Западная и северо-западная Башкирия под властью Казанского ханства.

Юго-восточная Башкирия под властью Ногайской Орды.

Хозяйство и социальные отношения.

Башкортостан в период возникновения и становления

феодальных отношений (XIII-XVI вв.)

4. Северо-восточная (зауральская) Башкирия под властью Сибирского ханства.

Литература:

1.Бахрушин С. В. Научные труды. М., 1955. Т. 3. Ч. 1. С. 72-136.

2. Вестник Научного общества татароведения. Казань, 1925. № 1-2. С.31- 33.

3.История СССР. Первая серия: С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. М., 1996. Т. 2. С. 168-169.

4.Кузеев Р. Г. Историческая этнография башкирского народа. С. 177.

5.Мирасов С. Башкирские шежере. Уфа, 1927. №4. С. 6.

6.Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству // Пролетарская революция, 1939. № 3. С. 165.

7.Маркс К. Конспект книги Льюиса Г. Моргана “Древнее общество” // Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. Л., Т. 9. С 153-154.

8.Курбский А. М. Иоанн 4 Васильевич Грозный. Избранные сочинения. СПб., 1902. С. 31.

9.Перетяткович Г. Поволжье в 15 и 16 веках: Очерки из истории края и его колонизации. М., 1877. С.170.

10. Рычков П. И. История Оренбургская. С. 69

11. Усманов А.Н.Добровольное присоединение башкирии к Русскому государству. Уфа,1982. С. 42

1. После распада Золотой Орды башкирские земли были расчленены между Ногайской Ордой, Казанским и Сибирским ханствами, образовавшимися в первой половине XV в.

Башкиры кочевали по обеим сторонам южной части Уральского хребта, между реками Волгой, Камой, Тоболом, верхним и средним течением Яика (Урала). Эти земли были богаты полезными ископаемыми и лесными массивами, обширными степями и полноводными реками. Западные склоны Южного Урала почти до р. Белой были одеты хвойными и лиственными лесами, в которые вкраплены значительные полосы степей с тучным черноземом. Густые леса покрывали и южные районы Башкирии. Долины рек Белой, Уфы, Демы, Стерли, Ашкадара, Чермасана, Ика, Таныпа, Миасса, Исети, Ая, Сима были богаты лугами, перемежавшимися участками лиственных лесов. Большая часть Башкирии, особенно Зауралье, представляла собой ковыльную степь с обширными выпасами для скота. Исключительно богатым и разнообразным был животный мир Башкирии.

Экономический базис башкирского общества составляло кочевое и полукочевое скотоводство. Эта форма хозяйства требовала обширных пастбищных просторов, способных прокормить скот не только летом, но и в зимнее время, так как кормов заготавливалось мало и скотоводство в значительной степени зависело от природной стихии. Башкиры разводили лошадей и овец, в небольшом количестве коз, крупный рогатый скот и верблюдов.

Большое хозяйственное значение имели охота, рыболовство, бортничество. Своим верховным властителям башкиры платили ясак шкурками пушных зверей — куниц, лисиц, бобров, соболей. Мехами и медом они вели обменную торговлю со своими соседями. Лишь северо-западные башкиры, находившиеся в непосредственном соприкосновении с оседлым земледельческим населением в районе нижнего течения р. Белой (Белой Воложки) и Камы, знали земледелие, но о его размерах сведений не сохранилось.

В рассматриваемый период башкиры составляли более или менее взаимосвязанную совокупность племен. В процессе их консолидации в единую башкирскую народность на территории Башкирии создавались племенные союзы, носившие характер военно-политических объединений. Такой союз существовал в юго-восточной Башкирии. В него входили племена бурзян, усерган, кыпсак, тамьян и тангаур Об этом племенном союзе сохранились предания, бытующие в народе по сей день. В эпосе “Кусяк-бий” рассказывается, что упомянутые племена, предводительствуемые биями, были объединены главой союза, которого эпос называет ханом. В нужный момент хан собирал на совет под чиненных ему биев. Последние обязаны были являться к хану со своими дружинами1. Среди других племенных сою­зов можно указать на объединения гайнинцев, гарейцев, уранцев на северо-западе Башкирии, билярцев и байлар-цев — в западной части края[1].

Однако эти союзы не были достаточно прочными образованиями. Главы отдельных племен втягивали народ в длительную межплеменную борьбу и, соперничая друг с другом, отказывались признать над собой верховенство какого-либо хана. К тому же в условиях подчинения башкирского народа иноземным завоевателям любые проявления политической самостоятельности башкир жестоко подавлялись. Поэтому ни один из племенных союзов не смог стать центром объединения всех или хотя бы большинства башкирских племен[2].

Общественный строй башкир характеризовался развитием ранне-феодальных отношений осложненных патриархальными пережитками. Родовая община не представляла уже единого целого, внутри нее давно шел процесс выделения эксплуататорской верхушки — биев, тарханов, военной аристократии, духовенства, который пользовались особым влиянием в выборе мест для кочевья, играли главную роль на родовых или племенных собраниях—йыйынах и в целом в общественной жизни башкир.

Землевладение у башкир было общинное. Земля считалась собственностью племени или рода. Однако общинное владение землей по существу являлось лишь патриархальной оболочкой, юридической фикцией, прикрывающей неравенство в пользовании пастбищами. В той системе землевладения, которая сложилась в Башкирии в XV— XVI вв., феодальная собственность на землю осуществлялась в форме права распоряжения кочевьями. Феодализирующаяся патриархально родовая аристократия узурпировала земельные и другие экономические права башкирской общины, выступала распорядителем пастбищ; по усмотрению феодальной знати общинникам отводились районы кочевья для летнего, осеннего и зимнего времени. При этом лучшими пастбищами пользовались бии, мурзы, тарханы и другие экономически мощные семьи.

Однако земля, служившая пастбищем, не являлась единственным средством производства в кочевом обществе. Для освоения ее нужен был скот. Обладанием того или иного количества скота, наличием удобных пастбищ определялась экономическая мощь и социальное положение кочевника-скотовода. Предводители племени, рода, тарханы на правах частной собственности владели большим количеством скота. Как писал К. Маркс, у пастушеских народов земля имела реальное значение прежде всего для тех, кто владел скотом.

Формирующаяся сословно-иерархическая феодальная собственность на землю сочеталась с реальным значением башкирской общины, развивавшейся в направлении к обычной сельской общине1. Башкирская община, как и русская сельская община, была “переходной фазой от общества, основанного на общей собственности, к обществу, основанному на частной собственности”.Особенностью башкирской общины было длительное сохранение формы рода. Но с ростом имущественной и социальной дифференциации шло её постепенное разрушение. Наличие частной и общинной собственности в общине вело к тому, что “имущественные различия в одном и том же роде вызвали вместо прежней общности интересов антагонизм между его членами”3. Однако процесс формирования феодальных отношений в башкирском обществе шел чрезвычайно медленно, чему мешала устойчивость патриархально-родовых пе­режитков.

В состав господствующей верхушки башкирского общества входила довольно многочисленная группа представителей родо-племенной аристократии бии. В качестве глав родов и родовых подразделений они пользовались значительной властью. К феодализирующейся знати относились также тарханы. Институт тарханства, введенный ханами Золотой Орды, был унаследован Казан­ским, Сибирским и другими татарскими ханствами. Тарханными ярлыками за верную службу жаловались и башкиры. Тарханы пользовались большими льготами и привилегиями: они были свободны от податей и повинностей, имели преимущества в земельном владении и т. д. В числе богатых, так называемых "лучших башкир”, источники называют батыров, баев, служителей религиозного культа. Они не были свободны от несения повинностей, но, используя сохранившиеся родовые пережитки, наживались за счет рядовых общинников. На верхних ступеньках феодальной иерархической лестницы стояли ногайскии. казанский и сибирский ханы, номинально являющиеся верховными собственниками земли башкир. Отдельные области расчлененной Башкирии находились под властью родственников или наместников ханов. Среди феодальной знати видное место занимали мурзы-дворяне, наделенные ханами за военные и иные заслуги правом собирать ясак с закрепленных земель в свою пользу4. Большей частью они были татарами и ногайцами, но изредка встречались мурзы и из башкир.

Основную массу башкирского общества составляли рядовые общинники. По своему положению они формально были равноправными владельцами общинных земель и других угодий, но фактически в выборе мест для кочевки, необходимых для содержания и прокормления скота, были зависимы от биев, тарханов, батыров и других богачей.

В процессе развития феодальной собственности на землю свободные общинники постепенно попадали в зависимое положение от местной знати.

Башкиры несли многочисленные феодальные повинности. В системе поборов главным был ясак. Его платили со всей общины соразмерно количеству занимаемой ею земли. Однако основными плательщиками ясака были рядовые общинники. Часть ясака оставалась у местной знати, занимающей различное общественное положение, основная же часть его шла ногайским и татарским ханам. Тяжелым бременем на рядовых общинников ложилась обязанность участвовать во всех походах и набегах, совершаемых башкирскими биями и, особенно, ногайскими и татарскими феодалами.

Таким образом, в башкирском обществе к середине XVI в. складываются патриархально-феодальные производственные отношения, находившиеся в рамках жестокой феодальной эксплуатации чужеродными поработителями. Политически Башкирия была раздробленной страной, лишенной своей государственности, она находилась под властью Ногайской Орды, Казанского и Сибирского ханств.

2. Распад Золотой Орды и давно начавшееся обособление союза племен на ее юго-востоке привели к образованию в начале XV в. самостоятельной Ногайской Орды. Ее владения охватывали огромную территорию между Волгой на западе и верхним течением Иртыша — на востоке. Основные кочевья ногайцев располагались в бассейнах рек Волги и Яика и доходили до Каспийского моря. Население состояло из различных тюрко-язычных племен (ногаи, кипчаки, башкиры и др.). Определяющим типом хозяйства являлось кочевое и полукочевое скотоводство. Торговые отношения были развиты слабо. По свидетельству современников, “ногайцы не употребляют денег, но меняют скот на одежду и другие необходимые веши”1.

В первой половине XVI в. Ногайская Орда делилась на три крупных феодальных владения — орды. Территория самой большой орды находилась между Волгой и Яиком. Центром ее был г. Сарайчик, расположенный на р. Яик. Здесь же было местопребывание главного князя всей Ногайской Орды. Кочевья второй орды находились между Волгой и Кумой, а владения третьей орды охватывали Зауралье и часть Сибири.

Для политической организации Ногайской Орды характерна феодально-иерархическая система. Во главе орды стоял главный князь. Ему подчинялись все мурзы или ханы, управлявшие на вассальных правах отдельными областями, в т. ч. Башкирией. В состав феодальной верхушки входили советники князя — карачи, служилые феодалы — уланы и другие группы “лучших людей”. В башкирских шежере и некоторых других источниках и князья, и более мелкие феодальные владетели называются ханами. Подавляющую массу населения составляли эксплуатируемые феодальной знатью рядовые кочевники.

Политическая власть в Ногайской Орде никогда не была достаточно прочно централизованной. Крупные феодалы стремились к обособленности и независимости от князя. Междоусобная борьба почти не прекращалась, особенно ожесточенной она была в середине XVI века. Несмотря на непрочное внутреннее устройство и экономическую слабость.

Ногайская Орда играла большую роль в политической жизни народов Поволжья. Приуралья и Западной Сибири. С ней не могли не считаться соседние ханства, а также Русское государство.

Одними из первых ногайских феодалов, господствовавших в Башкирии, были мурза (или хан) Басман и его брат Тюря-хан. В последней четверти XV в. ставка Басмана находилась в устье р. Сакмары, неподалеку от современного г. Оренбурга, и носила название Актюба (Белый стан). Басману подчи­нялись башкирские племена южной и юго-восточной Башкирии. По сообщению Кидряса Муллакаева, кибитки Басмана “кочевкою располагались вверх и вниз по Яику и по другим степным рекам, а именно по Берде, по Сакмаре, по Салмышу, по Юшатыре, по Оре, по Таналыку, по Кизилу и по прочим рекам. А зимою оные кибитки, переходя Уральские горы, кочевали по рекам Белой, Соколе. Ашкадару, Куганаку, по Шкадру и по Деме, где места лесис­тые и теплые”.

Земли по нижней Деме, центральная часть Башкирии попали под власть Тюря-хана, который “жил на самом том месте, где ныне город Уфа”, а владения его начинались “от устья Демы реки по Казанской дороге вниз по Белой, по Карлесану (Кармасану), по Чермасану, по Кующе, по Базе, по Сюну и вверх по Аю рекам”1.

В подчинении у Басмана и Тюри были различные ногайские владетели из числа мурз и других феодалов. В результате бесконечных раздоров и междоусобиц, выливавшихся в жестокие войны между ногайскими феодалами, ханы Басман и Тюря были убиты и “над всеми ногайцами владетелем учинился” мурза Алтакар. Во власти Алтакара оказалась вся южная и центральная часть Башкирии.

С появлением на арене другого сильного претендента на власть — Акна-зар-Салтана, “который был от поколения тутошних старинных ханов”2, борьба вспыхнула с новой силой. Она продолжалась несколько десятилетий и закончилась, по-видимому, не ранее начала второй четверти XVI в. победой Акназар-Салтана. Источники характеризуют Акназара как сильнейшего влалетеля, который “многие города под власть свою покорил, и дань с них собирал”3.

После смерти Акназара башкирскими землями в течение семи лет владел хан Измаил, а затем сын Акназара хан Чхмет-Гирей.

Власть ногайских феодалов поддерживалась жестоким террором и насилием. Это был тяжелый период в жизни башкирского народа. Узурпация лучших пастбищных территорий, взимание ничем не регламентированного ясака с охоты и бортничества и других налогов, междоусобица различных феодальных групп, сопровождавшаяся угоном людей и разрушением кочевий, наносили хозяйству башкир непоправимый урон.

3. образовалось Казанское ханство, которое занимало значительную часть Поволжья и Приуралья. Территория ханства, как и владения Ногайской Орды и Сибирского ханства, не имели твердо очерченных границ. Восточная граница ханства проходила приблизительно по рекам Вятке и Каме, выше устья р. Белой (Белой Воложки). Временами власть казанских ханов распространялась и на территорию бассейна р. Белой до впадения в нее р. Уфы. Например, в начале XVI в. в центре Башкирии хозяйничал казанский князь Кара-Килимбет, известный тем, что хан Мухаммед-Эмин посылал его с дипломатическими поручениями в Москву. Позднее ногайский хан Акназар, власть которого распространялась на центральную часть Башкирии, вторгся в пределы Казанского ханства и подчинил себе западную Башкирию.

Население ханства в этническом отношении было весьма пестрым. По словам князя А. М. Курбского, неоднократно посещавшего Казанский край, “кроме Татарска языка, в том царстве 5 различных языков: Мордовский, Чувашеский. Черемисский, Воитецкий, або Арский, пятый Башкирский”1.

Основой экономики было сельскохозяйственное производство, прежде всего земледелие. Часть населения вела скотоводческое хозяйство. Удобное географическое положение Казанского ханства способствовало развитию торговли. С конца XV в. столица ханства г. Казань, через которую шли водные и пешие караванные пути, становится центром транзитной торговли между Русским государством и странами Востока2.

Верховным собственником земли было феодальное государство. Правители раздавали земли феодалам на условиях наследственного взимания податей с крестьян. Особую категорию феодальной земельной собственности составляли вакфные земли, принадлежавшие мусульманскому духовенству3. Татарские феодалы (князья, ханы, эмиры, мурзы и другие), а также феодально-патриархальная знать других народов Поволжья и Приуралья подвергали жестокой эксплуатации зависимое население ханства. Только в пользу главного хана взималось свыше 10 разнообразных поборов4. Ясачное население выполняло многочисленные повинности, отдавало своим господам и мусульманскому духовенству продукты земледелия, животноводства, бортничества, платило натуральную подать пушниной. Взиманием ясака и других налогов занимался огромный аппарат специальных сборщиков, которые под страхом судебной расправы и физических наказаний принуждали трудовые массы к выполнению полного объема повинностей.

Башкирскими племенами и родами, подчинявшимися Казанскому ханству, управляли назначаемые ханами представители титулованной знати. Этих наместников из числа татарских князей и мурз башкирские шежере называют ханами. Так, шежере кара-табынского аймака рассказывает, что “кара-табын, оставив прежние места, перекочевал к реке Чулман” (р. Кама). Башкиры расселились в бассейне р. Быстрый Танып и оказались в подчинении у казанского хана Чуртмака1.

Казанские ханы жаловали местных феодалов за службу ярлыками на тарханство. Но если башкирская кочевая знать получала некоторые привилегии от казанских правителей, то основная масса башкир подвергалась постоянному грабежу и притеснениям со сто­роны татарских феодалов. Башкиры платили в ханскую казну ясак пушниной и медом. Наместники и другие ставленники хана не только собирали налоги, следили за выполнением трудовых и воинских повинностей, но и сами “кормились” и обогащались за счет местного населения. Башкиры обязаны были снаряжать за свой счет отряды в ханские войска, поставлять туда лошадей.

4. Одним из самостоятельных политических образований, возникших в первой половине XV в., после распада Золотой Орды, было Сибирское ханство. Его территория простиралась от Урала до р. Иртыш. Центром ханства сначала был г. Чимга-Тура (Тюмень), а в начале XVI в. все большее значение приобретает крупный торговый центр, расположенный у впадения р. Тобол в Иртыш, г. Кашлык или Искер, который и стал новой столицей ханства. Территория Сибирского ханства делилась на множество мелких владений - улусов.

Население состояло из сибирских татар, ногайцев, башкир, хантов, манси и других народов. Главными занятиями жителей было кочевое скотоводство, охота на пушного зверя, рыболовство. Западная Сибирь была районом активных торговых связей. Здесь вдоль Иртыша, пересекая Барабинские степи, шел старый караванный путь из Средней Азии через Урал на Каму, в Среднее Поволжье2.

Основную массу населения составляли ясачные, так называемые “черные” люди. Феодальная верхушка и родовая знать фактически были хозяева­ми районов кочевий и охотничьих угодий.

В конце XV в., в период правления хана Ибака-Ибрагима, представителя династии Шейбанидов, Сибирское ханство становится относительно сильным и влиятельным феодальным государственным объединением. Ибак был в союзе с крымским ханом Менгли-Ги-реем. Казанским ханством и Ногайской ордой, установил связи с Русским государством. Но сибирским ханам не удалось объединить все более или менее самостоятельные и слабо связанные между собой владения в единое крепкое государство. Феодальные усобицы, беспрерывная борьба и соперничество за сибирский престол между бухарскими Шейбанидами и местными беками рода Тайбуги были причинами политической слабости ханства, отрицательно влияли на развитие производительных сил в крае.

В состав Сибирского ханства входили башкирские земли по восточным склонам Урала, в бассейнах рек Исети, Миасса, Уя, где проживали племена, роды и аймаки айлинцев, табынцев, мя-котинцев, сынрянцев, салжаутцев, ка-тайцев, тамьянцев. Сведений об их по­ложении в исторических источниках очень мало. К тому же в сибирских летописях и других русских письменных памятниках башкир не всегда отличали от татар и ногайцев и чаще всего всех называли “татарами”.

Таким образом, во второй половине XV — первой половине XVI вв. башкиры находились под властью трех государственных образований. На Башкирию была распространена система феодальной эксплуатации, сложившаяся в Ногайской Орде, Казанском и Сибирском ханствах. Многочисленные повинности в пользу своих и чужеземных феодалов, бесконечные междоусобные войны пагубно отражались на экономике и культуре башкир.

 

Тема № 3 (4 ч.)