Государственное право по Своду Законов 1835г.

Систематизация законодательства в I половине XIX в. Полное собрание законов Российской империи. Свод законов.

В 18 в. работало 9 комиссий по кодификации зак-ва, но их деят-сть была неудачной. В 1801 г. была создана 10-я комиссия. Во главе – Заводоевский. В 1803 г. эта комиссия передаётся по рук-во Мин-ва юстиции, в её состав входит Сперанский. В 1810 г. комиссия передаётся в состав Госсовета. 1813 – 1816 гг. – ссылка Сперанского. Он был удалён из СПб в Пермь.

1 янв. 1826 г. Сперанский отправляет письмо НI с предложением продолжить работу над кодификацией. В 1826 г. создаётся II Отд, которое и занялось этим. Все доклады о работе царю делает сам Сперанский.

Работа делится на 3 части:

1. Составление полного собрания законов – собрание важнейших законодательных актов с 1649 по 1825 гг.; все эти законы размещались в хронологическом порядке.

2. Свод законов – свод действующего зак-ва.

3. Уложение законов – переработка зак-ва на основе общих принципов …

Первые 2 части – инкорпорация; 3 – кодификация (оформление новых понятий, определений, деление на отрасли права).

Причина неудач прошлых комиссий – незнание старых законов. У Сперанского же вся работа была основана на отборе и анализе старого зак-ва.

НI одобрил 1 и 2 часть, но 3 запретил.

В процессе работы над Сводом законов было изучено свыше 50 тыс. законов. К 1830 г. была завершена работа по сбору док-тов в архивах. Результат – полное собрание законов Российской Империи (51 том: 6 томов – комментарии). Этот памятник права печатался 23 месяца. Не вошли некоторые законодательные акты, касающиеся придворного ведомства. Вместе с тем там встречаются некоторые адм. акты и судебные решения. Т.о., не было чёткого различия между понятием «закон» и «акт верховного правления». Этот сборник дополняется сборником текущего зак-ва (2-е – до 1881 г.; 3-е – с марта 1881 до начала 20 в.) Основные задачи второго этапа – отбор действующих законов. При Мин-ве юстиции был создан комитет, который занимался ревизией законов.

19 янв. 1833 г. Госсовет утверждает Свод Законов (42 тыс. статей, 15 томов: 1-3 «Основные и учредительные законы»; 4-8 «Законы гос. сил», 9 «Законы о состояниях», 10 «Законы гражданские и межевые», 11-14 «Законы гос. благоустройства», 15 «Уголовные законы»). 1 янв. 1835 г. Свод приобрёл юрид. Силу. Он был основным источником права с 1835 по 1918 гг.

В ст. I Основных законов была сформулирована идея самодержавной власти: «Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный». Повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повеливает». Смертная казнь грозила всякому, кто имел даже умысел на покушение и особу и власть императора.

Царская власть закреплялась как наследственная, наследником признавался старший сын императора. Средства на содержание императорской фамилии поступали из казначейства или доходов удельного имущества.

Законодатель различал верховное и подчиненное управление. Органами верховного управления были Гос. Совет, Комитет министров, канцелярии и двор императора.

Членами Гос. Совета были министры и главноуправляющие, председателем – император. Гос. Совет состоял из Общего собрания и департаментов: Департаменты формировались из членов Гос. Совета, могли проводиться соединенные заседания департаментов. Гос. Совет принимал участие в обсуждении законов, бюджета и отчетов правительства.

Было создано 8 министерств: военно-сухопут дел, морских, иностран, юстиции, МВД(руковод мест администр-полиц органами, благотворительными учреждениями, зам жизнью иностр переселенцев), финансов, коммерц, народного просвещения(музеи, библиотеки, академии наук).

Комитет министров, будучи совещательным органом, как и Гос. Совет, некоторые дела разрешал окончательно. В его компетенцию входили дела о назначении пенсии и пособий, разрешение православным церквам, монастырям и архиерейским домам приобретать недвижимость. Законодатель разделял дела Комитета на: текущие и специально-предоставленные комитету.

К органам подчиненного управления относились Сенат и министерства. Сенат – высший судебный орган. В его компетенцию входило представление мнений императору мнений о противоречиях принимаемых законов прежде изданным, надзор за деятельностью министров, получение от них объяснений. Сенат поделен на 9 депертаментов (1-сенатские ревизии, назначение чиновников на должности, рекрут наборы и ревизии крепостных душ 2-9-апелляционные инстанции по гражд и уголов делам)

Закрепленное в законе система местных органов управления сохранялась в том виде, в котором она сложилась в конце XVIII в. Главами административных органов губерний были губернаторы, опиравшиеся в своей деятельности на губернские правления.

Судебная система- При Павле 1 отменены: верх земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. Сохранены все уездные учреждения, которые были подчинены губернским судебным палатам (уголов и гражд суд). Суд система сохраняла сословный характер, недостаток – низкий уровень судеб чиновников, нехватка чиновников.