Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии

Фин. менеджмент на предприятии

Формирование финансовых ресурсов, их эффективное размещение и использование невозможны без четкой системы управления финансами на предприятии. Рыночная среда и повышение эффективности финансов привели к росту значения финансового менеджмента в управлении любой финансовой структуры в целом.

Финансовый менеджмент – это управление финансами предприятия, направленное на достижение стратегических и тактических целей функционирования данного предприятия на рынке.

К этим целям можно отнести:

- повышение рыночной стоимости акций

- рост прибыли

- закрепление предприятия на конкретном рынке

- расширение рыночного сегмента

Финансовый менеджмент включает в себя несколько аспектов. Во-первых организацию и управление организации в отношениях финансовой сферы с другими предприятиями, финансовыми компаниями, банками, бюджетами всех уровней. Во-вторых, формирование финансовых ресурсов и их оптимизация. -третьих, размещение капитала и управления процессами его функционирования. В четвертых, анализ управления предприятия.

В упрощенном виде структура финансового менеджмента предприятия представлена:

- финансовым директором

- главным бухгалтером

- финансовым менеджером

Функции финансового менеджера:

1) планирование, включая проведение краткосрочного и долгосрочного финансового планирования

2) составление бюджета предприятия

3) формирование ценовой политики

4) прогнозирование продаж

5) изучение конъюнктуры рынка

6) налоговое планирование

А также:

Определение внутренних и внешних, долгосрочных и краткосрочных источников финансирования, анализ цены капитала.

Управление капиталом: работа с ценными бумагами и банками, анализ денежных потоков и операций, инвестиционный анализ, управление инвестиционным портфелем, поддержание связей с инвесторами, управление основным и оборотным капиталом

Анализ финансовых рисков: анализ и прогнозирование финансовых и предпринимательских рисков и разработка направлений снижения рисков.

Установление внутреннего контроля, страхования, оценка приобретаемого и реализуемого имущества

Оценка и консультации: проведение консультаций с руководителями других подразделений предприятия, разработка рекомендаций по организации финансовых и торговых операций.


Финансовое планирование – это процесс определения действий по формированию и использованию финансовых ресурсов, которые обеспечивают взаимосвязь доходов и расходов, на основании взаимной увязки показателей развития предприятия и источниками финансирования.

Цель финансового планирования – обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими финансовыми ресурсами, как по объему, так и по структуре. В ходе достижения этой цели, как правило, выделяются основные задачи финансового планирования:

1) определение доходов и расходов предприятия

2) расчет необходимых финансовых ресурсов, а именно: объема и структуры внутреннего и внешнего финансирования, выявления резервов при определении объемов дополнительного финансирования, расчет потребности в собственных оборотных средствах.

3) Анализ и планирование денежных потоков, как составная часть стратегического, текущего и оперативного планирования.

Стратегические – это планы генерального развития бизнеса и долгосрочного планирование организации, в финансовом аспекте эти планы определяют важнейшие финансовые показатели, пропорции воспроизводства, характеризуют производственные стратегии и возможности инвестирования и накопления. Текущие планы разрабатываются на основе стратегических, путем детализации. Кроме определения объема доходов и расходов на этом этапе планирования производится точная увязка каждого вида вложений и его источника финансирования.

Оперативные планы – это краткосрочные тактические планы, входящие составной частью в годовой или квартальный бюджет предприятия. Бюджет представляет собой количественное выражение плана, характеризующее определенные величины: доходы и расходы на определенное время, а также капитал, который необходимо привлечь для достижения заданной цели. Бюджетный период охватывает краткосрочный аспект планирования, год или квартал, но в тоже время может быть составлен на 5 и на 10 лет.

Роль и место бюджетирования достаточно полно характеризуется ф–циями бюджета:

1) планирование операций, обеспечивающих реализацию целей организации

2) коммуникация и координация различными подразделениями предприятия и видами деятельности.

3) Сотрудничество руководителей всех звеньев деятельности предприятия

4) Контроль текущей деятельности

5) Средства обучение менеджеров, путем детального изучения всех подразделений предприятия и составления бюджетов

Работа по составлению бюджетов включает несколько этапов:

1) подготовка прогноза и бюджета продаж

2) определение ожидаемого объема производства, исчисление затрат, связанного с реализацией производства

3) анализ денежных потоков

4) составление прогнозов по финансовому отчету

Часто используется структура общего бюджета с выделением операционного и финансового бюджета.

Общий бюджет – это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы, объединяющий блоки бюджета и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.

Операционный бюджет – это совокупность доходов и расходов по операциям, осуществляемых в настоящий период для сегмента или отдельной функций организации, осуществляемый для общего бюджета. Цели и заключительным этапом составления операционного бюджета – выступает бюджет по прибылям и убыткам.

В ходе составления операционного бюджета формируются бюджеты различных расходов (закупки сырья и материалов, управленческие расходы и т.д.)

Финансовый бюджет – это план, в котором отражается объем и структура предполагаемых источников и средств, предполагаемого плана их финансирования.