I.3. ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПОМОЩНИКА САНИТАРНОГО ВРАЧА И ПОМОЩНИКА ЭПИДЕМИОЛОГА
РФ следует относить к романо-германской правовой семье с некоторыми атрибутами прежней, социалистической системы.
Содержание работы помощника санитарного врача и помощника эпидемиолога определяется их должностными инструкциями.
В ЦГЭ должности помощников санитарного врача и помощников эпидемиолога занимают санитарные фельдшера, которые выполняют значительную часть работы по осуществлению текущего санитарного надзора, проведению противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Помощник врача-гигиениста по коммунальной гигиенеосуществляет санитарный надзор за определенными объектами (бани, прачечные, душевые, парикмахерские, общежития и др.). Он контролирует выполнение конкретных санитарно-гигиенических требований по содержанию и эксплуатации названных объектов, делает записи об их санитарном состоянии, осуществляет забор проб воды, воздуха, почвы и направляет их в лабораторию, составляет протоколы о санитарном нарушении и сообщает о выявленных нарушениях врачу.
Помощник врача-гигиениста по гигиене трудаследит за санитарным состоянием промышленных предприятий, за соблюдением установленных норм и правил в отношении вентиляции, освещения, запыленности, шума, вибрации, температуры в производственных помещениях. По заданию врача он отбирает пробы воздуха, измеряет шум и вибрацию, определяет уровень освещенности на рабочих местах. Он следит также за своевременной выдачей рабочим спецодежды и наличием и использованием средств индивидуальной защиты, проверяет бытовые помещения для работающих. О всех выявленных нарушениях и недостатках помощник информирует врача и выполняет его распоряжения.
Помощник врача-гигиениста по гигиене питанияведет наблюдение за объектами, где осуществляются производство, транспортировка, хранение и реализация пищевых продуктов (объекты пищевой промышленности, мясокомбинаты, птицефабрики, молокозаводы, предприятия торговли и общественного питания). В его обязанности входят контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований, отбор проб пищевых продуктов и направление их в лабораторию, выявление нарушений санитарного законодательства, составление акта санитарного обследования и протокола о санитарном нарушении. Особое внимание следует уделять прохождению текущих медицинских осмотров всеми работниками пищевых объектов. О всех выявленных нарушениях помощник должен своевременно сообщать врачу.
Помощник врача-гигиениста по гигиене детей и подростковконтролирует выполнение гигиенических требований в детских учебно-воспитательных, оздоровительных, лечебно-профилактических и подростковых учреждениях (детские сады, школы, школы-интернаты, детские поликлиники, детские оздоровительные лагеря, детские санатории, дома ребенка и др.). Он проверяет соблюдение режима учебы и отдыха, продолжительность учебного дня, условия быта, организацию питания детей и т. д.
Помощник врача-эпидемиологаконтролирует выполнение многих противоэпидемических и профилактических мероприятий. На основании полученных экстренных извещений он под руководством врача-эпидемиолога проводит эпидемиологическое обследование очагов, организует проведение текущей дезинфекции в очаге, выявляет обстоятельства, вызвавшие возникновение заболевания, устанавливает источник инфекции и факторы ее передачи, проводит забор материала для лабораторных исследований, осуществляет наблюдение за эпидемическим очагом. Помощник врача-эпидемиолога систематически контролирует соблюдение противоэпидемического режима в лечебно-профилактических учреждениях, выполнение распоряжений врача-эпидемиолога в детских дошкольных учреждениях. Важнейшим элементом его работы является участие в организации и контроле за своевременностью и качеством проведения профилактических прививок населению, правильностью хранения прививочных препаратов. Большое внимание уделяется также организации и проведению противопаразитарных мероприятий. Под руководством врача помощник разрабатывает материалы об инфекционной заболеваемости населения, рассчитывает показатели, заполняет таблицы, оформляет цифровую часть месячных и годовых отчетов об инфекционных и паразитарных заболеваниях.
Помощник врача, работающий в дезинфекционном отделе, обеспечивает проведение дезинфекции в очаге, в необходимых случаях осуществляет санитарную обработку людей, организует транспортировку инфекционных больных, выполняет дезинсекционные и дератизационные работы.
Важное место помощники врачей отводят работе по гигиеническому обучению и воспитанию населения. Под руководством врачей они ведут делопроизводство и осуществляют все виды санитарно-эпидемиологического учета.
Тема № 1. ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ. ОБЩИЙ ПАТОГЕНЕЗ (2 час)
Цель:Формирование знаний по вопросам общей этиологии и патогенеза.
План лекции:
1. Этиология, определение понятия. Понятие о причинах и условиях развития болезни. Роль причины и условий в развитии болезни.
2. Классификация этиологических факторов. Роль факторов внешней среды и особенностей организма в развитии болезней. Роль наследственности в этиологии.
3. Патогенез, понятие. Причинно-следственные отношения в патогенезе. Первичное повреждение как начальное звено патогенеза. Уровни повреждения. Понятие о «ведущем звене» патогенеза и «порочном круге» в патогенезе.
4. Этиотропный и патогенетический принцип профилактики и терапии болезней.
Тезисы лекции
Этиология (греч aitia – причина, logos-учение) - учение о причинах и условиях болезни
Причина – тот фактор, который вызывает болезнь и придает ей специфические черты
Для причины характерно:
· предшествует развитию болезни
· имеется параллелизм между интенсивностью болезнетворного фактора и тяжестью болезни
· устранение болезнетворного фактора, как правило, приводит к исчезновению признаков болезни и выздоровлению организма
· с помощью предполагаемого фактора можно воспроизвести модель болезни на экспериментальных животных.
Условия – те факторы, которые способствуют или препятствуют возникновению болезни
Патогенез (греч. pathos - болезнь, genesis - развитие) – учение о механизмах развития, течения и исходов болезни.
Патогенез - комплекс взаимосвязанных процессов повреждения и адаптации организма, возникающих при болезни.
Ведущее звено патогенеза – то звено, которое приводит к развертыванию остальных звеньев патогенеза и дает специфические проявления болезни.
Порочный круг в патогенезе (circulus vitiosus) – формирование положительной обратной связи между звеньями патогенеза, когда последующее звено патогенеза усугубляет предыдущее, когда причинно-следственные отношения в патогенезе замыкаются, и следствие усугубляет действие причины.
Этиотропный принцип профилактики и терапии болезней – мероприятия, направленные на устранение причины болезни и повышающие резистентность организма
Патогенетическая терапия – мероприятия, направленные на устранение ведущего и других звеньев патогенеза.
Иллюстративный материал:
1.Электронный вариант мультимедийных лекций (студент получает на кафедре)
2. Курс лекций: Патофизиология в схемах и таблицах: – Алматы: Кітап, 2004. – в библиотеке КазНМУ и электронный вариант на кафедре
Литература:
Основная
1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с. 73-87
2. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 30 -38.
3. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – С. 8-14.
4. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 17-22.
5. Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 22 – 25, 75-80.
Дополнительная
1. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2006, С. 33-37.
2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. - С. 19-21, 23-25.
3. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 1. – С. 37-45.
4. Давыдовский И.В. Проблемы причинности в медицине (этиология). М.: Медгиз. - 1962. -176 с.
5. Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. М.: Медицина, 1986, С.226 - 233.
6. Саркисов Д.С., Пальцев М.А., Хитров Н.К. Общая патология человека. М.: Медицина, 1995. - С.49 - 90.
7. Нурмухамбетов А.Н. Спорные вопросы этиологии (лекция) // Вестник КазГМУ, 1999. - № 5,.с.114 - 117.
Контрольные вопросы (обратная связь)
1. Этиология, определение понятия.
2. Патогенез, определение понятия.
3. Ведущее звено патогенеза.
4. Этиотропный и патогенетический принцип терапии болезней.
Тема № 2. ВОСПАЛЕНИЕ (2 час)
Цель: Формирование знаний по патофизиологии воспаления
Проблема: нарушение адекватного развития воспаления как основа для формирования синдрома системных воспалительных реакций (ССВР) и полиорганной недостаточности (СПОН)
План лекции:
1. Воспаление, определение, этиология.
2. Альтерация, понятие. Первичная и вторичная альтерация при воспалении.
3. Изменения обмена веществ в очаге воспаления. Физико-химические изменения в очаге воспаления, их патогенез, последствия.
4. Медиаторы воспаления, виды, происхождение, роль в развитии воспаления.
5. Стадии изменения кровотока в очаге воспаления, их патогенез.
6. Экссудация, определение, механизм развития. Виды экссудатов. Состав и свойства гнойного экссудата
7. Эмиграция лейкоцитов, определение, стадии и их патогенез. Фагоцитоз, стадии. Недостаточность фагоцитоза и ее значение при воспалении.
8. Пролиферация, ее механизмы. Стимуляторы и ингибиторы пролиферации.
9. Местные и общие признаки воспаления и их патогенез.
10. Хроническое воспаление, этиология, патогенез, отличия от острого воспаления.
11. Значение воспаления для организма.
12. Общие принципы профилактики и лечения воспалительного процесса.
Тезисы лекции
ВОСПАЛЕНИЕ –(греч. phlogosis, лат. inflamatio) - типовой патологический процесс, включающий альтерацию, экссудацию, пролиферацию.
Причины воспаления – флогогены:
Экзогенные (биологические, механические, физические, химические, социальные)
Эндогенные (кровоизлияния, продукты тканевого распада, токсические метаболиты, отложения солей, иммунные комплексы, активные радикалы)
Компоненты воспаления:
1. Альтерация
2. Сосудистые изменения преимущественно в микроциркуляторном русле с явлениями экссудации и эмиграции лейкоцитов (экссудация)
3. Пролиферация
Альтерация – повреждение-нарушение структуры и функции клеток, межклеточного вещества, нервных окончаний, сосудов.
Первичная альтерация – возникает под действием флогогенного фактора (причины)
Вторичная альтерация – является следствием первичной альтерации и связана с изменением обмена веществ, физико-химическими изменениями, действием медиаторов воспаления.
Нарушение обмена веществ в очаге воспаления
Обмен веществ изменяется количественно и качественно:
· распад углеводов, белков, жиров (повреждение мембран лизосом ® выход и активация лизосомальных гидролаз)
· ¯анаболические процессы
· окисление веществ не доходит до конечных продуктов - СО2
и Н2О (вследствие повреждения мембран митохондрий) ® ¯ дыхательного коэффициента (ДК = выделенный СО2/поглощенный О2)
Физико-химические изменения в очаге воспаления
· Гипер H+иония → ацидоз (вследствие увеличения недоокисленных продуктов обмена)
· Гипер К+ иония вследствие выхода калия из поврежденных клеток
· Гиперосмия вследствие увеличения диссоциации солей ( Na+, Cl-) и выхода внутриклеточных ионов из поврежденных клеток
· Гиперонкия вследствие увеличения количества полипептидов и аминокислот, повышения дисперсности белковых молекул и выхода белков из сосудов в очаг воспаления
Медиаторы воспаления делятся на клеточные и гуморальные
Медиаторы клеточного происхождения
· гистамин (из тучных клеток, базофилов, тромбоцитов)
· серотонин (из тромбоцитов)
· лизосомальные ферменты (из нейтрофилов, макрофагов)
· простагландины (из лейкоцитов эндотелиальных клеток, тромбоцитов)
· лейкотриены (из лейкоцитов)
· факторы, активирующие тромбоциты (из лейкоцитов, эндотелиоцитов)
· активные радикалы кислорода (из лейкоцитов)
· оксид азота (из макрофагов)
· цитокины ИЛ-1, ИЛ-6, ФНО
Медиаторы гуморального происхождения
· Белки системы комплемента
· С3а, С5а, С3в, комплекс С5в-С9
· Кинины (брадикинин, каллидин)
· Факторы свертывающей системы крови и фибринолиза
Медиаторы воспаления вызывают вторичную альтерацию, формируют сосудистые реакции, регулируют пролиферацию, играют важную роль в патогенезе местных и общих признаков воспаления.
Стадии изменения кровотока в очаге воспаления и их патогенез.
1.Кратковременное сужение сосудов – ишемия
2. Артериальная гиперемия
3. Венозная гиперемия.
4. Стаз.
Экссудация - выход белоксодержащей жидкой части крови и форменных элементов в очаг воспаления. Патогенез экссудации:
· повышение проницаемости сосудов
· повышение гидростатического давления в капиллярах и венулах
· повышение осмотического и онкотического давления в очаге воспаления
Вышедшая в очаг воспаления жидкость называется экссудатом
Виды экссудатов:
· Серозный
· Фибринозный
· Геморрагический
· Гнойный
· Гнилостный
· Смешанный
Эмиграция лейкоцитов – выход лейкоцитов в очаг воспаления
Стадии эмиграции:
1. Краевое стояние лейкоцитов у внутренней стенки сосудов и роллинг (качение)
2. Выход лейкоцитов через стенку сосуда
3. Движение лейкоцитов в очаге воспаления
Фагоцитоз – процесс поглощения и разрушения микроорганизмов. Стадии фагоцитоза: приближение, прилипание, погружение, переваривание.
Недостаточность фагоцитоза ®генерализация инфекции
· Наследственная (дефекты адгезии лейкоцитов (ДАЛ-1, ДАЛ-2), дефекты хемотаксиса, дефекты бактерицидной системы фагоцитов)
· Приобретенная (при сахарном диабете, интоксикации солями тяжелых металлов, лучевой болезни, белковом голодании, при длительном лечении стероидными гормонами, в старческом возрасте)
Пролиферация (от лат. рroliferatio – размножение) – размножение клеточных элементов соединительной ткани. Ведущая роль в пролиферации принадлежит макрофагам.
Местные признаки острого воспаления (ЦЕЛЬСА-ГАЛЕНА):
Краснота - rubor вследствие развития артериальной гиперемии
Припухлость - tumor вследствие экссудации и воспалительного инфильтрата
Жар - calor вследствие увеличения притока теплой артериальной крови и повышения интенсивности обмена веществ
Боль - dolor вследствие раздражения нервных окончаний брадикинином, К+, Н+; механического сдавления экссудатом
Нарушение функции - functio laesa вследствие боли, повреждения клеток
Общие признаки воспаления: лихорадка, сонливость, потеря аппетита, боли в мышцах – миалгия, боли в суставах – артралгия, синтез в печени белков острой фазы (С – реактивный белок, сывороточный амилоид А, фибриноген, церуллоплазмин, гаптоглобин, антиферменты - антитрипсин), нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, активация клеток иммунной системы, – результат действия цитокинов – интерлейкинов (ИЛ-1, ИЛ-6); ФНО
Хроническое воспаление
· характеризуется большой длительностью и слабой выраженностью
· начинается с увеличения количества активированных макрофагов
· основными клетками являются макрофаги и лимфоциты.
· преобладает пролиферация
· одновременной присутствие деструкции тканей и выраженной пролиферации
Положительное значение воспаления:
• локализация и отграничение очага воспаления от здоровых тканей
• Фиксация на месте патогенного фактора и его уничтожение
• Удаление продуктов распада и восстановление целостности тканей
• Формирование иммунитета
Отрицательное значение воспаления:
• Повреждение тканей
• Составляет основу болезней (опасны для жизни энцефалит, менингит, абсцесс мозга, миокардит)
Этиотропная терапия воспаления
• Воздействие на причинный фактор:
ü Бактериостатические и бактерицидные препараты
ü Иссечение поврежденных тканей
• Повышение резистентности организма
Патогенетическая терапия воспаления
• Препараты, стабилизирующие мембраны (уменьшение выделения медиаторов, уменьшение вторичной альтерации и сосудистых реакций)
• Антиоксиданты (уменьшение вторичной альтерации)
• Антимедиаторные препараты (уменьшение вторичной альтерации)
• Препараты, улучшающие микроциркуляцию
• Стимуляторы пролиферации
Иллюстративный материал:
1.Электронный вариант мультимедийных лекций (студент получает на кафедре),
2. Курс лекций: Патофизиология в схемах и таблицах: – Алматы: Кітап, 2004. – в библиотеке КазНМУ и электронный вариант на кафедре
Литература:
Основная
1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1 с.442-497
2. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 111-116.
3. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 194-222.
4. Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 265-293.
Дополнительная
5. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – С. 181-200.
6. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2006, С. 222-234.
7. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. - С. 61-79
8. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 1. – С. 184-200.
9. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Общая патофизиология. СПб., 2001. – ЭЛБИ-СПб, С.-297-354
10. Жуйко. Н.В. Особенности реактивности детского организма. Алматы 2006. – С. 44-46.
11. Чернух А.М. Воспаление. М.: Медицина, 1979.-448с.
Контрольные вопросы (обратная связь)
1. Почему воспаление относится к типовым патологическим процессам?
2. Что характеризует воспаление как защитно-компенсаторную реакцию организма на повреждение?
3. В чем вы видите диалектическое единство повреждения и защиты при воспалении?
4. Этиотропный и патогенетический принципы лечения воспаления.
Тема № 3. АЛЛЕРГИЯ (2час)
Цель:Формирование знаний по основным вопросам этиологии и патогенеза аллергических реакций реагинового, цитотоксического, иммунокомплексного и клеточно-опосредованного типов
План лекции:
1. Аллергия, определение. Этиология (причины и условия) аллергии, классификация аллергенов, их характеристика.
2. Классификация аллергических реакций по Куку, Джеллу и Р.Кумбсу.
3. Стадии аллергических реакций (иммунных реакций, патохимических изменений, патофизиологических изменений), их патогенез.
4. Сенсибилизация, виды, патогенез.
5. Особенности патогенеза аллергических реакций I, II, III, IV типов;
а) природа аллергенов, механизмы сенсибилизации;
б) основные медиаторы, их происхождение и биологические эффекты;
6. Гипосенсибилизация, виды, патогенез.
7. Псевдоаллергические реакции, понятие, патогенез.
Тезисы лекции