Документ

Из постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»: Стали появляться произведения, культивирующие несвойственный советским людям дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада. Стали публиковаться произведения, проникнутые тоской, пессимизмом и разочарованием в жизни…

Руководящие работники журналов… забыли то положение ленинизма, что наши журналы … не могут быть аполитичными. … поэтому всякая проповедь безыдейности, аполитичности, искусства для искусства чужда советской литературе, вредна для интересов советского народа и государства и не должна иметь место в наших журналах».

 

Одностороннюю, неоправданно резкую оценку творчества группы талантливых драматургов и композиторов, деятелей театра и кино содержали постановления «О репертуаре драматических театров», «О кинофильме «Большая жизнь»», «Об опере В. Мурадели «Великая дружба».

В конце 1940-х годов развернулась борьба против космополитизма.[64] Космополитом мог быть объявлен любой человек, интересующийся западной литературой, музыкой, живописью. Жертвами этой «борьбы» стали режиссер С.Михоэлс, поэт П. Маркиш и др.

Пострадали многие направления естественно - научных исследований. Были свернуты исследования в области генетики[65] и кибернетики, вследствие чего эти отрасли в России до сих пор не смогли преодолеть отставание от Запада. Начались нападки на теорию относительности, квантовую теорию. Вместе с тем, несмотря на доносы, гонения не коснулись тех ученых, которые работали над атомным проектом.

Фактическое усиление репрессивной роли государства в послевоенные годы переплеталось с формальным курсом на демократизацию. Чрезвычайное положение в стране было прекращено, возобновилось проведение съездов и конференций партии, различных общественных организаций. Были проведены выборы в Советы всех уровней.

Изменилось отношение властей к религии, был приостановлен процесс сноса и закрытия церквей. В 1948 г. было торжественно отмечено 500-летие ее независимого от византийского патриархата существования.

3. Международная обстановка и внешнеполитическая деятельность СССР после войны. Противостояние двух политических систем.В первые послевоенные годы СССР рассчитывал на продолжение экономического сотрудничества с западными союзниками по антигитлеровской коалиции. Предстояло создать новый политический имидж СССР, который должен был предстать перед Западом как миролюбивое, цивилизованное государство, надежный партнер и участник мирового сообщества.

Влияние СССР на международной арене существенно возросло. Если до войны СССР имел дипломатические отношения с 26 странами, то после войны – с 52 странами. СССР способствовал утверждению просоветских сил в руководстве Болгарии, Албании, Чехословакии, Румынии, восточной Германии, Польше, Венгрии, Югославии. В этих странах были проведены преобразования, аналогичные социалистическим преобразованиям в Советской России – аграрная реформа, национализация крупной промышленности, банков и транспорта. Для координации действий коммунистических партий восточноевропейских стран в 1947 г. было создано Коммунистическое Информбюро. СССР и страны Восточной Европы заключили договоры о дружбе и взаимной помощи. Подобные договоры СССР заключил с Корейской народно-демократической республикой и Китайской народной республикой.

Однако, окончание войны ознаменовалось распадом антигитлеровской коалиции и началом конфронтации вчерашних союзников. Превращение СССР в сверхдержаву вызвало серьезную обеспокоенность руководителей западных держав. Внешнеполитический курс обеих сторон – социалистической и империалистической - в отношении друг друга во второй половине 40-начале 90-х годов получил название «холодной войны».

Принято считать, что начало «холодной войне» положила речь У. Черчилля в марте 1946 г. в Фултоне. Заявив, что военные победы СССР выдвинули его в число руководящих стран мира, он призвал к созданию коалиции англоязычных стран в противовес СССР. В 1947 г. это предложение нашло воплощение в плане конкретных действий, предложенном президентом США Г.Трумэном.

Стратегическими задачами доктрины Трумэна являлись, как минимум, недопущение дальнейшего распространения влияния СССР, максимум – возвращение СССР в прежние границы. Для решения этих задач предусматривалось оказание широкомасштабной экономической помощи странам, пострадавшим от войны (план Дж. Маршалла), создание военно-политического союза англоязычных стран, размещение военных баз по периметру границы СССР, поддержка антисоциалистических сил внутри стран социалистического лагеря. Допускалось вооруженное вмешательство во внутренние дела других стран в случае необходимости.

Разработанная госсекретарем США Дж. Маршаллом программа предусматривала оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы второй мировой войны. Ни СССР, ни другие социалистические страны эту помощь не получали. СССР на льготных условиях поставлял зерно, удобрения, сырье для промышленности в страны Восточной Европы. Для расширения экономического сотрудничества и торговли в 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) социалистических стран (Югославия в СЭВ не вошла).

«Холодная война» нашла выражение в образовании политических и военно-политических союзов. В 1949 г. был создан Североатлантический союз (НАТО). В него вошли США, Канада и несколько стран Западной Европы. В 1951 г. был заключен военно-политический Союз США, Австралии и Новой Зеландии[66].

СССР активно использовал трибуну ООН для пропаганды мирных инициатив – предложения о сокращении обычных видов вооружения и запрещении атомного оружия, о выводе иностранных войск с территорий чужих государств. В одностороннем порядке СССР вывел свои войска с территорий нескольких государств, куда они были введены в военные годы.

Вместе с тем, стремясь к усилению позиций социалистических сил в Азии, советское руководство оказало помощь Северной Корее в войне за объединение обоих корейских государств (1950-1953 гг.). Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных переговоров, но и по сей день страна остается разделенной на два самостоятельных государства.

Стоит сказать и о том, что отношения социалистических стран так же складывались не всегда гладко. Советское руководство оказывало давление на руководителей стран Восточной Европы, пытаясь навязать им советскую модель социализма, чрезмерно опекало их деятельность. В свою очередь, руководители Польши и Чехословакии считали, что советский путь не является единственным для построения социализма. Отказ югославского руководства слепо следовать рекомендациям СССР привел к разрыву дипломатических отношений СССР и Югославии в 1949 г.

Итоги внешнеполитической деятельности СССР в послевоенные годы были противоречивы. Влияние СССР на международной арене заметно возросло. Однако убеждение в неизбежности новой войны между двумя мировыми системами – империализма и социализма – постоянно продуцировало конфронтацию Востока и Запада.