Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис.
Попытка демократизации общественно-политической системы.
Поиск новых форм управления экономикой.
СССР в 1953-1964 гг.
Лекция 14.
1. Поиск новых форм управления экономикой.1953 год – рубежный год в послевоенной истории нашей страны. После смерти Сталина в марте 1953 г. произошли изменения в руководстве партией и страной. Новые руководители договорились о коллегиальности управления страной, отказались от сосредоточения власти в одних руках. Н.Хрущев стал первым секретарем ЦК партии, Г.Маленков возглавил правительство, К.Ворошилов – Верховный Совет СССР. Л.Берия сосредоточил под своим контролем все силовые ведомства. Все эти люди не были новичками во власти, они составляли ближайшее окружение Сталина, были ответственны за все ошибки и просчеты сталинского руководства. Вместе с тем, они понимали необходимость нового курса во внутренней и внешней политике страны.
Выступая на сессии Верховного Совета СССР в августе 1953 г. глава правительства Г.Маленков заявил о необходимости изменить приоритеты в экономической политике, поставить во главу угла интересы человека, повернуть экономику лицом к человеку. На практике это означало смещение акцентов в экономике на развитие сельского хозяйства и легкой промышленности.
На сентябрьском 1953 г. пленуме ЦК КПСС были проанализированы причины отставания сельского хозяйства и утверждены основы новой аграрной политики. Предусматривалось повышение государственных закупочных цен на сельхозпродукцию; увеличение финансирования сельского хозяйства; совершенствование налоговой политики и практики планирования сельскохозяйственного производства; вводилось авансирование труда колхозников. Было снижено налоговое бремя на личные подсобные хозяйства колхозников. В 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. В 1958 г. была проведена реорганизация МТС. Колхозы получили право приобретать технику в собственность. На базе МТС создавались ремонтно-технические станции. В основе всех этих мер лежало обращение к методам материального стимулирования.
Усиление экономических рычагов в управлении сельским хозяйством дало положительный эффект. За пять лет было освоено 42 млн. га целинных и залежных земель. За период с 1953 по 1958 гг. по сравнению с предшествующим пятилетием производство сельхозпродукции выросло на 34%.
Однако поддержать эти темпы и добиться коренного перелома в развитии сельского хозяйства не удалось. В конце 1950-х годов произошел новый поворот в аграрной политике. Решение о форсировании темпов реорганизации МТС, а также курс на свертывание личных подсобных хозяйств подорвали экономику села. Начался новый этап укрупнения колхозов, преобразование колхозов в совхозы. Большой урон сельскому хозяйству нанесла кукурузная кампания.
В результате непродуманной и непоследовательной политики в области сельского хозяйства в стране обострилась продовольственная проблема и СССР начал закупки зерна за рубежом. Страна, занимавшая одну шестую часть суши оказалась не в состоянии себя прокормить.
Поворот к сельскому хозяйству и легкой промышленности оказался кратковременным. Уже в 1955 г. Г.Маленков был смещен с поста председателя правительства. В шестом пятилетнем плане на 1956-1960 гг. восстанавливался принцип первостепенного развития тяжелой промышленности. Летом 1955 г. пленум ЦК КПСС провозгласил курс на механизацию и автоматизацию производства, так как научно-технический уровень советской промышленности стал отставать от потребностей времени. Высокими темпами развивались машиностроение, приборостроение, электроэнергетика, химическая промышленность и промышленность стройматериалов. Развивались новые отрасли – радиоэлектроника, ракетостроение. СССР стал пионером в освоении космоса и добился больших успехов в освоении мирной энергии атома.
В 1957 г. была начата реформа управления гражданской промышленностью и строительством, предусматривавшая переход от отраслевого принципа управления промышленностью к территориальному. Основной организационной формой управления стали территориальные Советы народного хозяйства (совнархозы), к которым переходили функции планирования и непосредственного руководства деятельностью предприятий и строек. На базе крупных административных районов было создано 105 совнархозов.
По замыслу инициаторов реформа должна была разрушить ведомственную монополию, приблизить управление к местам, сбалансировать экономическое развитие республик, укрепить межрегиональные хозяйственные связи. Но цели реформы не были достигнуты, так как административные методы управления производством сохранялись. Вместо мелочной опеки министерств предприятия получили мелочную опеку совнархозов. Кроме того, в результате реформы была нарушены единая техническая и технологическая политика в промышленности. С целью исправления этих недостатков были созданы сначала республиканские, а затем и всесоюзный (Высший Совет) советы народного хозяйства. Все это привело лишь к увеличению управленческого аппарата и усилению централизации управления.
Была введена новая система нормирования и оплаты труда. Но вместо повышения материально заинтересованности сократилось число рабочих, трудившихся на основе сдельной оплаты, и выросло число повременщиков.
Крупным экспериментом в области экономики стал переход от пятилетнего планирования к семилетнему (1959-1965 гг.). В числе реформ середины 1950-х – первой половины 1960-х стоит упомянуть изменение расценок и норм выработки на производстве, разделение партийных органов по производственному принципу. Но все эти преобразования не меняли главного – командно-административная, мобилизационная модель экономики сохранялась.
Значительные изменения произошли в рассматриваемый период в социальной сфере. Возросла численность городского населения. Широко развернулось жилищное строительство и многие семьи (почти четверть населения) получили отдельные квартиры. Рабочий день был сокращен на два часа в субботние и предпраздничные дни. Для подростков был установлен шестичасовой рабочий день. Увеличился размер пенсий, для некоторых категорий – в два и более раза. Впервые стали получать пенсию колхозники. Колхозникам стали выдавать паспорта. Была отменена плата за обучение в школах и вузах.
2. Попытки демократизации общественно-политической системы.1953-1964 гг. вошли в историю нашей страны как период оттепели.
«Оттепель» - этот термин получил широкое распространение после публикации в журнале «Новый мир» повести И.Эренбурга «Оттепель» (1954 г.) и стал метафорой для обозначения общественно-политической ситуации в стране после смерти Сталина. «Оттепель» имела противоречивый непоследовательный характер и название отражает незавершенность хрущевских реформ.
В этот период начался процесс либерализации во внутренней и внешней политике. Новый политический курс был направлен на восстановление законности в стране. Практически сразу после смерти Сталина было прекращено «дело врачей», начался пересмотр «ленинградского дела». Летом 1953 г. был арестован Л. Берия – наиболее одиозная фигура в сталинском окружении.
Основная деятельность нового руководства была направлена на освобождение общества от культа личности Сталина (десталинизация). В печати началась критика культа личности. Началась реабилитация жертв сталинских репрессий. ЦК создал специальную комиссию для изучения материалов о репрессиях. К началу 1956 г. было реабилитировано около 16 тысяч человек. Массовый характер реабилитация приобрела только после XX съезда партии[67], на котором Н. Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». Съезд осудил культ личности Сталина и взял курс на широкую демократизацию общества. Надо отдать должное Н.С.Хрущеву: подняв эту тему, он взял на себя огромную личную и политическую ответственность. По его инициативе и под его личным контролем был ликвидирован ГУЛАГ. Вместе с тем, следует иметь в виду, что в докладе не было сделано попытки разобраться в причинах, породивших культ личности. Доклад о культе личности Сталина прозвучал на закрытом заседании съезда[68]. Официальные пределы критики культа личности Сталина с целью недопущения распространения критики на партию и социалистический строй в целом были установлены в постановлении ЦК КПСС «О культе личности и его последствиях».
Политика осуждения культа личности и необоснованных репрессий вызвала глубокие изменения в общественном сознании, способствовало оживлению общественной жизни. «Покидают Россию страхи…» писал поэт. Курс на демократизацию предусматривал разграничение деятельности партийных и государственных органов. Партия получала возможность сосредоточиться на выработке стратегических программ развития страны. Активизировалась деятельность различных общественных и общественно-политических объединений. Была проведена реформа в области судопроизводства, принято положение о прокурорском надзоре. Расширялись права союзных республик в области законотворчества.
В 1957 г. в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Впервые в СССР свободно приехали тысячи молодых людей из разных стран.
Оживилась художественная жизнь. Возникли новые литературно-художественные журналы, возобновилось издание журнала «Иностранная литература», открылся новый театр «Современник» под руководством О.Ефремова. Был снят запрет на публикацию стихов А.Ахматовой, С.Есенина, М.Цветаевой, исполнение произведений Д.Шостаковича, С.Прокофьева, А.Хачатуряна и др. Огромную роль в осмыслении пройденного страной пути, трагедии сталинизма сыграл журнал «Новый мир», который под руководством А.Твардовского стал центром притяжения мыслящей части общества. Невиданное впечатление на общество произвела повесть А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Вместе с тем, в управлении культурой сохранялись ограничительные тенденции. Публичному осуждению подвергся роман В.Дудинцева «Не хлебом единым», открывший тему репрессий в советской литературе. Из Союза писателей СССР был исключен Б.Пастернак за роман «Доктор Живаго», удостоенный Нобелевской премии в области литературы (1958 г.).
Непоследовательной была проводимая политика десталинизации и демократизации. Реабилитации не подлежали участники реальных и мнимых оппозиций, раскулаченные в период сплошной коллективизации. В 1957 г. были сняты необоснованные обвинения с депортированных народов и восстановлены Калмыцкая, Чечено - Ингушская, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская АССР. Однако не были восстановлены автономии немцев Поволжья, крымских татар.
Начались гонения на церковь. Граждан, которые были уличены в обращении в храм, увольняли с работы или из учебных заведений.
Деятельность Н.Хрущева вызвала недовольство части партийно-государственных деятелей. В 1957 г. В.Молотов, Л.Каганович, Г.Маленков на пленуме ЦК выступили против Хрущева и проводимой им линии. Но значительная часть партийных и советских лидеров страны в тот момент поддержала Хрущева. В последующие годы, Н.Хрущев сосредоточил в своих руках огромную власть, стал складываться культ личности самого Хрущева.
Под руководством Хрущева был подготовлен проект новой программы КПСС. Утвержденная в 1961 г. программа определила задачи построения коммунизма. Обращалось внимание на скорейшее решение социальных вопросов. Это вызвало массовый трудовой подъем. Но ухудшение экономической ситуации в стране вследствие непродуманности и непоследовательности проводимых преобразований привели к росту оппозиционных настроений в обществе в 1962 г. В 1962 г. рабочие одного из крупнейших заводов Новочеркасска объявили забастовку. Против рабочих было применено оружие.
3. Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис.«Оттепель» затронула и сферу международных отношений. Внешнеполитическая деятельность СССР активизировалась. В противовес НАТО и другим военно-политическим союзам капиталистических стран в 1955 г. был создан военно-политический союз социалистических стран Европы – Организация Варшавского Договора. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи подписали все социалистические страны Европы, кроме Югославии.
Вместе с тем, руководство страны стремилось к отказу от жесткой конфронтации в межгосударственных отношениях, уделяло первостепенное внимание борьбе за мир и разоружение.
СССР выступил с рядом мирных инициатив, призвал прекратить гонку вооружений. Подкрепляя новый курс во внешней политике, СССР в одностороннем порядке сократил численность вооруженных сил более чем на 1 млн. человек. В 1958 г. Советский Союз прекратил испытания термоядерного оружия. Между СССР, США и Великобританией начались переговоры о запрещении ядерных испытаний. Их результатом стало подписание в 1963 г. договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах: в атмосфере, в космосе и под водой. Позже к договору присоединились около 100 государств.
Стремясь к расширению взаимоотношений СССР с другими странами мира СССР восстановил дипломатические отношения с Австрией, Федеративной Республикой Германией, Японией. В 1959 г. советская делегация во главе с Н. Хрущевым посетила США по приглашению президента Д.Эйзенхауэра. Но намеченный ответный визит американского президента был сорван в связи с нарушением советского воздушного пространства американским самолетом-разведчиком и последующим шумным процессом по этому делу.
Улучшение советско-югославских отношений обозначила двусторонняя декларация о сотрудничестве в области экономики, науки и культуры. Большое внимание уделялось налаживанию тесного сотрудничества с развивающимися странами (освободившимися от колониальной зависимости), особенно с Индией и Индонезией.
Активно развивалось сотрудничество социалистических стран в области внешней торговли, научно-технической политики и культуры. СССР оказывал значительную помощь в строительстве промышленных объектов на территории стран социалистического содружества. Однако, в отношении СССР к «братским» странам прослеживалось стремление к диктату. Провозглашая многовариантность путей построения социализма, советское руководство стало активно вмешиваться во внутренние дела социалистических стран. Критиковалась югославская модель социализма с широким развитием самоуправления и рыночных отношений. В 1956 г. в Венгрии произошло антисоветское, антисоциалистическое восстание, которое было подавлено силами ОВД.
Курс на десталинизацию привел к ухудшению отношений с Китаем и Албанией. Вновь ухудшились отношения с Югославией.
В 1962 г. мир оказался на пороге новой мировой войны. После победы кубинской революции СССР и Куба подписали коммюнике об оказании Кубе помощи, в т.ч. вооружениями. На Кубе были размещены советские ракеты среднего радиуса действия. В октябре 1962 г. американская разведка обнаружила ракеты. Реакция США была бурной: президент Д.Кеннеди распорядился установить карантин вокруг Кубы и привести Вооруженные силы США в полную боевую готовность. В боевую готовность были приведены также вооруженные силы НАТО и ОВД. Руководство СССР поначалу отрицало факт наличия ракет на Кубе. В ответ США развернули в ООН фотовыставку, подтверждавшую данные разведки. СССР был вынужден признать наличие ракет и их наступательный характер. Осознав всю серьезность ситуации, возможных последствий – ядерной войны – политики нашли возможность политическими средствами урегулировать конфликт. СССР согласился демонтировать и вывезти ракеты, США гарантировали безопасность Кубы.