Основные направления торгово-промышленной и аграрной политики самодержавия в конце 19-начале 20 вв. Реформы С.Ю. Витте.

Особенности развития капитализма в России в пореформенный период.

Кризис и разложение феодально-крепостнического строя. Отмена крепостного права.

Социально-экономическое и политическое развитие России в 19 веке.

 

2. Буржуазные реформы 1860-1870-х годов: сущность и значение. Контрреформы 1880-1890-х годов.

 

1. Кризис и разложение феодально-крепостнического строя. Отмена крепостного права.В 19 век Россия вступила феодально-крепостническим абсолютистским государством. Территория ее была огромна – уже тогда Россия занимала одну шестую часть суши – и продолжала прирастать. В первой половине 19 века в состав Российской империи вошли Финляндия, Польша, часть Средней Азии, завершилось присоединение Закавказья, во второй половине – завершилось присоединение Кавказа и Средней Азии.

Территория Российской империи делилась на губернии и области, а те, в свою очередь, на уезды. Особый статус имели Великое княжество Финляндское и Царство Польское.

Во главе государства стоял император. В его руках была сосредоточена вся полнота власти в стране.

Общество официально делилось на сословия. Дворянство, духовенство и купечество являлись привилегированными сословиями. Дворяне, составлявшие 1% населения, являлись главными собственниками земли в стране – в 1858 г. в их владении находилось свыше 32% всех земельных угодий в Европейской России. Однако большинство дворян - 70% - относилось к числу мелкопоместных. Крупнопоместные дворяне составляли около 3%. Десятками тысяч крепостных владели Шереметевы, Юсуповы, Гагарины, Воронцовы и др.

Крестьянство было самым многочисленным – 90% населения - и самым бесправным сословием. Крестьяне делились на несколько категорий: помещичьи, государственные и удельные. В крепостной зависимости от феодалов (т.е. и экономически, и лично зависели от помещиков) находилось 40% крестьян[1]. Крепостное право приобретало все более уродливые формы и все более походило на рабство. Крепостных могли продавать и проигрывать в карты, дарить и обменивать на собак.

Несмотря на обширную территорию, Россия оставалась сравнительно отсталой страной. Основной отраслью экономики оставалось сельское хозяйство. Принудительный труд крепостных был малоэффективен, поэтому большинство помещичьих имений (в середине 19 века- 65% имений) были заложены и перезаложены.

Стремясь увеличить доходность своих имений, помещики усиливали эксплуатацию крестьян - увеличивали число дней на барщине, повышали оброк. Усиление эксплуатации крестьян сопровождалось ростом антикрепостнического движения. Число крестьянских волнений в среднем в год выросло с 26 в первой четверти 19 века до 43 во второй четверти и до 101 в 1850-е годы. Это свидетельствовало о кризисе феодализма.

Свидетельством разложения феодализма являлся и рост отходничества крестьян. Так, в середине 19 века в промышленно развитых губерниях страны отходничеством были заняты 35-50% взрослого мужского населения.

Промышленность была развита слабо и сосредотачивалась лишь в нескольких районах: Уральском, Центрально - Промышленном (Московском), Северо-Западном (Петербургско - Прибалтийском) и Южном (Харьковском). Особенностью России являлись посессионные и приписные мануфактуры, на которых использовался принудительный труд крестьян. Крепостное право являлось причиной отсутствия рынка свободной рабочей силы.

Тем не менее, в первой половине 19 века число мануфактур, основанных на вольнонаемном труде, неуклонно росло. На мануфактуры и фабрики нанимались неимущие горожане, государственные крестьяне и крепостные-отходники. К 1860 г. 80% рабочих составляли вольнонаемные.

В 1830-1840-е годы в России начался промышленный переворот – вытеснение ручного труда машинным.

В социально-экономической истории России первая половина 19 века – это период разложения феодально-крепостнического строя. В обществе росло понимание губительности сохранения крепостного права. За отмену крепостного права выступали радикалы-декабристы и либералы – западники и славянофилы.

Со всей очевидностью отсталость России проявилась в годы Крымской войны (1853-1856 гг.). Россия проиграла эту войну, имея парусный флот против парового у Англии и Франции, гладкоствольное оружие против нарезного у противника, не имея развитых дорог, чтобы вовремя подвозить необходимые боеприпасы и вооружения к местам боевых действий. Все это было следствием экономической отсталости России. «Севастополь ударил по застоявшимся умам» (В.Ключевский).

Поражение России в Крымской войне стало одной из главных предпосылок отмены крепостного права. О необходимости этого шага Александр II заявил в 1856 г. Выступая перед московским дворянством, он произнес решающую фразу: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться, пока оно само собой начнет отменяться снизу».

В 1857 г. для подготовки реформы был создан Секретный комитет. В последующем подготовка реформы перестала быть тайной, но велась она дворянами, потому и содержание реформы отвечала, прежде всего, интересам дворянства.

19 февраля 1861 года Александр II подписал «Манифест об отмене крепостного права». Крестьяне получили личную свободу и ряд общегражданских прав: право перехода в сословия мещан и купцов, право выступать как юридическое лицо, заключать сделки и т. д. Свобода предоставлялась крестьянам бесплатно, «даровалась».

Казалось бы, сбылась многовековая мечта крестьян. Однако, факт: число крестьянских выступлений в 1861 г. превысило число крестьянских волнений в предыдущие годы. Крестьяне считали себя обманутыми. Почему?

Вся земля, включая крестьянскую надельную, была признана собственностью помещика. Чтобы закрепить за собой надел, крестьянин должен был выкупить его у помещика. При этом сумма выкупа в полтора раза превышала рыночную стоимость земли (таким образом, помещики рассчитывали компенсировать утрату бесплатной рабочей силы).

При определении норм надела учитывались местные природные и экономические особенности. Вся территория страны была условно поделена на три зоны: степную, черноземную и нечерноземную. Для каждой зоны устанавливались минимальный и максимальный размеры надела, который крестьяне могли выкупить. Минимальный – меньше этого помещики не должны были предлагать крестьянам, максимальный – больше этого крестьяне не должны были требовать у помещиков. В установленных min и max рамках помещик и крестьянин должны были договориться о размере выкупаемого надела. Если размер выкупаемого надела был больше максимального, полагавшегося по реформе, излишек изымали - «отрезки», если же крестьянину полагалось земли больше, чем он обрабатывал до реформы, земли ему прибавляли – «прирезки». Однако в целом по стране крестьяне получили земли на 20% меньше, чем они обрабатывали до реформы, что стало предпосылкой обезземеливания и обнищания крестьянства.

До заключения выкупной сделки крестьяне считались временнообязанными и несли те же феодальные повинности в пользу помещика, что и до реформы. Закон о ликвидации временнообязанного состояния крестьян был издан в 1881 г.

Государство предоставило крестьянам ссуду, выплатив помещикам 80% суммы выкупа. Крестьяне должны были вернуть эту ссуду государству в течение 49 лет. Таким образом, отмена крепостного права стала не единовременным актом, а процессом, растянувшимся на десятилетия.

Результатом отмены крепостного права стало утверждение в России капитализма. Несмотря на сохранение таких традиционных структур как помещичье землевладение, общинное землепользование, реформа 1861 года сняла ограничения на буржуазном пути развития страны. Сбор хлеба во второй половине 19 в. вырос в 2 раза, экспорт хлеба – более чем в 5 раз.

2. Буржуазные реформы 1860-1870-х годов. Контрреформы 1880-1890-х годов.Логическим продолжением реформы 1861 г. стали либеральные реформы[2] 1860-1870-х годов: земская, судебная, городская, военная, школьная и университетская…

В 1864 году была проведена земская реформа. В уездах[3] и губерниях создавались органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы). Деятельность их ограничивалась хозяйственными вопросами местного значения. В ведении земств находились устройство и содержание дорог, школ, больниц, богаделен, попечение о местной торговле и промышленности, строительство церквей, содержание тюрем.

В 1870 г. органы местного самоуправления были созданы в 509 городах страны. Городские думы, также как земства, были лишены политических функций и занимались решением хозяйственных задач. Буржуазный характер земской и городской реформ определялся выборностью и всесословностью органов местного самоуправления, хотя преобладали в них все же представители дворянства и буржуазии.

Самой последовательной по своему буржуазному значению стала судебная реформы 1864 года. Старый сословный суд был отменен, вместо него вводились две единые судебные инстанции – окружные суды и судебные палаты. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. В судах вводился принцип состязательности сторон, несменяемости судей и их независимости от администрации, судебные заседания становились гласными и открытыми. Большое значение имело введение института присяжных заседателей – представителей общества, призванных вынести вердикт о виновности или невиновности подсудимого.

В ходе финансовых реформ был учрежден Государственный банк, откупная система заменялась акцизной, единственным ответственным распорядителем всех средств казны стал министр финансов.

В 1863 г. был учрежден университетский устав, возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы.

Школьная реформа (1864 г.) предусматривала расширение сети школ и упростила доступ к среднему образованию для всех сословий и вероисповеданий. Наряду с государственными школами, возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы.

В результате реформы печати (1865 г.) была отменена предварительная цензура для столичных изданий: центральных периодических изданий и книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества.

В результате реформы печати (1865 г.) была отменена предварительная цензура для столичных изданий: центральных периодических изданий и книг Рекрутская система набора в армию была отменена, вводилась всеобщая воинская повинность для юношей, достигших 20-летнего возраста, без различия сословий. Телесные наказания в армии отменялись. Срок службы был сокращен до 6 лет в пехоте и 7 лет на флоте. Еще значительнее сокращался срок службы для лиц с образованием.

Либеральные реформы 60-70-х годов 19 века приблизили Россию к образцам передовых европейских стран. Они открывали путь к созданию гражданского общества, были нацелены на развитие национального самосознания народа, воспитание в нем чувства достоинства.

Вместе с тем, в стране сохранялись такие феодальные пережитки, как абсолютная монархия, деление общества на сословия и их неравноправие. Ограниченность, узость большинства реформ объяснялась тем, что инициатором реформ, в силу слабости буржуазии и политической инертности народных масс, выступали некоторые высшие государственные чиновники.

Конец 1870 – начало 1880-х годов ознаменовались подъемом общественного движения, обусловленным непоследовательностью и половинчатостью реформ. В начале марта 1881 г. царь-освободитель Александр II был убит членами революционной организации «Народная воля». На престол вступил Александр III, не разделявший либеральных взглядов своего отца. Во внутренней политике усилились реакционные тенденции, нашедшие выражение в серии контрреформ – мероприятий, направленных на ограничение действия либеральных реформ Александра II.

В апреле 1881 г. был опубликован манифест «О незыблемости самодержавия», а в августе правительство получило право введения чрезвычайного положения в любой местности. Местная администрация получила право закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум.

Новые «Временные правила о печати» (1882 г.) значительно ужесточили цензуру и привели к закрытию целого ряда либеральных изданий.

В 1884 г. был принят новый университетский устав, фактически ликвидировавший автономию университетов. Плата за обучение в вузах повышалась, был усилен полицейский надзор за студентами, свертывалась система высшего женского образования.

В сфере начального образования усиленно внедрялись церковные школы. В 1887 г. был издан так называемый «циркуляр о кухаркиных детях», запретивший прием в гимназии детей из низших сословий.

В 1889 г. сельская крестьянская администрация была подчинена земским начальникам. Они назначались министерством внутренних дел из числа местных потомственных дворян и полностью контролировали жизнь русской деревни. Эта мера означала ограничение крестьянского самоуправления и мировых судов. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1890 г. во многом ограничило функции земств и усилило в них позиции дворян. «Городовое положение» 1892 г. значительно урезало принципы выборности и всесословности земств.

Характеризуя внутреннюю политику правительства Александра III, следует отметить, что пакет контрреформ не был реализован полностью. Не удалось уничтожить местное самоуправление, сохранилась система судопроизводства. Были сокращены выкупные платежи крестьян и прекращено временнообязанное состояние крестьян. Реакция оказалась бессильной повернуть вспять исторический процесс.

3. Особенности развития капитализма в России в пореформенный период.С 1861 года капитализм в России начал утверждаться как господствующая общественно-экономическая система. Развитие капитализма в России имело особенности, обусловленные сжатыми сроками развития капитализма и сохранением феодальных пережитков, а также решающим воздействием государства на развитие экономики.

В пореформенный период крупная машинная индустрия (фабрично-заводское производство) сосуществовала с мелкотоварным и мануфактурным производством.

Промышленное производство росло бурными темпами. Объем промышленного производства за 40 пореформенных лет в России увеличился в 7 раз, в то время как в Германии в 5 раз, во Франции в 2,5 раза, в Англии в 2 раза. Предпосылками столь быстрого роста стали завершение промышленного переворота в 80-е годы 19 века и широкое железнодорожное строительство. Протяженность железных дорог с 1860 г. по 1900 г. увеличилась более чем в 16 раз. Были построены Закаспийская и Закавказская железные дороги, началось строительство Транссибирской магистрали.

Однако развитие промышленного производства отличалось неравномерностью по регионам и отраслям. К старым промышленным районам (Уральскому, Петербуржско-Прибалтийскому, Центральному) добавились новые – Бакинский нефтедобывающий и Донбасс. Ведущую роль играла легкая промышленность, особенно текстильная и пищевая. Текстильная промышленность по абсолютным размерам производства оставалась на первом месте, но темпы ее роста уступали темпам роста тяжелой индустрии.

Отличительной особенностью российской промышленности являлась высокая степень концентрации производства и капитала. С 1866 г. по 1890 г. число крупных предприятий с 1000 и более рабочих удвоилось, а число работающих на них утроилось. В конце 19 века на предприятиях с 500-ми и боле рабочих было занято более половины рабочих (в США треть рабочих).

Высокий удельный вес в промышленности страны занимал иностранный капитал. Особенно большую роль играл французский капитал, а также английский, бельгийский и др. В ряде отраслей – горнодобывающей, металлообрабатывающей, машиностроительной – иностранный капитал занимал господствующее положение.

Российский капитализм изначально формировался как государственный. Государство активно вмешивалось в промышленную сферу путем кредитов, ссуд, государственных заказов.

Обширная территория создавала возможность развития капитализма вширь, путем освоения новых территорий.

Сохранение феодальных пережитков особенно значительно сказывалось на развитии сельского хозяйства, потому Россия являла собой в этот период контраст между передовой капиталистической промышленностью и отсталой деревней.

Несмотря на высокие темпы развития, Россия не смогла догнать развитые страны. Так, в 1895 г. в России на душу населения добывалось угля в 2, 5 раза меньше, чем в Германии; в 3 раза меньше, чем в США; в 5 раз меньше, чем в Англии. Отсутствие экономически сильного класса буржуазии и архаичность сельского хозяйства мешали России сравняться с ведущими промышленными державами.

4. Основные направления торгово-промышленной и аграрной политики самодержавия в конце 19-начале 20 вв. Реформы С.Ю. Витте и П.А.Столыпина.Вступив в 1894 г. на престол, Николай II объявил о незыблемости самодержавия, выступил против любых изменений в политической системе, могущих хоть немного поколебать самодержавие. Но это заявление не исключало экономических реформ, которые были призваны укрепить монархию. Проведение экономических реформ связано с именами С. Витте и П.Столыпина.

Сергей Юльевич Витте - министр финансов с 1892 г. по 1903 г. Он был убежден, что добиться ускоренного промышленного развития в условиях России можно только с помощью государства, располагающего огромной экономической и политической властью. Государственный банк и Министерство финансов строго контролировали деятельность коммерческих банков и различных акционерных компаний.

Большое значение Витте придавал привлечению иностранных инвестиций в Россию.

Важным средством и условием развития страны Витте считал освоение имеющихся и расширение рынков сбыта российских промышленных товаров. По его мнению, Россия могла завоевать достаточно прочные позиции на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке. Поэтому правительство выделяло значительные средства на строительство железных дорог, особенно Транссибирской железнодорожной магистрали.

Важным средством привлечения капитала стало введение винной монополии в 1895 г. Продажа вино - водочных изделий и спирта стала прерогативой[4] государства.

Как один из важнейших источников пополнения казны, Витте использовал косвенное налогообложение[5]. Доходы казны от косвенного налогообложения с 1892 по 1901 г. увеличились на 50%.

Эта реформа стабилизации рубля, укреплению кредита, притоку иностранных капиталов способствовала денежная реформа 1895 – 1897 гг., в результате которой в стране вводилось золотое денежное обращение (золотой рубль).

Осознавая отсталость деревни, Витте выступил с инициативой проведения аграрной реформы. Он предлагал уравнять крестьян в правах с другими сословиями, разрушить крестьянскую общину. Однако эти предложения Витте правительство отвергло как несвоевременные.

Обратиться к решению аграрного вопроса заставила революция 1905-1907 гг. Размах крестьянского движения заставил правительство отменить выкупные платежи. Но этого было недостаточно, крестьяне требовали земли. Проведение аграрной реформы связано с именем Петра Аркадьевича Столыпина – выдающегося государственного деятеля, министра внутренних дел и председателя правительства. Ведя беспощадную борьбу с революционным движением, Столыпин признавал необходимость проведения реформ. Его девизом было: «Сначала успокоение, потом реформы». Он планировал реформировать местное управление, ввести всеобщее начальное образование, наладить государственное страхование рабочих. Однако, единственной реформой, которую ему более или менее последовательно удалось провести в жизнь, была аграрная.

Столыпин стремился создать в деревне мощный слой зажиточного крестьянства, которое, по его мнению, должно было бы стать новой надежной опорой государственной власти и ускорить буржуазную эволюцию деревни.

В основу аграрной реформы было положено разрушение крестьянской общины. Крестьянская община была организационным и хозяйственным объединением крестьян в их пользовании общим выгоном, лесом, водопоем; союзом в отношениях с властью, своего рода социальным организмом, дававшим его жителям небольшие житейские гарантии. Вместе с тем, общинное землепользование задерживало естественный процесс расслоения крестьянства, мешало становлению класса мелких крестьянских собственников.

Неотчуждаемость надельных земель делала невозможным получение ссуд под залог, а чересполосица и периодические переделы земли препятствовали более интенсивному методу ее использования. Поэтому разрушение общины, предоставление права выхода из общины было давно назревшей экономической необходимостью.

Начало этому процессу положил указ от 9 ноября 1906 г., разрешавший крестьянам выход из общины. Законы 14 июня 1910 г., 29 мая 1911 г. значительно облегчили выход, сделали его обязательным.

Выходя из общины, каждый крестьянин мог требовать объединения надельных участков в единый отруб или выселиться на отдельный хутор[6].К 1916 г. из общины выделилось 22% всех крестьянских хозяйств, более половины из них продали свою землю[7]. Реформа ускорила расслоение крестьянства.

Другим направлением реформы была активизация деятельности Крестьянского банка, предоставлявшего крестьянам ссуды на приобретение земли. Эти направления реформы способствовали укреплению сельской буржуазии.

На решение проблем сельской бедноты, ослабление социальной напряженности в деревне было направлено переселение крестьян за Урал, в основном, в Сибирь[8]. Переселенцам давали подъемные, создавали казенные склады сельхозтехники, обеспечивали агрономическую, медицинскую и ветеринарную помощь и консультации. При этом переселенцев отправляли в Сибирь в переполненных товарных вагонах, многие переселенцы попадали в кабалу к старожилам-кулакам. Неудовлетворительная организация переселения и землеустройства привела к тому, что около 16% переселенцев вернулись в родные края, что еще более обострило ситуацию в деревне.

Столыпинская аграрная реформа способствовала подъему экономики, обеспечила устойчивый рост сельского хозяйства, но социальные цели реформы не были достигнуты. Потребность крестьян в земле не была удовлетворена, расширить социальную опору самодержавия в деревне не удалось. Острое малоземелье вынуждало крестьян арендовать землю у помещиков и кулаков за отработку. Социальная напряженность в деревне только усилилась.