ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ

УСЛОВИЯ УСЛОЖНЕНИЯ ЗАДАНИЙ И ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ НАГРУЗОК

Основные условия повышения требований в процессе физического воспита­ния уже рассматривались в связи с анализом принципов доступности, индивиду­ализации и систематичности. Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к положительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для занимающихся, не превышают функциональных возможно­стей организма. Непременными условиями являются также последовательность, регулярность занятий и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом.

Следует подчеркнуть также значение прочности приобретаемых навыков и адаптационных перестроек, лежащих в основе развития физических качеств. Переход к новым, более сложным и трудным, упражнениям должен происходить по мере закрепления формируемых навыков и приспособления к нагрузкам.

Организм приспосабливается к той или иной нагрузке не сразу, не одномоментно. Необходимо определенное время, чтобы успели произойти адаптацион­ные перестройки, позволяющие подняться на новый, более высокий, уровень тре­нированности. При этом для различных функциональных и структурных измене­ний требуются неодинаковые сроки. Динамика нагрузок должна характеризоваться постепенностью. При этом возможны различные формы постепенного повыше­ния нагрузок: прямолинейно-восходящая, ступенчатая и волнообразная. Исполь­зование той или иной формы зависит от конкретных задач и условий на различ­ных этапах физического воспитания.

 

Внимательно анализируя сказанное о принципах физического воспитания, нетрудно заметить, что содержание их тесно соприкасается вплоть до частичного совпадения. Это и не удивительно. Ведь все они отражают отдельные стороны и закономерности одного и того же процесса, который по существу своему един и лишь условно может быть представлен в аспекте отдельных принципов.

Принцип сознательности и активности формулирует общую предпосылку реализации всех других принципов физического воспитания, ибо сознательное и активное отношение занимающихся к делу обусловливает доступность учебного материала, прочность приобретаемых знаний, умений и навыков, связь предыду­щего с последующим, установку на дальнейший прогресс и т. д. С другой сторо­ны, активная деятельность занимающихся лишь тогда может считаться по-насто­ящему сознательной и лишь тогда ведет к поставленной цели, когда она согласу­ется с требованиями, вытекающими из принципов наглядности, доступности, индивидуализации, систематичности. Столь же тесная связь объединяет и другие принципы. Так, вне учета принципа доступности и индивидуализации немысли­мы ни выбор рациональной последовательности, ни прогрессирование нагрузок. В свою очередь, границы доступного раздвигаются на основе реализации принципов систематичности и прогрессирования. Отсюда следует, что ни один из ука­занных принципов не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие. Лишь на основе единства принципов достигается наибольшая действен­ность каждого из них.

Вполне очевидно, что действенность любого педагогического средства зави­сит во многом от метода его применения. Специфические методы физического I воспитания неотделимы от физических упражнений. Но никакое обучение и вос­питание не мыслится без методов, связанных с применением всеобщих педагоги­ческих средств - слова и сенсорно-образных воздействий ("наглядности"), при­чем в процессе физического воспитания эти методы приобретают свои особенно­сти. Учитывая это, следует охарактеризовать в целом как специфические, так и другие методы, органически включаемые в процесс физического воспитания.

 

2. Методы обучения

Метод обучения - это такой способ воздействия, при котором можно решить широкий круг задач в самых различных условиях с различным контингентом за­нимающихся.

Практические методы обучения:

1.Методы строго регламентированного упражнения.

2.Игровой метод.

3.Соревновательный метод.

Методы строго регламентированного упражнения обладают большими пе­дагогическими возможностями. Они позволяют:

1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе;

2) строго рег­ламентировать нагрузку по объему и интенсивности;

3) точно дозировать интер­валы отдыха между частями нагрузки;

4) использовать физические упражнения в занятиях с любыми возрастным контингентом;

5) эффективно осваивать технику физических упражнений, используя определенные условия, облегчающие точное управление действиями занимающихся.

Так, в процессе разучивания движений используют метод разучивания по ча­стям и метод разучивания в целом. Выбор метода зависит в первую очередь от особенностей структуры изучаемых действий.

Методы разучивания по частям обычно применяются при начальном изуче­нии двигательного действия со сложной структурой. При использовании этого метода следует придерживаться двух основных требований: во-первых, расчле­нять движение так, чтобы элементы сохраняли свои характеристики; во-вторых, не закреплять владение вычлененной частью до навыка. Этот метод не должен применяться, если двигательное действие нельзя расчленить без существенных искажений его частей.

В этом случае используют метод разучивания в целом. Этот метод нежела­тельно применять при начальном разучивании сложного двигательного действия. И в то же время он предпочтителен при обучении сравнительно простых естествен­ных движений. Метод целостного воспроизведения движений является ведущим на завершающих этапах обучения движениям независимо от их сложности.

Игровой метод в физическом воспитании чаще всего используется в виде общепринятых элементарных подвижных и спортивных игр, однако его нельзя отождествлять с какой-либо конкретной игрой (волейболом, баскетболом или подвижными играми).

Игровой метод может быть применен на материале любых физических уп­ражнений при условии, что физический упражнения поддаются организации со­гласно особенностям данного метода.

Характерные признаки игрового метода:

1.Организация двигательной деятельности на определенной сюжетной ос­нове, т.е. деятельность занимающихся организуется на основе образного или условного сюжета (замысла, плана игры), который намечает общую линию поведения, но не предопределяет жесткие конкретные условия и способы достижения игровой цели.

2.Ограниченные возможности дозирования нагрузки. Это не значит, что на­грузка в игре не поддается регулированию. Нагрузка регулируется в той или иной мере правилами игры. Однако точность всегда меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения.

3.Широкая самостоятельность действий занимающихся, высокие требова­ния к творческой инициативе.

4.Повышенная эмоциональность, соперничество.

5.Комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и качеств.

К недостаткам игрового метода можно отнести его ограниченные возможно­сти при формировании нового, особенно сложного двигательного навыка, а так­же при дозировании нагрузки на организм.

Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме со­ревнований. Соревнование как метод совершенствования применяется после того, как у занимающихся образовался некоторый двигательный навык.

Соревновательный метод может использоваться при любой форме организа­ции занятий.

Характерные признаки соревновательного метода:

1.По особенностям регулирования нагрузки соревновательный метод зани­мает промежуточное положение между методом строго регламентирован­ного упражнения и игровым методом.

2.Фактор соперничества, борьба за первенство. Это повышает интерес, спо­собствует лучшему выполнению упражнений, повышению результатов. Он позволяет за короткий промежуток времени значительно увеличить физи­ологическую нагрузку на организм. Исключительно велико значение со­ревновательного метода в воспитании волевых и моральных качеств (ре­шительность, настойчивость, смелость).

Слабой стороной соревновательного метода являются его ограниченные воз­можности дозирования нагрузки и непосредственного руководства деятельнос­тью занимающихся.