Лекция «Профориентация и профконсультация».

Физиологические факторы

Токсическое действие антибиотиков.

По Уротингтону (1981г.) в 21% анализов воздух рабочих помещений аптек имеет содержание пыли препаратов-антибиотиков с превышением нормы в 5 раз.

Вредное действие антибиотиков проявляется при загрязнении кожи, ингаляционном поступлении, проведении ингаляционных и аэрозольно-ингаляционных процедур, кипячении загрязненного инструментария. Вызывают поражения нервной системы, сердечно-сосудистой, поражения печени.

Наиболее опасны: аминогликозиды, цефалоспорины, сульфаниламиды, рубомицин, 6 - меркаптопурин.

Поражения ЦНС проявляются синдромом ВСД и признаками гипоталамической дисфункции.

Поражения периферической нервной системы - невритом слуховых нервов. Поражения сердечно-сосудистой - токсико-аллергическим миокардитом. Поражения печени - хронический лекарственный гепатит. В 80-е годы проводилось изучение состояния здоровья рабочих (153 человека). изготавливающих антибиотики - тетрациклин, олеотетрин, олеандомицин. Первая группа преимущественно подвергалась действию тетрациклина, вторая - действию всех трех антибиотиков

В первой группе отмечалось:

49% - головная боль, нарушение сна

28,2% - повышение сухожильных рефлексов, снижение кориеальных

1,1% - болевая гиперестезия но типу «коротких перчаток»

Во второй группе помимо функциональных нарушений выявлена микроорганическая симптоматика.

13.3% - устойчивый нистагм

58.5% - акрогипотермия с гипергидрозом

23.9% - повышение сухожильных рефлексов, снижение корнеальных

24% - болевая гиперестезия по типу «коротких перчаток»

Профилактика: средства индивидуальной и коллективной защиты; проведение профосмотров и выявление лиц с отягощенным аллергологическим анамнезом, раннее выявление функциональных нарушений.

Повышенная психоэмоциональная и мышечная нагрузка, вынужденное положение. Подвержены хирурги, акушеры гинекологи.. Вынужденная рабочая поза приведет к развитию радикулопатий, заболеваний позвоночника, деформаций суставов.

Риск профессионального инфицирования:

  • Гематологи
  • Реаниматологи
  • Стоматологи
  • Хирурги

 

Профориентация система мер, обеспечивающих сознательный, свободный и рациональный выбор профессии, соответствующий потребностям и перспективам развития производства, интересам, индивидуальным особенностям организма и здоровью подростков.

Профконсультация - оценка соответствия выбранной профессии. Этапы:

1) Изучение потребностей общества

2) Изучение особенности профессии

3) Изучение особенности личности, ее типологических свойств.

Одним из разделов профориентации является врачебно-профессиональная консультация. Такая профконсультация - это работа врача по выявлению состояния здоровья пациента с последующей выдачей рекомендации по выборе профессии.

Этапы:

1) Первичная врачебная консультация (дефекты, отклонения в состоянии здоровья, начинается с 5-6 класса).

2) Портернаяврачебная консультация

3) Предварительный медосмотр в подростковом кабинете (форма 086у)

Противопоказания при болезнях определенных органов и систем к работе в условиях соответствующих профессионально-производственных факторов:

1) Болезни нервной системы - нервно-эмоциональное напряжение, шум, вибрация.

2) Органы дыхания - неблагоприятный микроклимат

3) ССС - значительное физическое напряжение

4) ОДА - вынужденная рабочая поза

5) Кожа - контакт с токсическими и раздражающими веществами.
Классификация профессий по условиям труда (приказ № 90)

1 группа Обслуживание

2 группа Неблагоприятные производственные факторы
Пищевая промышленность, общественное питание

3 группа Постоянное воздействие неблагоприятных факторов

4 группа Постоянные и вредные условия труда

Профотбор -это оценка соответствия требований профессии и психофизиологических особенностей личности, строится на основе показателей здоровья и КПЗФ (ключевые профессионально значимые функции).

Профессиограмма:

1) профессия, пол, допускаемый возраст, длительность обучения.

2) Выполняемая работа, материалы и орудия производства, требования к органам и системам при работе. Профессиональные вредности.

Профпригодность- наиболее полное соответствие функциональных возможностей организма требованиям, предъявляемым профессией. Около 50% могут быть тем, кем им хочется быть.

Законодательные основы:

Ст. 51 закона об образовании, образовательные учреждения должны создавать условия для обучения детей:

Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются специальные образовательные учреждения на дому. Обязаны проводить периодические медосмотры Медобслуживание обучающихся обеспечивают органы здравоохранения

Предоставление условии для питания. Более дешевые продукты питания.

Статья 28 закона о сан-эпид благополучии.

Все условия должны быть направлены на профилактику заболеваний Все программы, режимы, методики воспитания - при наличии заключения сан-энид службы.

Показатели здоровья. Факторы среды обитания детских контннгентов:

1) Воздух

2) Питьевая вода

3) Почва

4) Питание

5) Социально-бытовая среда - основа семьи
Факторы школьной среды:

1) Санитарное состояние объекта

2) Воздушно-тепловой режим

3) Питание

4) Освещенность

5) Шумовой режим

6) Учебно-воспитательный процесс

7) Медицинское обеспечение
Алгоритм оценки условий:

1) Набор площади основных помещений, интерьер, размещений в здании

2) Организация всех элементов благоустройства

3) Оценка всех факторов среды

4) Оценка санитарного содержания

5) Функциональное состояние школьников

Требования к режиму:

Режим - это распределение основных режимных моментов труда, отдыха, питания.

Учитывается:Биоритмы Возраст

Назначение (общий, специальный, оздоровительный) Здоровье (общий, щадящий).