Методы воспитания силы

ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Физическими (или двигательными) качествами принято называть отдельные стороны двигательных возможностей человека. Понятие "физическое качество" объединяет те стороны движений человека, которые:

1)проявляются в одинаковых параметрах движения и измеряются тождествен­ным способом - имеют один и тот же измеритель (например, скорость);

2)имеют аналогичные физиологические и биохимические механизмы и тре­буют проявления сходных свойств психики.

Выделяют следующие основные физические качества: силу, быстроту, вынос­ливость, ловкость, гибкость.

 

Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или про­тиводействовать ему за счет мышечных усилий. Для ее развития используют раз­личные методы.

Метод максимальных усилий (или метод кратковременных максимальных силовых нагрузок). Суть его состоит в том, что спортсмен, преодолевая макси­мальное сопротивление, проявляет предельное для данного случая мышечное усилие, которое является мощным, а следовательно, и эффективным физиологи­ческим раздражителем. Переход к работе с околопредельными весами произо­шел в последние годы. Он привел к существенному росту результатов, особенно в тяжелой атлетике. Если в 20-30-х годах спортсмены значительное время уделя­ли методу повторных усилий, то в настоящее время они используют в основном предельные и околопредельные отягощения.

Режим выполнения упражнений по этому методу в общих чертах выражается в следующем: величина сопротивления 1-3 ПМ, число повторений -1-3, темп -средний, скорость - от малой до умеренной, пауза отдыха между упражнениями и подходами - не менее 2 мин.

Метод повторных усилий. Суть его состоит в том, что спортсмен преодоле­вает непредельное отягощение до ясно выраженного утомления, как говорят "до отказа". Вес, который в первых подъемах легко можно было поднять, оказывает­ся в последних близким к предельному и является физиологическим раздражите­лем большой силы. В итоге наблюдается физиологическая картина, близкая к той, которая существует при выполнении предельных усилий. Значит, сходство в пос­ледних подъемах представляет основную ценность выполнения усилий. Недостат­ки данного метода:

1) работа "до отказа" невыгодна в энергетическом отношении. Здесь прихо­дится поднимать гораздо большее количество груза, чем при методе мак­симальных усилий. А при современных больших нагрузках в спорте вы­полнять без нужды излишний объем работы нецелесообразно;

2) последние, наиболее ценные, попытки выполняются на фоне сниженной вследствие утомления возбудимости центральной нервной системы, что затрудняет образование тонких условно-рефлекторных отношений, кото­рые обеспечивают дальнейшее развитие силы.

Однако метод повторных усилий широко используется в практике. Объясня­ется это рядом его существенных преимуществ:

1) большой объем выполняемой работы, естественно, вызывает значитель­ные сдвиги в обмене веществ, что создает возможности для усиления пла­стического обмена, который в конечном результате приводит к функцио­нальной гипертрофии мышц, т.е. увеличению объема и, значит, силы мышц;

2) метод повторных усилий позволяет уменьшить натуживание, особенно при выполнении упражнений локального характера;

3) при работе с непредельными весами имеется больше возможностей для контроля за техникой упражнения.

При методе повторных усилий используются упражнения с большими и уме­ренно большими сопротивлениями. Работа с малыми и очень малыми сопротив­лениями нецелесообразна.

Метод изометрических (статических) напряжений. Суть его заключается в том, что при выполнении статических напряжений, мышцы напрягаются, не из­меняя своей длины, т.е. силовые напряжения, в том числе и максимальные, не сопровождаются движением.

Большое распространение статические упражнения получили в последние годы. Основное преимущество изометрических упражнений заключается в том, что они позволяют несколько сократить время, отводимое на силовую подготов­ку, причем большинство авторов находит мало различий между динамическим и изометрическим методами развития абсолютной силы. В спортивной практике применяются изометрические напряжения продолжительностью 5-6 с. Степень усилия может быть различна - от 60% максимального и выше. Большинство специ­алистов рекомендует применять в занятиях максимальные или близкие к ним уси­лия, причем наибольший прирост силы наблюдается в тех положениях, в которых применялись статические напряжения. В зарубежной методической литературе осо­бое внимание уделяется так называемым промежуточным напряжениям - медлен­ным движениям с 2-5-секундными остановками в промежуточных положениях.

Изометрические упражнения обычно полезны в тех видах спорта, в которых элемент статики содержится в специализируемом упражнении, но они не могут заменить динамических упражнений, а могут только дополнить их.