Особенности подходов к разрешению проблем пожилых людей.

Семья как клиент социальной работы.

4. Основные проблемы и потребности лиц с ограниченными воз­можностями (инвалидов).

5. Дети и молодежь как клиенты социальной работы.

6. Особенности подходов к социальной работе с людьми с зависи­мостями (алкоголиками и наркоманами).

1. Понятие "клиент социальной работы". Общее и особенное в подходах социальных работников к решению проблем разных целевых групп клиентов

В соответствии с признанным международным сообществом определением практической социальной работы клиентом социальных служб, в которых трудится подавляющее большинство социальных работников, может быть практически каждый член общества, по­павший в трудную жизненную ситуацию. Однако чаще всего под понятием "клиент" понимаются определенные категории населения, нуждающиеся в специфической помощи и поддержке, адаптации, реабилитации, а иногда и коррекции. Это — дети, оказавшиеся в особо сложных условиях, в том числе подвергшихся жестокому обращению, оставшиеся без надзора; беспризорные, подвергшиеся экономической и сексуальной эксплуатации, страдающие социаль­но обусловленными заболеваниями, включая синдром приобретен­ного иммунодефицита; дети-инвалиды; дети из числа беженцев; дети, склонные к правонарушениям, а также находящиеся в тю­ремном заключении; женщины, подвергшиеся физическому и сек­суальному насилию; лица, занимающиеся проституцией; лица, стра­дающие алкоголизмом, вредными пристрастиями к наркотикам и иным веществам; лица, отбывающие и отбывшие наказания в уч­реждениях системы ГУИН и специальных лечебных учреждениях; лица пожилого и старческого возрастов; инвалиды; беженцы, вы­нужденные мигранты; лица, попавшие в особо сложные условия вследствие природных и техногенных катастроф; лица — участни­ки боевых действий; лица, пострадавшие от терроризма и банди­тизма; безработные; лица без определенного места жительства.

Таким образом, понятие "клиент", с точки зрения практики социальной работы, многомерно. Системный подход к этому поня­тию означает, что личностная или социальная проблема, трудно­сти, связанные с межличностным общением, или сложная жизнен­ная ситуация, к разрешению которой стремится клиент, должны быть увидены участниками интеракции объемно, как результат сте­чения многих обстоятельств, на которые оказали влияние личност­ные и социальные факторы. В конечном счете уникальность соци­альной работы и ее отличие от других профессий, предназначен­ных для оказания помощи людям, в том, чтобы способствовать до­стижению изменений во взаимодействиях между людьми и окру­жающего их мира. Каждому клиенту свойственны определенные личностные характерные черты, которые должны быть обнаруже­ны и задействованы социальным работником в процессе работы. Вне зависимости от того, является ли клиентом социального работника отдельная личность, группа, семья или более крупная социальная структура, ей будут свойственны особые потребности, система цен­ностей, возможности, уровень знаний, система вероисповедания наряду с физическими характеристиками и накопленным опытом, которые каждую ситуацию делают по истине уникальной.

В подходах к клиенту социальной работы необходимо иметь представление как об общих проблемах, объединяющих обращаю­щихся за помощью к социальному работнику людей, входящих в обобщенное понятие "клиент", так и о специфических проблемах каждого клиента, составляющего ту или иную целевую группу со­циальной работы.