Характеристика утомления и переутомления, их признаки
Психофизиологическая характеристика учебного труда студентов
ЛИТЕРАТУРА
ПЛАН
СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Лекция 4
1. Психофизиологическая характеристика учебного труда студентов.
2. Характеристика утомления и переутомления.
3. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности и профилактики утомления.
4. Физическое воспитание в специальных медицинских группах.
1. Будич Э.Г. Физическое воспитание в спецмедгруппах. Учебное пособие для техникумов. - М.: Высшая школа, 1986. -255 с.
2. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. - М.: Знание, 1987. - С. 10-22,48-50.
3. ЗимкинН.В. Физиология человека. -М.:ФиС, 1964. -С.419-421.
4. Коробков А.В. Двигательный режим и здоровье. -М., 1972.
5. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. -М.: Просвещение, 1987. -С.26-36.
Учебный труд студентов связан с повышенными требованиями к нервно-эмоциональным качествам напряжения (восприятие, внимание, память) и к психической устойчивости. Рабочая поза - сидя. Работа осуществляется преимущественно кистями и пальцами рук. Загружен зрительный анализатор. Увеличен кифоз в грудном отделе позвоночника, ноги согнуты. Длительное статическое напряжение мышц спины. Рабочие движения однообразны. Постоянная нагрузка на голосовой аппарат. Умственная деятельность сопровождается изменением функционального состояния различных органов и системы организма. Увеличивается потребление кислорода и питательных веществ головным мозгом. Снижается насыщенность крови кислородом, изменяется её морфологический состав. Нарушается терморегуляция организма, ведущая к усиленному потоотделению. Суточный
расход энергии составляет 2500-3000 ккал. В функции сердечно-сосудистой системы происходит увеличение кровенаполнения сосудов конечностей и расширение сосудов внутренних органов. При длительной и продолжительной умственной работе снижается величина условных реакций, увеличивается время реакции, снижается устойчивость внимания и запоминания; ухудшается работа сердца, возникает невроз в нижних отделах лёгких, в полости живота и ногах застаивается кровь, возникает атония кишечника, появляются головные боли; повышается уровень холестерина в крови; снижаются окислительные процессы в организме, влекущие малокровие и ожирение. Умственный труд, протекая в условиях малой двигательной активности, предъявляет особые требования к состоянию здоровья студентов, его физической и психологической подготовленности и, прежде всего, к силе нервной системы, поэтому студентам необходимо обладать большой работоспособностью, выдерживать действие сильных раздражителей, уметь концентрировать своё внимание, сохранять на протяжении рабочего времени высокий общий и эмоциональный тонус и способность быстро восстанавливать силы. Подсчитано, что только за 1,5 ч. лекционного "высиживания" студент теряет 0,03% своего здоровья.
Фазы работоспособности студентов в течение учебного года, недели, дня
Существуют три фазы работоспособности: а) врабатывания; б) высокой и устойчивой работоспособности; в) снижения работоспособности (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Фазы работоспособности
В течение рабочего дня фаза работоспособности прерывается обеденным перерывом, после которого организм человека проходит все фазы, фаза врабатывания происходит быстрее, фаза устойчивой работоспособности наступает раньше. Такую фазность имеет динамика работоспособности в течение недели, месяца, года-
Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определённые психофизиологические (память, внимание, восприятие и т.д.), физиологические (особенности сердечно-сосудистой, эндокринной систем, мышечно-двигательного аппарата) и психологические качества. Работоспособность определяется тремя группами факторов: физиологического характера -
состояние здоровья, т.е. нормальное функциональное состояние основных систем, питание, сон, организация отдыха и др.; физические - воздействующие на организм через органы чувств: степень и характер освещения рабочего места, температура воздуха, шум и др.; психические - самочувствие, настроение, мотивация и др. Высокая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется с индивидуальными биологическими ритмами человека. Нарастает работоспособность во вторник, среду и четверг, затем наблюдается ее спад. Важным фактором эффективности труда является соблюдение распорядка дня: чёткое распределение работы, отдыха, сна, их продолжительность и т.д. При организации учебного труда необходимо учитывать основные положения продуктивной работы:
1.Во всякую трудовую деятельность нужно "входить" постепенно, т.к. начало работы по времени совпадает с периодом врабатывания.
2.Для высокой работоспособности необходимы: мерность и ритм работы (ежедневная работа в одни и те же часы и чередование её с перерывами для отдыха).
3.Последовательность и систематичность деятельности (чёткая фиксация времени занятий, их характер, перерывы на обед, ужин, дорогу, активный отдых, сон, культурные и спортивные мероприятия и т. д.).
4.Правильное чередование труда и отдыха (при умственной работе отдых должен быть активным и сочетаться с физическими упражнениями).
5.Систематическое (ежедневное) выполнение учебной работы в одни и те же часы суток, в результате чего укрепляется навык, позволяющий выполнять умственную деятельность продуктивнее и в большом объёме.
Даже оптимальная работа на уровне устойчивого состояния не может продолжаться очень долго, так как энергетические ресурсы организма ограничены: с их исчерпанием должна прекратиться и работа. В условиях целостного организма полного исчерпания энергетических ресурсов практически не бывает, это объясняется тем, что под влиянием работы в организме постепенно развивается особое физиологическое состояние-утомление, которое сигнализирует о приближении к существенным биохимическим и функциональным изменениям, автоматически снижает работоспособность, то есть интенсивность работы, и предохраняет от чрезмерных сдвигов.
Утомление - это процесс временного снижения функциональных возможностей организма под влиянием интенсивной или длительной работы, выражающийся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и в дискоординации физиологических функций. Оно наступает вследствие нарушения центральной координации функций и возникновения экстренных очагов торможения в результате несоответствия рабочего задания функциональным возможностям человека.
Утомление характеризуется следующими признаками: расстройство внимания (рассеянное, частое отвлечение), ухудшение памяти и мышления, частая смена позы, нарушение координации движений (неуверенные, замедленные), ослабление воли, чувство усталости, сонливость.
Утомления не следует бояться: оно является стимулятором процессов суперкомпенсации, т.е. повышения энергетических запасов и общей работоспособности в фазе восстановления после физической работы. Без утомления фазы суперкомпенсации не бывает. Умелое чередование периодов труда и отдыха (режим дня, режим тренировок) не приводит к значительному утомлению и, следовательно, к переутомлению. Такой же эффект вызывает и активный отдых.
Переутомление - это систематическое перенапряжение нервной системы. Переутомление характеризуется следующими признаками: чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражительность, головокружение и головная боль; наступают диспепсические расстройства, понижаются защитные силы организма.
Основные причины изменения состояния студентов в период экзаменационной сессии
В период экзаменационной сессии наблюдается неритмичная организация жизнедеятельности студентов:
1.Нарушение режима дня (в режиме дня должно быть отведено время для сна, приёма пищи, УГГ, занятиям физическими упражнениями и т.д.).
2.Малая двигательная активность.
3.Неумелое планирование своей работы.
В период сессии студенты загружены по 14-16 ч., что превышает физиологический предел. Суммарная двигательная активность студентов в период сессии снижается до 39-46%, а в период учебных занятий составляет - 56-65%, то есть налицо дефицит движений. Студенты проводят время в условиях малой подвижности, не используя в должной мере оздоровительные мероприятия. Действие эмоциональных факторов и нервно-психического напряжения влияют на состояние студентов в период сессии. Так, в день экзамена, эмоциональный настрой, мобилизация всех сил организма настолько велики, что частота сердцебиений возрастает до 130-144 ударов в минуту, кровяное давление повышается до 135/85 -155/95 мм. рт. ст. против 115/70 мм. рт. ст. в период учебных занятий. Несмотря на то, что экзамены проходят в конце семестра, когда студенты утомлены, эмоциональный подъём в день экзамена настолько большой, что временно снимает чувство усталости. Успешная сдача экзамена еще более мобилизует его, неудача может привести к депрессии. Рациональное питание, правильный режим и распорядок дня, закаливание, отказ от вредных привычек, физическая активность - всё это определяет самочувствие человека, его умственную и физическую
работоспособность. Наибольшее значение для сохранения здоровья и работоспособности имеют:
1)режим сна - 24-30%;
2)питание-10-16%;
3)занятия физической культурой и спортом -15-30%.
Резервы для отдыха и восстановления следует находить не в снижении мозговых усилий, а в дозированных физических нагрузках, активном отдыхе.