К важнейшей экономической мере относится финансовая реформа

Е. Ф. Канкрина, осуществленная в 1839 – 1841гг. В основу денежного обращения был положен серебряный рубль, установлены протекционистские пошлины на ввоз товаров, организация крупных промышленных выставок, развернулось широкое железнодорожное строительство, создан Мануфактурный Совет, курировавший развитие промышленности, создан Государственный банк (1841).

8)Характерной чертой правления Николая 1 являлось стремление

укрепить и законсервировать количественный состав дворянского сословия.Создавались преграды для выходцев из податных сословий. Так вводились звания потомственных почетных граждан и почетных граждан. Эти категории граждан пользовались некоторыми привилегиями. С 1845 года, чтобы стать потомственным дворянином, надо было дослужиться по гражданской службе до пятого разряда Табеля о рангах, а не восьмого, как это было ранее.

9) В основу просвещения был положен принцип охранительной

идеологии, сформулированный С. Уваровым:«Православие, самодержавие, народность». Т. о. основой незыблемости самодержавия провозглашались традиционализм и консерватизм.

10) Усиление национального гнета привело к восстанию в Польше 1830

году, которое было подавлено фельдмаршалом Паскевичем. Была отменена Конституция 1815 года, а Польша стала неотъемлемой частью Российской империи.

 

2. Общественные движения 30 – 50 годов

После движения декабристов общественная жизнь не была окончательно уничтожена. В 1836г. Петр Яковлевич Чаадаев опубликовал «Философическое письмо», в котором подверг критике правительство, царизм и теорию официальной народности. В письме были противопоставлены Россия и Европа, как производные от двух различных религий – православия и католичества. Европа характеризовалась, как воплощение прогресса, результат деятельности волевых, активных людей, воспитанных католичеством; Россия – символ неподвижности, застоя, результат излишне аскетичного православия, унаследованного от умирающей Византии, все беды России в духовной отстраненности России от Европы. Одновременно он не верил в возможность изменить что-нибудь революционным путем. Власти официально объявили его сумашедшим. Взгляды Чаадаева на место и роль России в мировой истории подверг критике его друг юности А.С.Пушкин..

Отметим огромную плодотворность тех споров о путях развития России, которые были вызваны публикацией письма и ускорили оформление исподволь вызревавших крупных идейных течений в русской общественной мысли.

К середине 19 века общественная мысль разделилась на два основных течения. Речь идет о славянофильстве и западничестве.Наиболее видными идеологами славянофильства были братья Аксаковы и братья Кириевские, А.И. Кошелев, А.С. Хомяков и Ю.Ф. Самарин. Лидерами западничества Т.Н. Грановский, М.А. Бакунин, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин. Левыми западниками, которые впоследствии заняли революционно-демократические позиции, обычно называют В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.П. Огарева.

Общей чертой западничества и славянофильства являлось неприятие существующих в России порядков. Те и другие понимали гибельность крепостного права, цензурного и полицейского произвола.

Но западники считали, что Россия должна идти по тому же пути, что и западная Европа, стать в результате реформ, парламентской. конституционной монархией. Для левых западниковразвитие по европейскому пути должно было привести к утверждению в результате революции социализма.

Славянофильство было по своему содержанию и устремлениям, в целом, охранительно – консервативной идеологией дворянства. В отличие от западников, славянофилы считали европейский путь неприемлемым и гибельным для России. Они верили в особый путь развития России и уповали на самобытность русского народа.

Идеалом славянофилов была допетровская Русь с Земским собором. Русский народ они считали чуждым политике, искренне преданным законному монарху. Из этого они делали вывод о невозможности революции в России. Славянофилы отрицали конституцию, разделение властей и парламентаризм. Царскую власть они представляли неограниченной, но прислушивающейся к народу через свободную печать и Земский собор. Земские соборы оценивались ими как органы сотрудничества между народом и царской властью. Славянофилы резко отрицательно относились к реформам Петра 1, заставившим свернуть Россию с его исконного пути. Соответственно основная задача, стоящая перед Россией – вернуться на исконный путь. Для чего необходимо отменить крепостное право и возродить Земские соборы.