Тема: Казахское ханство в ХУ1-ХУШ вв.

План

1. Начало формирования казахской государственности.

2. Керей и Джанибек - первые казахские ханы.

 

Возникновение Казахского ханства явилось закономерным итогом этнополитических и социально – экономических процессов, протекавших на территории Казахстана в Х1У – ХУ вв.

 

Начало образованию Казахского ханства положил уход части кочевых племен Восточного Дешт-и- Кыпчака в долину рек Чу и Таласа под предводительством джучидов Керея и Джанибека.

 

Междоусобицы чингизидов ослабили ханство Абулхайр – хана. Султаны Джанибек и Гирей, объединив зависимые от них племенные группы в 1459-1460 гг. откочевали в Моголистан. Есен-Буга-хан предоставил им округ Чу и Козы – Баши.

 

Это была не обычная рядовая откочевка. Султаны Джанибек и Гирей, боровшиеся против Шайбанидов за восстановление власти династии ханов Ак – Орды,использовали недовольство народных масс.

Мухаммед Хайдар время образования Казахского ханства относит к 870 г. хиджры (1465/1466 гг.).

Б.А. Ахметов считал, что Казахское ханство образовалось в 80 – 90-е гг. ХУ в., когда более реально обозначились процессы разделения населения Восточного Дешт-и-Кыпчака и миграции части «кочевых узбеков» в Мавераннахр.

Т.И. Султанов называет дату 1470 – 1471 гг. Автор акцентировал внимание на смене династий: вместо династии Шейбанидов к власти приходит династия казахских ханов.

 

Казахское ханство было основано двумя султанами - Гиреем и Джанибеком. Вельяминов – Зернов и другие авторы считали их родными братьями. Из родословной Джучидов известно, что они приходились друг другу дальними родственниками.

 

Родословная Гирей-хана: Урус-хан-Тохтакыйя-Пулад – Гирей;

родословная Жаныбек-хана:Урус-хан-Куйручук-Барак-Жаныбек. Они имели одного общего предка - Урус – хана.

 

Казахское ханство было образовано совместной деятельностью двух джучидов - Гирея и Джанибека. Но «падишахом» (титул монарха) был назван Гирей. Именно он, согласно многим источникам, выступает в качестве старшего хана казахов. Годы его правления – 1466 – 1473 гг.

 

Джанибек - его личное имя Абу – Саид (означает отец Саида). Его имя всегда упоминается рядом с именем Гирей-хана, самостоятельным правителем он не был, хотя и носил титул хана.

 

Создав свое государство Джанибек и Гирей, обладая значительными военными силами и имея прочный тыл в Семиречье, вступили в борьбу с потомками Абулхайра за власть в Дешт - и – Кыпчаке. В ходе этой борьбы, в 70 –е гг. ХУ в. происходило постепенное расширение границ Казахского государства.

Борьба казахских ханов с потомками Абулхайра вылилась, в борьбу за обладание присырдарьинскими городами. Данный регион был связующим звеном в экономическом и культурном взаимоотношениях населения территории Казахстана и Средней Азии.

 

Таким образом, процесс становления и развития казахской государственности тесно связан с этнической консолидацией народности.

Казахское ханство имело более прочную этническую основу – уже сложившуюся казахскую народность. Эта народность со второй

половины ХУ в. становится известной под этнонимом «казах».

 

План

1. Касым хан. Возвышение Казахского ханства.

2. Возрождение Казахского ханства. Хак-Назар-хан (1538-1580 гг.)

3. Казахское ханство в конце ХУ1-ХУП вв. Тауекель-Есим хан.

4. Казахское ханство при Тауке-хане (1680-1718 гг.). «Жети-Жаргы» – правовой памятник казахского народа.

 

Молодое Казахское ханство с начала своего образования повело борьбу за объединение всех казахских племен и присоединение присырдарьинских городов. После смерти Муса мырзы большая часть ногайцев присоединилась к казахскому ханству и его территория вышла на западе к Едилю.

После смерти Керея в 1474 г. ханом стал его сын Бурундук (1474-1511 гг.).

При его правлении были проведены значительные меры по централизации государственной власти, ему удалось объединить кочевые роды Жетысу Центрального и Западного Казахстана.

 

 

Наибольшего могущества Казахское ханство достигло при хане Касыме, который положил начало правлению потомков Джанибека. Касым хан официально стал правитьс 1511 г., когда Бурундук-хан удалился в Самарканд.

Касым хан (1511-1518 гг.) воспользовавшись гибелью Мухаммеда Шайбани под Мервом, укрепил власть в Южном Казахстане. В 1513 г. он взял под свой контроль г. Сайрамв

 

Касым хан поддерживал дружеские отношения с ханом Могулистана Султан Саидом, который в 1514 г. покинул Семиречье и в Кашгарии основал новое государство Могулию. Это укрепило власть Казахского ханства в Семиречье.

 

На западе под его власть откочевали группа родов из Ногайской орды. Границы на западе вышли на правобережье Сырдарьи, на юго-востоке – значительнпя часть Семиречья, на севере и северо-востоке – обширные степные просторы доходили до оз. Балхаш, на западе о р. Яик.

 

Казахское ханство вступило в дипломатические связи с Московским государством при Василии Ш (1505-1533 гг.). Казахи, как этническая общность стали известны в Западной Европе. Число подданных хана Касыма определялось миллионом человек, он вошел в историю как «собиратель казахских земель».

 

 

2. В 50-е года ХУ1 в. началось «возрождение» Казахского ханства во главе с сыном Касыма Хакназаром. Придя к власти, Хакназар поставил цель – возрождение Казахского ханства в пределах владений хана Касыма.

 

В результате междоусобиц в Ногайской орде большая группа племен приняло казахское подданство, границы на западе были значительно расширены. В 1568 г. Хакназар совершил поход против Мангытского Йурта и закрепил земли Северного Приаралья. В 1577 г. в войне с мангытами были присоединены земли левобережья Яика.

 

Одновременно велась борьба с ханом Сибири Кучумом. Хакназару удалось присоединить земли верховья Тобола и Яика. Кроме того большая группа башкирских родов перешла в состав Казахского ханства. Хакназар в союзе с Русским государством помог Ивану Грозному в покорении Кучума.

 

В борьбе с могульским ханом Абдрашитом в 1560 г. в Джетысу Хакназар потерпел поражение. Но вскоре казахи в союзе с киргизами нанесли поражение могулам. К концу 70-х гг. под власть Хакназар-хана осталась лишь западная часть Джетысу.

 

Вынужденный вести войну на западе, севере и в Джетысу Хакназар в 70-е гг. заключает «клятвенный союз» с бухарским ханом Абдаллахом П. Этот союз был выгоден обеим сторонам. Хакназар приобрел вместо опасного противника сильного союзника. Абдаллах П вел борьбу с многочисленными узбескими ханами и султанами (Баба султан) .

 

В 1579 г. Хакназару удалось присоединить округа Туркестана и Саурана Баба султан зажатый с одной стороны казахами, с другой войсками Абдаллаха П решил физически устранить Хакназара. В 1579 г. он приказал убить двух сыновей Хакназара. В 1580 г. погиб сам Хакназар.

Хакназар хану не удалось создать централизованного государства. На западных и северных границах Казахского ханства препятствием для их расширения стало Русское государство.

После Хакназар хана на съезде родовой знати был избран престарелый сын Жадика (сын Жаныбека) Шигай султан (1580-1582 гг.). Но фактически власть принадлежала его сыну Тауекелю. В 1581-1582 гг. Тауекель со своим личным отрядом при свите Абдаллах хана возглавил борьбу против Баба султана. В августе 1582 г. Тауекель доставил Абдаллах хану голову Баба султана. Так закончилась длительная борьба Абдаллах хана с мятежным ташкентским султаном. Завершение борьбы с Баба-султаном изменило характер отношений между казахами и Бухарой.

 

Тауекель покинул Абдаллах хана и удалился в Дешт-и Кыпчак. Годы его правления по некоторым данным (1586-1598 гг.). Главной целью своей политики Тауекель ставил закрепление за казахским ханством южных областей. Наладив отношения Москвой, в которых он видел возможность военного союза для борьбы с узбекским ханом, он предпринял военный поход в Среднюю Азию. Благоприятная обстановка сложилась в 1597-1598 гг. Против Абдаллах-хана выступил его собственный сын. Тауекель со своим многочисленным войском совершает поход против Бухарского ханства. Однако ему не удалось сделать территориальных приобретений. Вскоре после смерти Абдаллах хана Тауекель выступает второй раз и овладевает Сайрамом, Ташкентом, Туркестаном, Самаркандом назначает правителем своего брата Есима. И направил войска в сторону Бухары. В одном из сражений он был тяжело ранен, отошел в Ташкент, там умер в 1598 г.

 

Поход в Среднюю Азию не был случайным. Его ждали в Мавераннахре и обещали ему помочь. В то время была тенденция о замене шайбанидов в Мавераннахре на династии казахских ханов. Поход Тауекеля в 1598 г. На Среднюю Азию не является очередным набегом кочевников. Этот поход был заранее спланирован и имел далеко идущие цели. Была предпринята попытка создать новое государство, которое включало в состав Казахского ханства земли, входившие в государство Шайбанидов. Только так Тауекель мог преодолеть хозяйственно-экономическую и социально-политическую изолированность Казахского ханства. Длительные войны между казахским и бухарским ханствами за обладание присырдарьинскими городами, тормозившими развитие производительных сил края, губительно сказывались на хозяйстве земледельцев и кочевников.

 

Поставленную задачу Тауекелю выполнить не удалось – Мавераннахр не перешел под власть казахских ханов, но с этого времени 1598-99 гг. в состав Казахского ханства на двести лет перешли Ташкент и весь Туркестан, т.е. оседло-земледельческие районы, которые до этого принадлежали Шайбанидам.

 

Его преемник Есим заключил союз с Бухарой. Казахи потеряли Самарканд, но за собой сохранили Ташкент и Туркестан. После смерти Тауекеля ханом стал Есим хан (1598-1628 гг.). Время правления Есима было очень сложным. На юге шла борьба с бухарским ханом за Ташкент, на востоке усиливались ойратские племена. После смерти Абдаллах хана в 1598 г. И кратковременного правления его сына Абдаллах-Мумина и Пир-Мухаммеда прекратилось господство шайбанидов в Бухаре, пришла новая династия- Аштарханидов - астраханских потомков Тукай -Тимура.

 

В ХУП в.Ташкент, Туркестан, Сайрам, Андижан и ряд других городов находились под властью казахских султанов и ханов. Предметом постоянного спора между казахскими правителями и Аштарханидами стал Ташкент. С 1606-1610 гг. борьба за присырдарьинские города шла с переменным успехом. В 1611 г. Казахи вмешались в междоусобную борьбу Аштарханидов и управление Ташкентом, Туркестаном и Сузаком перешло Есим – хану.

 

В 1613 г. Правитель Ташкента Турсун султан провозгласил себя ханом и захватил Туркестан, Сауран, Андижан. Одновременно начались набеги ойратских племен. В конце ХУП в. Их улусы появились на Есиле, Иртыше, Тарбагатае.

 

В 1604 г. Ойраты потерпели поражение от казахов, но после захвата власти Турсуном совершили новый поход и подчинили себе старший жуз. Есим вынужден был бежать в Восточный Туркестан.

 

В 1627 г. Есим предпринял новый поход против ойратов. Турсун хотел им воспользоваться, напал на Тркестан, захватил его семью и устроил засаду Есиму под Сайрамом. Ташкентцы были разгромлены, Есим взял Ташкент, а Турсуна убили его же приближенные. Есим ненадолго пережил своего соперника и умер в 1628 г. Он похоронен в Туркестане. Упорная война с ойратами, бухарцами, сепаратистами за сохранение независимости и единства Казахсского ханства отразилась в народной памяти. Казахи его называют его «Есегей бойлы Ер Есим» (высокорослый Есим богатырь).

 

Тауке-хан (1680-1718 гг.) Тауке-хан – один из самых выдающихся государственных деятелей Казахского ханства. С его именем связано укрепление государственности казахов, утверждение внешнеполитических позиций Казахского ханства в системе международных отношений Центрально-Азиатского региона.

 

Выдающийся исследователь Левшин назвал правление Тауке-хана «золотым веком», когда «народ жил в покое, существовал порядок, были закон и правосудие».

 

Вот что пишет историк В.А.Моисеев: «Годы правления Тауке безусловно занимают особое место в казахской истории. Это был «золотой век» прекращения губительных феодальных усобиц и мощного отпора неприятеля, век относительного господства законов, развития экономики и процветания торговли».

 

Полное имя Тауке, согласно легенде, содержащейся на его личной печати было – Таваккул-Мухаммад-батыр-хан. Он правил очень долго, прожил богатую событиями жизнь и умер глубоким стариком. В ХУП в. ханская власть Тауке была достаточно сильной и территориально распространялась на все три жуза. При правлении Тауке-хана число подвластных казахам городов в Присырдарье достигло 32. Основным местом его пребывания был город Туркестан.

 

При Тауке происходили столкновения с Аштарханидами из-за господства над Присырдарьинскими городами, но большой войны между Бухарским ханством и Казахским ханством не было.

 

В войне c ойратами Тауке-хан умело руководил своим «восьмидесятитысячным» войском, приобрел славу знатока военного дела, был удостоен почетного титула батыр («герой», «храбрец»).

 

Тауке хан стремился укрепить свою личную власть с помощью степной аристократии – биев. Окружив себя биями, Тауке через «совет биев» повел борьбу против сословия Чингизидов, открыто выступавших против ханской власти. Ни одно из его решений никем не отменялось до последующего собрания.

 

Защищая интересы биев, Тауке вместе с тем укреплял свою власть. Таким образом его преобразования во внутренней политике являлись попыткой централизации ханской власти.

 

Тауке хан был заинтересован в развитии торговли со Средней Азией. В Присырье ханская власть Тауке была достаточно прочной, г.Туркестан был его столицей. Тауке хан настойчиво добивался русско-казахского сближения. Обмен посольствами на рубеже ХУП-ХУШ вв. Расширил политические и торговые связи между двумя странами.

 

В период правления Тауке хана обострились казахско-ойратские отношения. Жунгарская военная знать стремилась овладеть Южным Казахстаном, по которому проходили важные торговые пути, где находились торговые центры- города: Сыгнак, Туркестан, Сайрам,Сузак. Отдельные успехи Тауке не принесли ему большого успеха в войне, инициатива принадлежала джунгарам.

 

В 1718 г. Умер Тауке, последний из казахских ханов, чья власть распространялась на все три казахских жуза. При Тауке существовало относительно централизованное Казахское государство.

 

Жеты-Жаргы –свод законов обычного права казахского народа составлен при последнем хане всех казахов Тауке (1680-1718).

 

В результате казахско-джунгарских войн, казахи потеряли к 70-м гг. ХУП в. значительную часть своих кочевий в Семиречье и земли на северо-востоке. Это вызвало внутренние неурядицы, борьбу за пастбища . Междоусобицы могли привести к подрыву норм общественной и государственной жизни. Необходимо было мобилизовать все силы для обороны страны от сильного врага - ойратов.

 

Согласно преданию Тауке собирает в урочище Куль-Тобе (Сырдарьинская область) трех биев (Толе би, Казыбек-би, Айтеке-би), и соединив обычаи ханов Касыма и Есима, Яссы Чингис хана,но основным является обычное право казахов – адат, они создали законодательный акт, который известен под названием «Жети-Жаргы».

«Жети-Жаргы» состояло из разделов:

 

1.Земельный закон («Жер дауы»), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.

 

2.Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.

 

3.Военный закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.

 

4.Положение о судебном процессе, где речь идет о порядке судебного разбирательства.

 

5.Уголовный закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений, кроме убийства.

 

6.Закон о куне, устанавливающий наказание за убийство и тяжкие телесные повреждения.

 

7.Закон о вдовах («Жесір дауы»), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

 

Судопроизводство было основано на обычном праве- адате и мусульманском праве – шариате. Судебная функция была в руках биев . В разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и хан. Если ответчик уклонялся от исполнения его решения, то истец имел право произвести барымту (насильственный угон скота).

 

Брачное право казахов соответствовало экономическому базису. Основной формой брака был индивидуальный брак (моногамия). Среди имущего сословия получила распространение также полигамия (многоженство). Одной из особенностей семейно-брачных отношений являлось аменгерство – обычай, по которому жена умершего переходила к брату мужа. Был установлен запрет брака между родственниками до седьмого колена.

В уголовном праве существовал закон возмездия (кровная месть). В большинстве случаев кровная месть заменялась выкупом (қүн). Размер куна зависел от социальной принадлежности преступника и потерпевшего (знатный-незнатный, чингизид-простолюдин). Например, за каждого убитого мужчину (человека из простого звания) убийца платил его родственникам – 1000 баранов, за женщину – 500, а за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь взрослых мужчин. Стоимость раба приравнивалась к стоимости беркута или охотничьей собаки.

 

За членовредительство, побои и оскорбление словами также платили определенным числом скота: большой палец стоил 100 баранов, мизинец -20 и т.д. Обида, нанесенная словами султану или ходже наказывалась в 9 скотин. За побои взыскивалось 27 скотин.

 

 

Кроме смертной казни и материальной компенсации в «Жети-Жаргы» предусматривались еще три вида наказания: конфискация имущества, остракизм и предание публичному позору. Первый вид наказания применялся по отношению к людям, принявшим христианскую религию, второй – к беременным женщинам за убийство мужей, третий – за несоблюдение сыновнего пиетета (оскорбление или избиение родителей).

В последнемслучае виновника сажали на черную корову лицом к хвосту, на шею навязывали старый войлок, корову водили по аулам, при этом виновного стегали плетью.

 

Изнасилование приравнивалось к убийству. Но женитьба на изнасилованной девушке и уплата за нее соответствующего калыма избавляли преступника от смертной казни.

 

В области семейно-брачных отношений утверждалось право родительской власти над жизнью детей, закреплялось неравноправное положение женщины в семье. «Родители за убийство детей своих ничем не наказываются», гласил закон. Дети же, напротив, за всякое нарушение сыновней почтительности подвергались различным наказаниям: дочь – наказанию по произволу матери, сын – публичному позору. Жена и дети, знавшие о преступлении мужа или отца и не донесшие на него, не подвергались никакому наказанию, «ибо на старшего в семействе не дозволено доносить».

 

Мужчина, похитивший чужую жену с ее согласия, мог ее оставить у себя, уплатив мужу калым и дав ему, девушку без калыма; мужчине, похитившему чужую жену без ее согласия, грозила смертная казнь, которая, однако, откупалась уплатой куна.

 

В статье о наследственном праве «Жети-Жаргы» после смерти бездетного сына его имущество поступало к отцу. После смерти родителей малолетние дети отдавались в опеку ближайшим родственникам, а в случае их отсутствия- посторонним надежным людям

 

Согласно «Жети-Жаргы» уголовная ответственость обычно распространялась лишь на непосредственного виновника, вместе с тем широко был распространен принцип коллективной ответственности общины. Так, если ответчик на суд не являлся или не выплачивал положенного куна, то штраф взыскивался со всей общины. В таком случае членам общины предосталялось право поступать с ответчиком по своему усмотрению. Такой меры наказания, как лишение свободы, у казахов не существовало, не было и тюрем. В целом исследователи отмечают гуманность казахского уголовного права. Лишь в крайних случах применялась смертная казнь. Таким исключением являлись изнасилование и кража чужой жены.

 

 

Таким образом, основной направленностью «Уложения» хана Тауке является защита привилегий казахской верхушки, поддержка мусульманской религии. В письменном виде «Уложение» не обнаружено. До нас дошло в записях русских ученых.