Особенности подходов к разрешению проблем пожилых людей.
Семья как клиент социальной работы.
4. Основные проблемы и потребности лиц с ограниченными возможностями (инвалидов).
5. Дети и молодежь как клиенты социальной работы.
6. Особенности подходов к социальной работе с людьми с зависимостями (алкоголиками и наркоманами).
1. Понятие "клиент социальной работы". Общее и особенное в подходах социальных работников к решению проблем разных целевых групп клиентов
В соответствии с признанным международным сообществом определением практической социальной работы клиентом социальных служб, в которых трудится подавляющее большинство социальных работников, может быть практически каждый член общества, попавший в трудную жизненную ситуацию. Однако чаще всего под понятием "клиент" понимаются определенные категории населения, нуждающиеся в специфической помощи и поддержке, адаптации, реабилитации, а иногда и коррекции. Это — дети, оказавшиеся в особо сложных условиях, в том числе подвергшихся жестокому обращению, оставшиеся без надзора; беспризорные, подвергшиеся экономической и сексуальной эксплуатации, страдающие социально обусловленными заболеваниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита; дети-инвалиды; дети из числа беженцев; дети, склонные к правонарушениям, а также находящиеся в тюремном заключении; женщины, подвергшиеся физическому и сексуальному насилию; лица, занимающиеся проституцией; лица, страдающие алкоголизмом, вредными пристрастиями к наркотикам и иным веществам; лица, отбывающие и отбывшие наказания в учреждениях системы ГУИН и специальных лечебных учреждениях; лица пожилого и старческого возрастов; инвалиды; беженцы, вынужденные мигранты; лица, попавшие в особо сложные условия вследствие природных и техногенных катастроф; лица — участники боевых действий; лица, пострадавшие от терроризма и бандитизма; безработные; лица без определенного места жительства.
Таким образом, понятие "клиент", с точки зрения практики социальной работы, многомерно. Системный подход к этому понятию означает, что личностная или социальная проблема, трудности, связанные с межличностным общением, или сложная жизненная ситуация, к разрешению которой стремится клиент, должны быть увидены участниками интеракции объемно, как результат стечения многих обстоятельств, на которые оказали влияние личностные и социальные факторы. В конечном счете уникальность социальной работы и ее отличие от других профессий, предназначенных для оказания помощи людям, в том, чтобы способствовать достижению изменений во взаимодействиях между людьми и окружающего их мира. Каждому клиенту свойственны определенные личностные характерные черты, которые должны быть обнаружены и задействованы социальным работником в процессе работы. Вне зависимости от того, является ли клиентом социального работника отдельная личность, группа, семья или более крупная социальная структура, ей будут свойственны особые потребности, система ценностей, возможности, уровень знаний, система вероисповедания наряду с физическими характеристиками и накопленным опытом, которые каждую ситуацию делают по истине уникальной.
В подходах к клиенту социальной работы необходимо иметь представление как об общих проблемах, объединяющих обращающихся за помощью к социальному работнику людей, входящих в обобщенное понятие "клиент", так и о специфических проблемах каждого клиента, составляющего ту или иную целевую группу социальной работы.