединение). 1922- Азербайджан, Армения, Грузия- Закавказская ССР. В 1922 году высшие партийные органы Украины, Белоруссии и Закавказской федерации заявили о необходимости уточнения взаимоотношений между республиками, конкретизации их прав и обязанностей. В октябре- ноябре была принята идея Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.

Образование СССР. Причины: 1) необходимо было объединить экономичесике ресурсы республик для восттановления хозяйства 2) успешная внешнеполитическая деятельность. Предпосылка: наличие в республиках диктатуры пролетариата, общественная собственность на средства производства. 30 декабря 1922- Декларация и Договор об образовании СССР. Союзное государство- федерация равноправных республик. Избран ЦИК СССР. Исполнительная власть- Совнарком РСФСР. январь 1924- принятие Конституции. Верховный законодательный орган- Всесоюзная съезд советов, в перерывах между съездами ЦИК: Совет союза, Совет национальностей. Исполнительная власть- СНК(Совет Народных Комиссаров). У ЦИК: право избрания декретов и постановлений, его президиуму вся власть между сессиями. На верховные общесоюзные органы возлагалась финансовая система, здравоохранение и просвещение, гр,уг и трудовой кодекс. При Совнаркоме учреждалось объединенное государственное политическое управление(ОГПУ) для борьбы с шпионажем, терроризмом и контрреволюцией. На основе Конституции СССР 1924 года были внесены изменения в Конституции союзных республик.