Жанр спектакля

 

ЖАНР - УГОЛ ЗРЕНИЯ РЕЖИССЕРА НА ДАННУЮ ПРОБЛЕМУ И ОТНОШЕНИЕ К ПЕРСОНАЖАМ ПЬЕСЫ.

Природа жанра состоит из двух составляющих: качественной и смысловой. К примеру, режиссер определил жанр как «трагический балаган». Здесь первая часть жанрового определения «трагический» будет иметь отношение к смысловой стороне жанра и, следовательно, будет иметь отношение к среде и атмосфере на сцене. Вторая же часть жанрового определения «балаган» относится к качественной стороне жанрового определения и определяет способ существования человека - актера в спектакле. Поэтому при определении жанра будущего спектакля режиссер должен найти его и смысловую, и качественную стороны. Именно поэтому мы обычно говорим: «социальный фарс», «лирический парадокс», «драматическая пародия» и т.д. И если драматурги часто определяют жанры своих пьес нейтрально - «драма», «комедия», «мелодрама», то режиссер должен для себя точно определиться в жанре, т.к. от этого зависит, как уже говорилось, способ существования актеров и, в конечном счете, решение спектакля.

Жанр спектакля должен соответствовать жанру пьесы, созданной драматургом. Искажение жанра приводит к искажению самой действительности, отраженной в пьесе. Строгое соблюдение норм жанра или, как принято говорить, чистота жанра спектакля, - показатель высокой художественной культуры театра.

Жанр рассказа В. Токаревой - жизненная драма, которая чуть не перешла в трагедию.

 


Способ существования

 

Способ существования характеризуется тремя признаками, из которых возникает природа чувств, присущая только этой пьесе.

1-й признак — способ общения со зрительным залом.

Способов огромное количество, столько, сколько существует пьес. Природу общения надо ощущать.

2-ой признак — отбор предлагаемых обстоятельств.

Когда, например, играем Чехова, важно какая погода, воздух, откуда пришел герой и т.д. Это и есть обстоятельства.

3-й признак — отношения к обстоятельствам.

Как, например, я отношусь к потерянному кошельку? При этом важно ощутить способ существования.

Нельзя выполнять того, чего сам не понимаешь, без риска попасть в игру «вообще». Нужен ясный план и линия внутреннего действия. Чтобы создать их, необходимо знать природу, логику и последовательность чувствований.

Способ существования в рассказе – боль, душевное волнение, нервное истерическое и обморочное состояние, перерастающее в твердость духа, в мужество, в могущую силу – жить дальше…