Центральное и местное управление.

Господствующий класс и управление Российским государством в 15 начале 16 века

Процесс централизации Руси ускорил формирование внутренней структуры государства. Для единого государства нужен был новый централизованный аппарат управления. Прежде всего, тенденция к централизации проявилась в возрастающей концентрации власти у московских государей, которые не ориентировались на какую – либо законность, нормы договорного права (на которых основывалась государственная власть в западноевропейских странах). Российские правители рассматривали государство как свою вотчину, которой можно распоряжаться по собственному разумению.

Важнейшим законодательным документом этого периода является Судебник 1497года, принятый при Иване 3. В нем закреплены результаты борьбы с удельной системой и феодальный характер государства. Главой государства является великий князь – «Государь всея Руси».Ниже великого князя стояли удельные князья (братья и племянники великого князя). Иван 3 стремился ослабить уделы. В своем завещании он выделил уделы своим младшим сыновьям, но они были значительно меньше прежних.

Ниже удельных князей стояли служилые князья – прежде самостоятельные государи, перешедшие на службу московскому великому князю. Постепенно из вассалов великого князя они переходили в разряд его подданных с княжеским титулом. Происходило обояривание князей: многие князья входили в Боярскую думу, получали думные чины. Изначально в ней было до 10 человек. Наряду с боярами в думу входили окольничие. В 16 веке появился третий думский чин – думный дворянин. Дворяне составляли основную массу служивых людей. «Дворяне» - от слова двор. В первой половине 15 века так называли слуг «под дворских» - управителей княжеской вотчины. За службу они получали небольшие владения, позднее ставшие поместьями. Поместья, в отличие от вотчины, считались временным держанием, а не собственностью. Хотя фактически поместья наследовались, но не продавались, не покупались и не закладывались в монастырь как вотчинные владения.

Порядок прохождения службы основывался на системе местничества – права на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков, их заслуг пред Московским великим князем.

На феодалов работали крестьяне. Они делились на черносошных, живших на государственных, «черных землях», и частновладельческих. Положение последних было тяжелее, их повинности постепенно росли. Преобладал натуральный оброк, барщина и денежный оброк были развиты слабо. Барскую пашню обрабатывали в основном не крестьяне, а холопы.

15 век не знал прикрепления к земле. Однако впервые в Судебнике 1497года статья 57 ограничивала право перехода крестьян от одного феодала к другому определенным сроком для всей страны: неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября). Ограничения в переходе были и раньше, Судебник лишь устанавливал единую норму для всей страны. За уход крестьянин должен был уплатить «пожилое» - плату за годы, прожитые на старом месте. Ограничение крестьянского перехода было первым шагом к установлению крепостного права в стране. Окончательно это произойдет лишь в 17 веке.

Господствующий класс опирался в своем управлении на центральные и местные органы власти. До середины 16 века существовало только 2 общегосударственных органа – Государева казна и Государев Дворец. Первое ведомство занималось собственно государственным управлением – сбором налогов, судопроизводством, организацией военной службы, сношениями с другими государствами, там находилась печать. Казначея – главу Казны – иностранцы называли канцлером.

Дворец управлял имуществом великого князя, прежде всего - землями.

Отраслевое – приказное – управление складывается лишь к середине 16 века.

Основу местного правления составляла система кормлений.Страна делилась на уезды, уезды на волости. Уездом управлял наместник из Москвы, волостью – волоститель. Они не получали жалованья за свою управленческую деятельность. Сама эта деятельность была лишь дополнением к главному – к праву получать «кормление», т.е. собирать в свою пользу часть налогов и судебные пошлины – «присуд». Кормление давалось в награду за прежнюю службу. Вначале система кормлений способствовала объединению Русского государства. Однако все больше обнаруживала свою ущербность. Управление оказывалось для кормленщиков только обременительным придатком к получению «корма», страдало от неэффективности и сопровождалось злоупотреблениями. Такая система местного управления не соответствовала задачам централизации.

Таким образом, русское государство в 15 начале 16 века было единым, но еще не централизованным. Вместе с тем, великокняжеская власть приобретала все более устойчивую тенденцию превращения в деспотическую власть.