Ранняя полит. истор. Киевской Руси. Принятие христианства на Руси.

Особенности русского язычества.

Господствующей религией до 10 в. было язычество. Договор м/д Олегом и Византией 911 г. заключен м/д христ. И Русью. Договор Игоря заключен, что среди послов упомянуты те, кто крещен, т.е. начали появляться явные христиане. Термин “язычество” – возникло у христ.-проповедников, которые преднамеренно называли некрещеные народы языками, погаными. В религиоведческой лит- ре язычество – политеизм (многобожие). По своей обрядности язычество было намного беднее христианства (православия), это давало возможность ученым 19 в. говорить, что это способствовало быстрому и легкому принятию христианства на Руси. Язычество может знать богов, а может и не знать их. Сам обряд воздействия имеет решающее значение. В тех язычных системах, кот знают богов, боги предстают как сила, враждебная человеку, сила, которую необходимо умилостивить. Взаимоотношения язычника с божеством строится по принципу корысти-выгоды, взаимоотношения весьма грубые, построенные на расчете, на максимальном извлечении выгоды из процесса общения с божеством. В язычестве борьба тьмы и света, тьма – чернобрг (в славянском).

Каждое славянское племя молилось своим богам, но были и общеславянские, например, Чернобог и боги связанные с культом земледелия. Мелошь, Лада, Макошь – можно сказать, что одна богиня, кот. оплодотворял посредством дождя бог неба. Стрибог– создатель всего сущего (Святовид, Род, Сворог). Рожаницы – богини плодородия, только на более низком уровне. Сын Стрибога – Даждьбог – бог света. Стрибог царствует в хлябях небесных, а Даждьбог в твердом слое неба. Хорс (Хорос) – бог солнечного диска, небесный. Отзвуком язычества является слово ХОРОВОД – как божественный ритуал. Считается, что Хорос не славянский бог, а бог, заимствованный у Иранцев. В 9-10 в. появляется культ Перуна, считается, что это литовский бог, бог грома и молнии, потом он еще и бог войны. Проникновение культа Перуна связано с воинственными походами Владимира и Святослава. Перун – бог кровавый, ему приносили кровавые дары, сначала птиц, а потом и человечьи дары. Симаргл – считается, пражским божеством и изображается в виде крылатой собаки. Нам он известен под именем Ярило, бог жизненной силы, корней почвы. Осуществляется связь м/д небом и землей. Пантион богов складывается не сразу, это связано с психологией язычника. Для язычника, изначально признававшего многобожие, их кол-во не важно. Если их 20 штук, то + 1 или + 2 это не хуже, а вдруг лучше.

Князь Владимир – реформатор, решил провести языческую реформу 980 г. Главным богом стал Перун. На горе возле Киева были установлены идолы, все это были светлые боги. Но были и те, кто вредил человеку: духи с кот. надо ладить.

1. Домовой – дух дома, дедушка.

2. Леший – дух леса.

3. Кикимора болотная – жена лешия, дух болота.

4. Русалки – души утопленников (родственники).

5. Упырь (вурдалак).

6. Навьи – души врагов (мертвые).

1,2,3 - могут быть за или против. Чтобы этих духов задобрить, нужно было сварить кашу, поставить в определенное время и разговаривать (задабривать).

4 – т.к. не хоронили по установленным обрядам, считалось, что за это они мстили. В народе говорили, что они сладким пением заманивают в воду.

5 – культ Восточный. Тяготеют к родственникам, высасывают кровь. Победить можно, только забив осиновый клин в могилу (осина – т.к. Христа распяли на осине).

6 – самая страшная сила, кот. поражает везде вне дома. Спасение: дом, резные подоконники и крыльцо, вышивка (изображение крылатой собаки, Симаргл) на рукавах и вороте одежды, они не появлялись где лошади, т.к. боялись их, отсюда и пошло украшение крыш домов коньком. С 11 в. считалось, что их можно задобрить: в чистый четверг натопить баню и поставить чарку водки.

Официальная дата крещения Руси Владимиром – 988 г. Однако, есть мнение, что было два крещения, Киева и Руси в 960 г. и 990 г. Основы веры русские получили из Византии, есть и точка зрения, что из Болгарии – согласно этой точке зрения, первым епископом был Михаил, кот. возглавил христианскую партию в Киеве, где-то в середине 9 в. Однако, христианство было задавленно языческой реакцией. В ответ на это, Владимир провел христианизацию Руси – государственно.