Хозяйственная реформа 1965 года и ее незавершенность.

На октябрьском 1964 года Пленума ЦК КПСС произошла смена руководства страны. Пленум освободил Н.С.Хрущева от обязанностей

Первого секратаря ЦК партии. Им стал Л.И.Брежнев, главой правительства-А.И.Косыгин.

В середине 60-х годов были проведены хозяйственные реформы. В сентябре 1965 года на Пленуме ЦК партии было принято постановление «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирова-ния и усилении экономического стимулирования промышленного производ-

ства», в соответствии с которым в стране началась новая экономическая реформа.

Для достижения цели, намечанные на сентябрьском Пленуме ЦК КППСС, были поставлены следующие задачи::

-ликвидация совнархозов, восстановление отраслевого принципа управления. Таким образом, были вновь образованы союзно-республикан-ские и общесоюзные министерства по отраслям.

-сокращение числа плановых показателй, утверждаемых государством, т.е. устанавливаемых сверху, главным показателем становился рост объемов реализованной продукциипредприятия. Предусматривалось оценивать итоги хозяйственной деятельности по полученной прибыли (рентабельности производства) и выполнению заданий по поставкам важнейших видов продукции.

- признание пятилетнего плана в качестве основной формы планирования, недопущение изменеий планов без согласования с предприятиями.

- расширение прав предприятий, их хозяйственной самостоятельности, внедрение хозрасчета на предприятиях и в отраслях. Предприятиям предоставлялась хозяйственная самостоятельность , что они должны работать на приципах окупаемости, рентабельности, материальной заитерсованности.

- финансирование промышленного строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а через кредит.

И в Казахстане актино началась хозяйственная реформа.

. Состоявшаяся в октябре 1965 года шестая сессия Верховного Совета КазССР приляла закон «Об изменеии системы органов управления промышленностью и преобразовании некотрых других органов государственного управления

республики». В соответствии с ним были упразднены Казахский совет народного хозяйства и семь совнархозов экономических районов, созданы тринадцать союзно-республиканских министерств и союзно-республиканских управлений по руководству отраслями промышленности.

Прведенные реформы позволили значительно изменить структуру промышленного производства и ускорили становление новых ее отраслей. 1959 -1965 гг. на карте республики появилось двадцать новых городов, вступили в строй 700 крупных промышленных предприятий. Были введены в эксплуатацию такие производственные объекты, как Соколвско-Сарыбайский горно-обогатительный комбинат, Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат, Павлодарский алюминиевый завод, Алма-Атинский хлопчато-бумажный комбинат, Бухтарминская ГЭС, Карагандинская ГРЭС и др.

Хозяйственная реформа затронула и сельское хозяйство. Мартовский Пленум ЦК КПСС 1965 года наметил основные направления реформы в области сельского хозяйства:

- вводились твердые (неизменные) и сравнительно низкие планы заготовок на несколько лет впередь до 1970 года включительно.

- повышение заготовительных цен на зерновые культуры (пшеницу, рожь и др.), увеличение надбавок к действующим закупочным ценам на скот.

- поощрение работников сельского хозяйства за сверхплановую продажу зерна, устанавливалась 50 %-ная надбавка к основной закупочной цене (так называемая «полуторная цена»).

- ограничение количества отчетных показателей, устанавливаемых сверху, провозглашение самостоятельности планирования в пределах государст-венных заданий

- укрепление материально-технической базы сельского хозяйства, активизация использова-ния научных достижений и передовой практики.

В 60-годы вновь возродилась идея об организации системы сельско-хозяйственных звеньев с целью усиления заинтерсованности работников в результатах их труда. Предполагалось перейти от крупных бригад (до 100

человек) к небольшим звеньям. Как в стране, так и в Казахстане нашлись сторонники внедрения новой оплаты труда. Таким человеком оказался Иван Худенко, работавший в одном из целинных районов республики. Вся работа распределялась между небольшими

хозрасчетными звеньями, к котрым предъявлялось одно требование: произвести установленный объем продукции к определеннному сроку, при этом заработная плата выплачивалась без ограничения, по достигнутым результатам. Итоги работы дали ощутимые успехи; производительность труда превысила средний уровень почти в 20 раз, затраты на производство зерна сократились в четыре раза, заработная плата выросла в четыре раза, а прибыль на одного работающего – в семь раз. Расчеты, сделанные И.Худенко, подтверждали, что введение такой системы по всей стране позволит увеличить в несколько раз производства зерна, сократив при этом число занятых в сельском хозяйстве с 35 до 5 человек.

Вначале советская пропаганда широко освещала опыт И.Худенко. Но постепенно стало ясно, что распространение этого почина приведет к коренной реформе не только колхозов и совхозов, но и всей экономикми, где не будет места командной системе.

В конце 60-х-начале 70-х годов позитивный потенциал хозяйственной реформы стал исчерпываться. Проведение экономических реформ при одновременном сохранении директивно-командных методов управления оказались безуспешными. По-прежнему важнейшие задачи социального и экономического развития решались преимущественно экстенсивными методами. Попытки реформ были сорваны и вследствие непоследовательности, господства пресловутого вала.

 

Поводом к началу Февральской революции послужил ряд событий. В Петрограде во второй половине февраля из-за транспортных трудностей ухудшилось снабжение хлебом.

Нехватка хлеба, спекуляция, рост цен все это вызвало недовольство рабочих. 18 февраля началась забастовка в одной из мастерских Путиловского завода, которая была поддержана рабочими других предприятий. Обстановка накалялась с каждым днем. 26 февраля десятки тысяч демонстрантов направились в центр города в уверенности, что солдаты не будут по ним стрелять. Однако этот день стал поистине «кровавым воскресеньем » второй русской революции.

На следующий день, т.е. 27 февраля который стал переломным моментом революции, на сторону восставших стали переходить войска. К вечеру практически весь город оказался

в руках восставших.

 

Следует отметить, что 26 февраля царское правительство приняло решение о роспуске Государственной Думы. Утром следующего дня было принято решение о создании Временного комитета Государственной Думы.

После захвата восставшими Таврического дворца лидеры меньшевистской фракции Государственной Думы провозгласили создание Временного исполнительного комитета

Петроградского Совета рабочих депутатов. Так был создан Петроградский Совет, большинство в котором получили партии меньшевиков и эсеров. Председателем исполкома был избран лидер фракции меньшевиков Госдумы Чхеидзе.

1 марта по предложению большевиков в состав исполкома были введены представители солдат и матросов и Совет стал единым Советом рабочих и солдатских депутатов.

После интенсивных переговоров между исполкомом Совета и Временным комитетом гос.Думы 2 марта было сформировано Временное правительство.

Одним из радикальных шагов Петроградского Совета было издание приказа № 1 по Петроградскому гарнизону. Приказом вводились выборные солдатские комитеты. Шестой пункт приказа, наряду с признанием соблюдения строгой воинской дисциплины провозглашал, что вне службы солдаты в политической и частной жизни пользуются всеми правами граждан, воспрещал грубое обращение с солдатами. Солдаты встретили приказ с огромным воодушевлением, а Петроградский Совет получил в свое распоряжение реальную силу.

В области внутренней политики Временное правительство обещало ввести политические свободы, Созыв Учредительного собрания, заменить полицию народной милицией, но самые важные вопросы - о войне и мире, аграрный и рабочий решались крайне медленно или не решались совсем.

Решение Временного правительства , а именно Нота министра иностранных дел Милюкова о доведении войны до победного конца вызвало взрыв негодования среди солдат, которые с оружием в руках вышли на улицы. Вслед за солдатами вышли на улицы рабочие. Целый ряд руководителей военной организации большевиков склонны были идти с демонстрантами до конца.

4 июля 1917 г. произошли столкновения. Погибли десятки и были ранены сотни людей. Петроград был объявлен на военном положении. Политический кризис продолжался до 7 июля в отставку ушел глава правительства Г.Е Львов и с 8 июля его возглавил А.Ф.Керенский ВЦИК Советов признал за Временным правительством «неограниченные полномочия и неограниченную власть». Это был конец двоевластия.

Эти события стали основой своеобразного феномена политического развития России в 1917 г – двоевластия, когда формально верховная власть принадлежала Временному правительству, а власть фактическая, реальная – Петроградскому Совету.

В последнее время стали тенденции отхода от традиционной трактовки места и роли

Февральской революции 1917 г. в истории нашего Отечества. Причем следует отметить, что в отличие от российских историков, которые уже в конце 1980-х гг. сместили акценты в исследовании событий 1917 г. на Февральскую революцию, как альтернативу Октябрьской, в позициях казахстанских исследователей все еще сохраняется некоторая осторожность. Причина здесь видится в следующем: значение Октябрьской революции рассматривалось в плоскости формирования государственности казахского народа. Несмотря на все трагические последствия социалистической модернизации края, этот исторический факт довлел в оценках значения Октябрьской революции.

 

На рубеже веков национально-освободительное движение казахского народа вступило в новую фазу своего развития, характерной чертой которого был переход от традиционных форм вооруженной борьбы к политическим методам сопротивления колониальной системе царизма.

В рассматриваемый период времени национально-освободительное движение, как и само казахское общество было неоднородным. В связи с проникновением капиталистических отношений, формировавшаяся национальная буржуазия не могла играть ведущую роль в политической жизни. Малочисленный и распыленный по мелким предприятиям казахский пролетариат, не имевший политической организации, также не мог возглавить национально-освободительную борьбу. В этих условиях руководство освободительным движением взяла на себя духовно-интеллектуальная элита, наиболее последовательно выражавшая идею национальной независимости.

Руководителями национально-освободительного движения стали – А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Тынышпаев и мн. др. большинство выпускники высших учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и др. городов. По неполным данным до революции около 120 казахов имели высшее образование и 700 – среднее.

Активизация политической жизни в казахской степи в рассматриваемый период выявила в ней три направления: одна - религиозная, проводимая татарскими и туркестанскими муллами, другая – западная, возглавляемая коренной интеллигенцией и третья - самая слабая, пытавшаяся направить молодых в русло движения русских социалистов. Еще в 1910 г. А.Букейханов писал: «В ближайшем будущем в степи, вероятно, организуются две политические партии. Одно из них может быть названо национально-религиозным… Другое – западное направление… Первое вероятно возьмет за образец мусульманские татарские партии, второе – оппозиционно русские, в частности партию народной свободы».

Первая попытка создать филиал партии «Народная свобода» была предпринята в 1905 г. в г. Уральске. Однако, по признанию А.Букейханова в массе киргизского населения политические партии находились «в зачаточном состоянии», а политические взгляды избирателей были еще «аморфны и не успели вылиться в определенную программу».

Несмотря на то, что кадетская партия России отстаивала демократические свободы, ядром ее политической доктрины была идея государственности, единства Российской империи. О самоопределении малых народов в программе кадетов не было ни слова. При этом даже отрицалось право Финляндии и Польши на отделение от России, не говоря уже о других колониальных народах империи.

Будучи одним из сторонников организации филиала кадетской партии в Казахстане, являясь членом ЦК партии, А.Букейханов осознавал ее политическую сущность. Видимо не случайным было его членство в масонской ложе, главная цель которой заключалась в свержении самодержавия. «Некоторые ее члены рассматривали будущее Российской империи, особенно накануне Февральской революции, в ее федеративном устройстве, по образу Северной Америки, субъектом которой служили штаты, соединенные между собой единой конституцией, но сохранившие при этом все признаки автономии». Данная позиция в большей степени отвечала политическим интересам казахской интеллигенции.

Этим можно объяснить вступление А.Букейханова в масонскую ложу с одновременным его вхождением в партию кадетов. Окончательный разрыв А.Букейханова произошел в декабре 1917 г.. причины которого были изложены в статье «Почему я вышел из кадетской партии»

В марте 1917 г. в Казахстане повсеместно сформировались местные органы Временного правительства – областные, и уездные исполнительные комитеты, отражавшие интересы предпринимателей, купцов, чиновников.

Верной опорой Временного правительства в областях и уездах были казачьи комитеты. Татарские, узбекские и уйгурские купцы и торговцы объединились в «мусульманские» и

«татарские» комитеты.

В Казахстане были образованы и национальные казахские областные и уездные комитеты как третьей силы наравне с органами Временного правительства и местными Советами во главе с национальной интеллигенцией. Эти органы власти имели четкую национальную ориентацию, направленную на создание казахской национальной автономии, решение аграрного вопроса, проблемы образования и религии.

Полностью поддержав Временное правительство, национальная интеллигенция приняла активное участие в деятельности его органов. 7 апреля 1917 г. было опубликовано постановление Временного правительства об организации Туркестанского комитета в составе члена Государственной Думы Н.П. Щепкина, А.Букейханова, М.Тынышпаева и др. Кроме этого руководители алашской интеллигенции получили должности: А.Букейханов был назначен комиссаром Тургайской области,

М.Тынышпаев – Семиреченской области, Х.Досмухамедов – Уральской области.

7 марта 1917 г. Временное правительство издало указ об амнистии участникам восстания 1916 г. Для предотвращения межнациональных столкновений, переданных русской стороне беженцев размещали в отдаленных от крестьянских и казачьих поселений. В сентябре 1917 г. Временное правительство приняло постановление об отпуске из казны 11 млн. 15о тыс.руб. для оказания помощи русскому и туземному населению Семиреченскойобласти.

Из этой суммы 5 млн. предназначалось казахам, остальная сумма русскому населению. При этом на каждую кибитку по 100 руб; русскому населению предоставлялось право на получение из казны безвозвратно пособие по 500 руб.

Проходивший 21-28 июля 1917 г. в Оренбурге 1-й Всеказахский съезд высказался за автономию Казахстана в составе Российской федеративной демократической парламентской республики, а также признал необходимость создания отдельной политической партии. Название партии «Алаш» было предложено Жаханшой Досмухамедовым, которое было всеми поддержано. Газета «Казах» стала печатным органом партии.

На съезде А.Букейханов объявил о своем решении выйти из партии кадетов. Он писа: «Партия кадетов считает правильным передачу земли в частную собственность. Наш казах, если получит землю в собственность, поступит как башкир, продаст ее соседнему мужику и через несколько обнищает, останется совершенно гол. Партия кадетов против национальной автономии. Мы же, собравшись под знаменем Алаш решили создать национальную автономию».

Разразившийся в июле 1917 г. общероссийский политический кризис требовал скорейшего определения места и роли движения «Алаш». 21 ноября 1917 г. газета «Казах» напечатала проект программы партии, составленной А.Букейхановым, А.Байтурсыновым, М.Дулатовым и др

Документ состоит из 10 разделов. В первой главе «Государственное устройство» указывалось, что Россия должна стать демократической федеративной республикой, «что означает народное управление государством, а федерация – союз равноправных государств, каждое из которых автономно управляется самостоятельно на одинаковых правах и интересах».

Таким образом, в конце 1917 г. политическое руководство национально-освободительным движением в крае большей частью принадлежало партии Алаш. Естественно, что процесс формирования и становления партии со всеми присущими признаками был сжат во времени, а затем вообще прерван стремительным развитием революционных событий, приведших к октябрьскому перевороту. Не успев до конца оформиться в партию, движение Алаш было вынуждено сконструироваться как общенациональны орган государственной власти.