Лекция «Профориентация и профконсультация».
Физиологические факторы
Токсическое действие антибиотиков.
По Уротингтону (1981г.) в 21% анализов воздух рабочих помещений аптек имеет содержание пыли препаратов-антибиотиков с превышением нормы в 5 раз.
Вредное действие антибиотиков проявляется при загрязнении кожи, ингаляционном поступлении, проведении ингаляционных и аэрозольно-ингаляционных процедур, кипячении загрязненного инструментария. Вызывают поражения нервной системы, сердечно-сосудистой, поражения печени.
Наиболее опасны: аминогликозиды, цефалоспорины, сульфаниламиды, рубомицин, 6 - меркаптопурин.
Поражения ЦНС проявляются синдромом ВСД и признаками гипоталамической дисфункции.
Поражения периферической нервной системы - невритом слуховых нервов. Поражения сердечно-сосудистой - токсико-аллергическим миокардитом. Поражения печени - хронический лекарственный гепатит. В 80-е годы проводилось изучение состояния здоровья рабочих (153 человека). изготавливающих антибиотики - тетрациклин, олеотетрин, олеандомицин. Первая группа преимущественно подвергалась действию тетрациклина, вторая - действию всех трех антибиотиков
В первой группе отмечалось:
49% - головная боль, нарушение сна
28,2% - повышение сухожильных рефлексов, снижение кориеальных
1,1% - болевая гиперестезия но типу «коротких перчаток»
Во второй группе помимо функциональных нарушений выявлена микроорганическая симптоматика.
13.3% - устойчивый нистагм
58.5% - акрогипотермия с гипергидрозом
23.9% - повышение сухожильных рефлексов, снижение корнеальных
24% - болевая гиперестезия по типу «коротких перчаток»
Профилактика: средства индивидуальной и коллективной защиты; проведение профосмотров и выявление лиц с отягощенным аллергологическим анамнезом, раннее выявление функциональных нарушений.
Повышенная психоэмоциональная и мышечная нагрузка, вынужденное положение. Подвержены хирурги, акушеры гинекологи.. Вынужденная рабочая поза приведет к развитию радикулопатий, заболеваний позвоночника, деформаций суставов.
Риск профессионального инфицирования:
- Гематологи
- Реаниматологи
- Стоматологи
- Хирурги
Профориентация система мер, обеспечивающих сознательный, свободный и рациональный выбор профессии, соответствующий потребностям и перспективам развития производства, интересам, индивидуальным особенностям организма и здоровью подростков.
Профконсультация - оценка соответствия выбранной профессии. Этапы:
1) Изучение потребностей общества
2) Изучение особенности профессии
3) Изучение особенности личности, ее типологических свойств.
Одним из разделов профориентации является врачебно-профессиональная консультация. Такая профконсультация - это работа врача по выявлению состояния здоровья пациента с последующей выдачей рекомендации по выборе профессии.
Этапы:
1) Первичная врачебная консультация (дефекты, отклонения в состоянии здоровья, начинается с 5-6 класса).
2) Портернаяврачебная консультация
3) Предварительный медосмотр в подростковом кабинете (форма 086у)
Противопоказания при болезнях определенных органов и систем к работе в условиях соответствующих профессионально-производственных факторов:
1) Болезни нервной системы - нервно-эмоциональное напряжение, шум, вибрация.
2) Органы дыхания - неблагоприятный микроклимат
3) ССС - значительное физическое напряжение
4) ОДА - вынужденная рабочая поза
5) Кожа - контакт с токсическими и раздражающими веществами.
Классификация профессий по условиям труда (приказ № 90)
1 группа Обслуживание
2 группа Неблагоприятные производственные факторы
Пищевая промышленность, общественное питание
3 группа Постоянное воздействие неблагоприятных факторов
4 группа Постоянные и вредные условия труда
Профотбор -это оценка соответствия требований профессии и психофизиологических особенностей личности, строится на основе показателей здоровья и КПЗФ (ключевые профессионально значимые функции).
Профессиограмма:
1) профессия, пол, допускаемый возраст, длительность обучения.
2) Выполняемая работа, материалы и орудия производства, требования к органам и системам при работе. Профессиональные вредности.
Профпригодность- наиболее полное соответствие функциональных возможностей организма требованиям, предъявляемым профессией. Около 50% могут быть тем, кем им хочется быть.
Законодательные основы:
Ст. 51 закона об образовании, образовательные учреждения должны создавать условия для обучения детей:
Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются специальные образовательные учреждения на дому. Обязаны проводить периодические медосмотры Медобслуживание обучающихся обеспечивают органы здравоохранения
Предоставление условии для питания. Более дешевые продукты питания.
Статья 28 закона о сан-эпид благополучии.
Все условия должны быть направлены на профилактику заболеваний Все программы, режимы, методики воспитания - при наличии заключения сан-энид службы.
Показатели здоровья. Факторы среды обитания детских контннгентов:
1) Воздух
2) Питьевая вода
3) Почва
4) Питание
5) Социально-бытовая среда - основа семьи
Факторы школьной среды:
1) Санитарное состояние объекта
2) Воздушно-тепловой режим
3) Питание
4) Освещенность
5) Шумовой режим
6) Учебно-воспитательный процесс
7) Медицинское обеспечение
Алгоритм оценки условий:
1) Набор площади основных помещений, интерьер, размещений в здании
2) Организация всех элементов благоустройства
3) Оценка всех факторов среды
4) Оценка санитарного содержания
5) Функциональное состояние школьников
Требования к режиму:
Режим - это распределение основных режимных моментов труда, отдыха, питания.
Учитывается:Биоритмы Возраст
Назначение (общий, специальный, оздоровительный) Здоровье (общий, щадящий).