ВОСПИТАНИЕ ГИБКОСТИ
ВОСПИТАНИЕ ЛОВКОСТИ
Ловкость - это способность человека успешно решать двигательные задачи в меняющихся обстоятельствах.
Ловкость является в известной мере качеством врожденным, однако в процессе тренировки ее в значительной степени можно совершенствовать. Воспитание ловкости складывается, во-первых, из воспитания способности осваивать координационно сложные двигательные действия, во-вторых, из воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
Уровень развития ловкости в значительной степени зависит от того, насколько развита способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положению тела. Иными словами, чем точнее ощущает спортсмен свои движения, тем более высока его способность ко всякого рода двигательной перестройке и быстрому овладению новыми двигательными навыками.
Основной путь в воспитании ловкости - овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями.
Наиболее распространенные средства воспитания ловкости - это элементы
акробатики, спортивные и подвижные игры, гимнастические упражнения. Подбор средств должен быть подчинен основному принципу - в упражнениях должен всегда содержаться элемент новизны, движение нужно постоянно усложнять. Следует учитывать, что упражнения "на ловкость" требуют повышенного внимания и точности движений. Поэтому их целесообразно включать в первую половину занятия, когда спортсмен еще достаточно внимателен и собран. Не следует применять их в большом количестве и длительными сериями, т.к. они быстро утомляют нервную систему и, следовательно, перестают оказывать тренирующее воздействие.
Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой.
Гибкость определяется подвижностью в суставах, которая зависит от формы и площади сочленяющихся суставных поверхностей (природное, врожденное свойство сустава), от длины и эластичности связок, сухожилий и мышц (факторы, изменяющиеся в процессе двигательной деятельности).
Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость - способность достигать больших амплитуд движений в каком-либо суставе за счет мышечных усилий (вытягивание носков ног в гимнастике). Пассивная гибкость - определяется пассивной амплитудой, которую можно достичь за счет воздействия внешних сил (сопротивления опоры или среды, силы тяжести или усилий партнера).
В процессе физического воспитания не следует добиваться предельного развития гибкости. Ее надо развивать лишь до такой степени, которая обеспечивает беспрепятственное выполнение необходимых движений.
Гибкость - это качество, которое сравнительно легко и быстро воспитывается в процессе тренировки. Для воспитания гибкости используют упражнения с увеличенной амплитудой движения (упражнения на растягивание). Они делятся на две группы: активные движения и пассивные. В активных увеличение подвижности в каком-либо суставе достигается за счет сокращения мышц, проходящих через данный сустав. В пассивных используются внешние силы, в первую очередь, к ним относятся:
1)простые движения (типа: на счет 1 - наклон, на счет 2-й т.п.);
2)пружинистые сгибания и разгибания с постепенно увеличивающей амплитудой (в том числе с применением небольших отягощений);
3)махи с постепенно увеличивающей амплитудой (в том числе с применением небольших отягощений);
4)статические напряжения - с сохранением подвижного положения тела или конечностей при максимальной амплитуде.
Ко второй группе относятся упражнения с самозахватами, а также с партнером, помогающим увеличить амплитуду (до появления болевых ощущений).
Упражнения на гибкость выполняются обычно повторным методом длинными сериями. В занятия физическими упражнениями их включают либо в разминку, либо дают в конце основной части, причем упражнения на гибкость рекомендуется выполнять ежедневно или, в крайнем случае, - не реже трех раз в неделю.