Строительство в дореволюционной России

Развитие железобетона в дореволюционной России

 

Вначале распространение железобетона в России шло очень медленно как вследствие слабого развития промышленности, так и недоверия к этому новому виду конструкций со стороны многих инженеров, что являлось следствием отсутствия установленных методов расчета и конструирования.

В 1908 г. были утверждены первые Технические условия для железобетонных сооружений, которые в 1911 г. были заменены новыми Техническими условиями с приложенными к ним Нормами для расчета прочности железобетонных сооружений. Эти первые официальные документы имели существенное значение для развития железобетонного дела в России.

Только с 1912-1913 гг. в строительных институтах была введена самостоятельная дисциплина «Железобетонные конструкции». До этого лишь в некоторых институтах велось преподавание курса железобетонных мостов и их проектирование. Отсутствие учебных пособий и вообще крайняя бедность литературы на русском языке по железобетону затрудняли преподавание этой дисциплины.

 

 

Царская Россия являлась отсталой в экономическом отношении аграрной страной. В 1913 г. она занимала по объему производства промышленной продукции пятое место в мире, по электроэнергии – восьмое, по угледобыче – шестое, по производству чугуна, стали, цемента – пятое, по выпуску продукции машиностроения – четвертое.

По производству на душу населения Россия в современных границах СССР отставала:

– по электроэнергии – от США в 21 раз, Англии в 8 раз, Франции в 4 раза;

– по углю в пересчете на каменный – от США в 30 раз, от Франции в 6 раз;

– по цементу – от США в 14,6 раза, Англии в 6 раз, Франции в 4,3 раза;

– по чугуну – от США в 12,5 раза, Англии в 8,3 раза;

– по стали – от США в 12,5 раза, Англии в 6,3 раза.

Значительным увеличением капитальных вложений в промышленность России характеризуются годы, предшествовавшие первой мировой войне. Так, среднегодовой объем капитальных вложений в 1910-1913 гг. составлял около 500 млн. руб. (в довоенных ценах), однако и он был в несколько раз меньше среднегодового объема капитальных вложений за тот же период в промышленность США.

Со второй половины XIX в. в России усиленно развивалось железнодорожное строительство, а оно, в свою очередь, способствовало развитию промышленности и в первую очередь таких ее отраслей, как черная металлургия, машиностроение и др.

В крупных городах строились преимущественно доходные дома с упрощенным архитектурным оформлением, не имевшие ни центрального отопления, ни канализации. Даже в Москве, Петербурге и Киеве центральным отоплением было оборудовано не более 9% домов. В небольших городах в основном строились малоэтажные дома.

Строительство в дореволюционной России характеризовалось почти полным отсутствием строительных машин, низким уровнем производства строительных материалов, сезонностью выполнения строительных работ и длительными сроками возведения зданий и сооружений.

Крупные подрядчики, получавшие с торгов подряды на выполнение строительных работ от государства или отдельных предпринимателей, сдавали их на подрядных условиях более мелким подрядчикам, которые являлись непосредственными организаторами работ, вели расчеты с рабочими и обогащались за счет их нещадной эксплуатации.

В России постепенно образовались обширные районы, где рабочее население специализировалось на выполнении отдельных видов строительных работ. Это привело к образованию крупных рынков рабочей силы разных строительных специальностей.

К концу XIX столетия лишь в европейской части России имелось не менее 1 млн. рабочих-строителей. Так, переписью 28 января 1897 г. установлено, что рабочих, занятых только работой в строительстве, было 717 тыс. Кроме того, крестьян, занимавшихся строительным делом побочно, было еще 469 тыс. чел. В 1911 г. в России насчитывалось уже свыше 2,5 млн. строительных рабочих.

Наличие больших резервов рабочей силы среди крестьян-отходников, ее дешевизна, сравнительно небольшие объемы работ не создавали необходимых экономических предпосылок для повышения технического уровня строительства.

Подрядчики не были заинтересованы в механизации строительного производства, поэтому коза, носилки, тачки, грабарки, бочки для перемешивания вручную бетонной смеси и раствора и другие примитивные строительные приспособления являлись основными орудиями труда на подавляющем большинстве объектов промышленного и гражданского строительства царской России.

Такие строительные машины, как экскаваторы, краны, бетоносмесительные установки применялись в дореволюционном строительстве лишь в исключительных случаях. При этом строительные машины импортировались из других стран и использовались главным образом для возведения железнодорожных, шоссейных, гидротехнических, портовых и крепостных сооружений. Но даже и на крупнейших по тому времени объектах строительства уровень механизации таких массовых работ, как земляные, в период 1910-1916 гг. не превышал 3%, а бетонных не достигал и 1%.

 

На очень низком уровне механизации находилось и производство строительных материалов, которое базировалось в основном на мелких полукустарных предприятиях сезонного типа, где преобладал тяжелый ручной труд. Металл, строительные материалы и изделия: стекло, краски, мягкая кровля, керамика и др. – в значительных количествах ввозились из-за рубежа.

В 1913 г. было выпущено всего 1,8 млн. т цемента (для примера: ООО «Топкинский цемент» за 2006 год произвел 2 млн. 453 тыс. тонн цемента, причем половина продукции носила марку ПЦ500-Д0. Завод имеет проектную мощность по цементу – 2,7 млн. тонн. Самого большого показателя по производству клинкера он достигал в 1991 году – 2млн. 202 тыс. тонн.).

Основным стеновым материалом в дореволюционный период был кирпич, выпуск которого в 1913 г. составил около 3,36 млрд. шт.

Ограниченное распространение имели стальные конструкции (в 1913 г. около 75 тыс. т). Это были преимущественно конструкции железнодорожных мостов, которые изготовлялись в котельных мастерских Путиловского, Сормовского, Александровского и других крупных заводов. Для строительства промышленных зданий стальные конструкции применялись довольно редко и, как правило, заказы на их изготовление выполнялись за рубежом.

Монолитный железобетон использовался в крайне незначительных масштабах. Конструкции из монолитного железобетона применялись главным образом в портовых, крепостных и искусственных дорожных сооружениях. Все операции по их возведению – устройство опалубки, изготовление и установка арматуры, приготовление и укладка бетонной смеси – выполнялись вручную.

Наиболее распространенными в дореволюционном строительстве были каменные и деревянные конструкции (фермы, арки, деревянные балки, обвязки, а также рубленые стены и детали отделки фасадов). Рабочие-«умельцы» в выполнении резьбы и в изготовлении деревянных конструкций достигли большого мастерства.

В дореволюционной России не существовало строительного и дорожного машиностроения. Только в начале XX в. в Петербурге на Путиловском заводе было начато производство в весьма ограниченных количествах одноковшовых паровых экскаваторов на железнодорожном ходу. В период империалистической войны для оснащения инженерно-строительных воинских частей стали изготовлять в небольшом количестве оборудование для забивки свай, некоторые транспортные средства и дорожные машины.

Управление строительством осуществлялось на основе изданного в 1857 г. Строительного Устава – составной части Свода законов Российской империи, снабженного в период 1878-1879 гг. дополнениями и разъяснениями.

В Строительном Уставе был собран и обобщен опыт строительства в России, установлены формы взаимоотношений между лицами и организациями, ведущими строительство, содержались некоторые технические условия на производство и приемку строительных работ.