Врачебно-педагогический контроль за занимающимися физкультурой и спортом

Клинико-биохимические тесты.

Медицинские тесты.

2.1. Антропометрия (масса тела, рост сидя и стоя, окружность грудной клет­ки в покое, на вдохе и выдохе, экскурсия грудной клетки, ЖЕЛ, кистевая и становая динамометрия). Оценка состава тела (тощей, жировой, мышечной и костной массы) - по толщине жировой складки и диаметрам конечностей.

2.2.Измерение ЧСС и АД в покое и после нагрузок.

2.3.Электрокардиографическое исследование (ЭКГ), в том числе ВПМ, "био­энергетика" по Душанину и др.

 

3.1.Оценка витаминного статуса.

3.2.Оценка ферростатуса (Fe) - по величине гемоглобина и гематокрита (со­отношение объёма клеток и плазмы крови).

 

 

Цель всего комплекса диагностических приёмов - дать всестороннюю оценку состояния психического и физического здоровья. Такую оценку призвана осуще­ствлять диспансеризация спортсменов с периодичностью два раза в год. Для этого привлекаются все специалисты врачебно-физкультурного диспансера (терапевт, травматолог, окулист, невропатолог и т.д.). Диспансеризации подлежат спортсмены 1 разряда и выше, члены сборных команд города и области, учащиеся ДЮСШ.

 

 

Врачебный контроль - основной раздел спортивной медицины. Как говорил первый народный комиссар здравоохранения и председатель комитета по физкуль­туре профессор Н.А.Семашко: "Без врачебного контроля нет советской физичес­кой культуры". Основное содержание врачебного контроля и формы работы:

1.Врачебное обследование лиц, занимающихся физкультурой и спортом, осу­ществляемое медкомиссией. Каждый человек, занимающийся физкульту­рой, должен иметь допуск - разрешение кзанятиям.

2.Диспансеризация спортсменов (см. выше). При этом обследования 'быва­ют углублёнными (У МО), текущими (ТМО), срочными - перед соревнова­ниями (СМО), оперативными - по мере необходимости (ОМО).

3.Врачебно-педагогический контроль, причём не только ведущих спортсме­нов, но и на обычных учебных занятиях по физической культуре. Осуще­ствляется хронометрирование урока, измеряется ЧСС и АД, выводится так называемая "физиологическая кривая" нагрузки, определяется плот­ность занятия - общая и моторная, даётся заключение о правильности занятия.

4.Оздоровительные, лечебные и профилактические мероприятия (витами­низация, физиопроцедуры, санация полости рта и т.д.).

5.Санитарно-гигиенический надзор за местами занятий (температура, осве­щение, вентиляция, чистота и др.)

6.Медицинское обеспечение спортивных соревнований - всегда должен при­сутствовать медицинский работник.

7.Предупреждение спортивного травматизма (спортивная форма, состояние инвентаря и мест занятий, правильность ведения занятий и др.).

8.Врачебно-спортивная консультация - по всем вопросам жизни и трениров­ки спортсменов.

9.Санитарно-просветительная работа среди спортсменов.

10.Пропаганда физической культуры среди населения.

11.Научная работа по физической культуре.

 

Педагогический контроль представляет собой систему анализа методичес­ких приёмов, используемых тренером в учебно-тренировочном процессе. Цель его состоит в том, чтобы определить - соответствует ли применяемая методика целям и задачам занятия, физической подготовленности занимающихся и др. При этом используются наблюдение, видеосъёмка, хронометрирование, анализ конс­пектов занятий, анализ дневников самоконтроля, анализ текущих и перспектив­ных планов подготовки спортсмена.