Вопросы профилактики при применении источников ионизирующего излучения в ЛПУ».
Лекция
Источник Ионизирующего Излучения (ИИ) – взаимодействуя со средой живой и неживой приводит к образованию зарядов разных знаков.
Физико-химический характер ИИ
Корпускулярный аппарат:
-α
-β
-нейтроны
Электромагнитный аппарат ИИ:
-γ-лучи
-рентген лучи
α - частицы образуются при радиоактивном распаде естественных элементов, являющимися ядрами гелия, заряд +2, m=4 атомных единиц. Проникающая способность очень маленькая, в воде и биологических тканях 0,02 мм, в воздухе 9 см.
β – частицы – электроны, испускающиеся при ядерных реакциях, проникающая способность в воде несколько мм, в воздухе несколько см. Ионизирующая способность 100.
Позитроны – положительные β-частицы, проникающая способность, такая же как и у β-частиц.
Нейтроны – не имеют заряда, обладают большой проникающей способностью и радиоактивностью.
γ – излучения - в зависимости от излучения:
-мягкие
-жесткие
-сверхжесткие
Обладают высокой проникающей способностью.
Рентгеновские лучи – используются в рентгеновских трубках, обладают большой проникающей способностью и небольшой ионизирующей.
Выводы:
1. Обратная зависимость между проникающей и ионизирующей способностью
2. В зависимости от их особенности, используется методология их использования.
3. Разрабатываются мероприятия по обеспечению радиационной безопасности.
Внешнее облучение – источники облучения вне организма. Их воздействие проявляется, когда организм человека находится в зоне специфических влияний.
Внутреннее облучение – облучение от инкорпорированного источника (α и мягкие β). Их влияние постоянно, уменьшается за счет выведения и распада.
Тэф – время действия
Тф – время распада
Тб – период выведения ( концентрация уменьшается вдвое )
Открытые источники – радионуклиды ( газы, аэрозоли или вещества в других агрегатных состояниях ), попадают в окружающую среду, а оттуда в организм человека.
Закрытые – радионуклиды ( в оболочке или находящиеся в таком агрегатном состоянии, что γ-часицы при соблюдении техники безопасности, не могут попадать в окружающую среду ).
Активность – количество радиоактивного вещества, выраженное числом радиоактивных превращений в единицу времени. Внесистемных единицах – Кюри. В СИ – Бк (Беккерель).
Экспозиционная доза – доза квантового излучения, определяемая по ионизации воздуха в условиях электрического равновесия. Внесистемных ед. – рентген. В СИ – Кг (Кулон).
Поглощенная доза – доза любого ионизирующего излучения, соответствующая количеству энергии, передаваемому веществу на единицу массы данного излучения. Внесистемные ед. – рада. В СИ – Гр (Грей).
Эквивалентная доза – поглощенная доза с поправкой на коэффициент биологической эффективности. Внесистемная ед. – ЭР (биологическая эквивалентность рентгена). В СИ – Зв (Зивер).
Радиотоксичность – свойство радионуклидов вызывать патологические изменения при попадание их в организм ( внутреннее облучение ). Радиотоксичность зависит от:
1. Вида радиоактивного превращения
2. Средней энергии одного акта распада
3. Схемы радиоактивного распада
4. Пути поступления
-через дыхательные пути
-через кожу
-через ЖКТ
5. Распределению радиоактивных веществ по организму
6. Время пребывания излучателя в организме
7. Продолжительности поступления
Группы радионуклидов: (5)
Радиочувствительность.
Критич. орган – жизненно-важный орган, в который при поступлении радиоизотопа, создается опасная доза в следствии его радиочувствительности, или из за накопления в нем радиоизотопа.
По чувствительности выделяют группы:
а) Все тело (гонады, края костного мозга)
б) Мышцы, жировая ткань, печень, почки, селезенка, ЖКТ, легкие, хрусталик.
в) Щитовидная железа, кожный покров, за исключением кожи кистей и предплечий, лодыжек и стоп.
г) Кожа кистей, предплечий, лодыжек и стоп.
Особенности действия радиоактивного излучения на биологические объекты:
а) Ионизирующая радиация – фактор, последействия которого на организм не всегда эквивалентны величине поглощающей энергии. Для млекопитающих доза – 300 рентген, а поглощающая энергия могла бы повысить температуру на 0,01о С.
б) При воздействии летальных доз – непосредственно вызываются прямые нарушения в химических связях биомолекул.
в) Универсальность повреждающего эффекта, разная чувствительность
г) Ионизирующее излучение способно вызывать все виды изменений наследственных структур или мутации. Любая доза радиации вызывает увеличение частоты мутации.
Этапы:
1. Взаимодействие излучений с веществом клетки, в результате образуются ионизированные атомы и молекулы. Взаимодействуя между собой и с различными молекулярными элементами дают начало различным свободным радикалам, ионам. Первичным субстратом является вода, происходит образование возбужденных образований молекул воды, образуются H, OH, H2, HO2 – основной эффект лучевого воздействия.
2. Взаимодействие с растворенными молекулами, давая начало вторичных радикалов.
3. Образовавшиеся продукты взаимодействуют с белками, пептидами, углеводами. Происходит денатурация этих веществ и образование новых веществ. Блокада SH групп.
Характер ионизирующего излучения:
а) Уровень поглощающей дозы
б) Мощность
в) Время облучения
г) Скорость облучаемых тканей и органов
д) Вид излучения
е) Радиочувствительность
ж) Способ облучения
з) Индивидуальные особенности организма
и) Условия внешней среды
Эффекты ионизирующего излучения:
· Детерминированные пороговые эффекты
(лучевая болезнь, ожоги, катаракта, бесплодие, недоразвитие плода) – существует порог, выше которого тяжесть эффекта зависит от дозы.
· Вероятностные беспороговые эффекты
(злокачественные опухоли, лейкозы, наследственные болезни) – не имеют порога, вероятность возникновения этих пропорциональна дозе. Тяжесть не зависит от дозы.
Гигиеническое нормирование.
Нормы радиационной безопасности.
В соответствии с нормативами все жители делятся на:
- персонал
- остальное населении
Персонал:
а) Лица, работающие с техногенными источниками
б) Лица, в сфере воздействия этого источника
Для группы а) эффективная доза 20мЗв, в среднем за любые пять лет, не более 50 мЗв за 1 год. Б) доза облучение не более ¼ значений группы а).
Лица населения 1 мЗв/год за любые последующие 5 лет, но не более 5 мЗв за 1 год.
Принципы защиты от ионизирующего излучения.
Защитные мероприятия: при внешнем облучении основаны на знании законов распространения ионизирующего излучения и характере взаимодействия.
1. Доза внешнего излучения пропорциональна интенсивности излучения и времени воздействия
2. Интенсивность излучения от точного источника пропорциональна количеству квантов за единицу времени и обратно пропорциональна квадрату расстояния от источника излучения до объекта излучения.
Интенсивность излучения может быть уменьшена с помощью экрана.
Дневная доза не более 0,017 рентген, недельная – 0,1 Бэра.
Принципы защиты:
1. Уменьшение мощности источника – защита количеством.
2. Сокращение времени работы с источником – защита временем.
3. Увеличение расстояния от источника до работника – защита расстоянием.
4. Хромирование источников излучения материалами, поглощающими эти вещества.
Интенсивность поглощения прямо пропорциональна удельному весу и толщине материала и обратно пропорциональна энергии облучения .
Доза облучения: Бэр, рентген – Д, t – часы, R – расстояние (м2), Кγ – активность изотопа, m – активность источника (Кюри).
Доза не будет увеличиваться если:
К – экран.
20 – условия, показывающие что на рабочем месте с источниками ИИ – созданы такие условия не требующие защиты.
За неделю, 6 рабочих дней Д≤120 .
Для радия Кγ = 8,4. При расчете дозы для Ra – R измеряется из эквивалента Ra.
; ; - формула безопасного условия труда.
Радиологическое отделение:
Организуется при специализированных лечебных учреждениях (диспансеры, областные больницы).
Блоки:
1. Рентгенотерапия и дистанционная терапия с помощью гамма - аппаратов или источников излучения высокой энергии.
2. Для лечения с закрытыми источниками (внутритканевой, внутриполостной аппликационный метод. I131, Ra225, Co60, Au198).
3. Для лечения открытых источников.
4. Радиоизотопная открытая диагностика I131, P32, Na24.
При классификации блоков предусматривают различия в технологии лечебного процесса для каждого блока, особенности создания безопасных условий.
- Рентгенотерапия – проникающая радиация или постоянно или в момент включения аппарата.
Образование токсических веществ (азот), загрязнение окружающей среды в случае разгерметизации гамма – источников, наведенная радиоактивность.
Профилактика: архитектурно - планировочная – блок размещен в отдельном 1-этажном здании, т.к. под источником радиации излучение распространяется сферически, вокруг этого здания – зона санитарно охраняется. Защита персонала путем установки ограждающих устройств, толщина зависит от облучателя. Используется принцип лабиринта. В момент включение аппарата – блокировка дверей, используется аварийное включение. Для удаления токсических веществ используется радиационная вентиляция.
Блок с закрытыми источниками:
-внутритканевая
-внутриполостная
-аппликационная
Вредоносные факторы:
а) Проникает радиация
б) В случае разгерметизации – загрязнение.
Архитектура: функциональная связь отдельных помещений, рядом с хранилищем – манипуляционная, процедурная, операционная, палаты.
Лекция:
«Гигиена детей и подростков»
Ф.Ф.Эрисман – основоположник школьной гигиены.
Это медицинская наука изучающая природу и социальные факторы, влияющие на растущий организм, его взаимодействие с окружающей средой и разработок гигиенических нормативов, требований на укрепление здоровья, совершенствования возможностей и гармоничное развитие детей и подростков.
Особенности гигиены детей и подростков:
Ø Возрастная (учитывается морфология, функциональные и психологические особенности растущего организма на различных этапах развития).
Для каждого организма периода характерны свои анатомо-физиологические особенности.
Ø Нормы детского организма не постоянны, меняются морфологически, биохимически и функционально.
Ø Все гигиенические мероприятия направлены не только на сохранение здоровья, но и на гармоничное развитие детей и подростков.
Объекты изучения гигиены детей и подростков:
1. Рост и развитие детского организма, изучение общих закономерностей в зависимости от пола, возраста, биологических и социальных факторов, разрабатываются мероприятия направленные на укрепление здоровья детского и подросткового населения.
2. Гигиена деятельности детей и подростков, изучение гигиенических основ различных видов деятельности (трудовой, учебной, физического воспитания, режим дня, труда и отдыха, критерии профессиональной пригодности подростков к различным видам труда).
3. Гигиена внешней среды, разрабатываются гигиенические основы проектирования и строительства различных типов детских и подростковых учреждений.
4. Гигиена питания, изучает нормальное питание для нормального развития растущего организма, разрабатываются режимы и нормы питания при различных видах деятельности.
5. Медицинское обеспечение детского и подросткового населения, изучение и разработка принципов медико-санитарного обслуживания, организация оздоровительного и противоэпидемических мероприятий.
Возрастные периодизации:
- созревание (1)
-зрелость (2) активность 2.
-старение (3)