Внебюджетные фонды
2.
Бюджетное устройство – это организация взаимоотношений, звеньев бюджетной системы, определяющий права центральных и местных органов власти по составлению, утверждению и исполнению бюджетов, распределению доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системой.
Бюджетное устройство включает в себя такие понятия, как бюджетная система, бюджетное устройство и бюджетный процесс.
Бюджетная система представляет собой сложный механизм, отражающий особенности той или иной страны, её социально-экономического строя, а также государственного устройства. Эта система формируется на основе всей совокупности социально-экономической, правовых и других особенностей.
В соответствии с бюджетным кодексом РФ – бюджетная система РФ – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и на государственном устройстве РФ, регулирующие экономику.
Принципы:
1) Единство бюджетной системы
2) Единства доходов и расходов
3) Принцип самостоятельности бюджетов
4) Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета и внебюджетных фондов
5) Принцип сбалансированности бюджета
6) Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств
7) Принцип общего или совокупного покрытия расходов
8) Принцип гласности
9) Принцип достоверности бюджета
10) Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств
Бюджетные отношения чрезвычайно разнообразны и сложны, они возникают при распределении и перераспределении доходов и расходов между бюджетами. Распределение прав РФ и её субъектов, административно-территориальных единиц в процессе представления, рассмотрения, утверждения бюджета, а также при составлении и утверждении отчета об их составлении.
Бюджетное право – это основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджета, перечень доходов и расходов, порядок перераспределения их между различными видами бюджетов, права субъектов федерации, административно-территориальные единицы, регламентирующие бюджетный процесс, а также регламентирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения и потребностей общества.
В бюджетном законодательстве закреплена компетенция, это совокупность предметов ведения, прав и обязанностей органов власти. Компетенция – определяется правовыми нормами и законодательно регламентируется. На каждом уровне власти – бюджетная компетенция имеет свои особенности.
Бюджетный процесс – это регламентируемый органами права, деятельность органами государственной власти, органами местного самоуправления и участниками бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов государственных внебюджетных фондов, по утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также контрою над их исполнением.
Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами, соответствующими органами власти.
В бюджетном процессе важное место занимает бюджетное регулирование, т.е. перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней. Участниками бюджетного процесса являются:
- президент РФ
- органы законодательной и исполнительной власти
- субъекты федерации и высшие представители субъектов федерации
- главы местного самоуправления
- финансовые органы
- органы налогообложения
- ораны кредитно-денежного регулирования
- органы муниципального и местного контроля
- государственные и внебюджетные фонды
- главные распорядители и распорядители бюджетных средств
- иные органы, на которые законодательством РФ, субъекты РФ на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия
- бюджетные учреждения, государственные, муниципальные и иные учреждения получатели бюджетных средств
Период от начала планирования и прогнозирования бюджета до его исполнения называется – бюджетным циклом. Бюджетный цикл включает в себя, 5 последовательно-сменяющих друг-друга стадий бюджетного процесса:
1) Планирование и прогнозирование бюджета
2) Составление проекта бюджета
3) Рассмотрение и утверждение бюджета
4) Исполнение бюджета
5) Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета
Работа с новым бюджетом каждый раз начинается заново, т.к. изменяется НД, по разному распределяются государственные средства, в зависимости от задач, решаемых государством в данный период.
Внебюджетные фонды – это формы перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых государственных потребностей, не включаемых в бюджет и расходования их на основе оперативной самостоятельности в соответствии со строгим назначением внебюджетного фонда.
Все многообразие внебюджетных фондов можно классифицировать по различным признакам.
1) в зависимости от принадлежности можно выделить межгосударственные фонды, федеральные, региональные фонды и местные фонды.
2) В зависимости от цели выделяют: экономические, исследовательские, экологические, социальные и военно-политические.
3) В зависимости от положения: специальные фонды, самостоятельные фонды, фонды обладающие самостоятельностью
4) В зависимости от срока действия: постоянные и временные
Впервые внебюджетные фонды начали создаваться в период перехода страны на новые экономические отношения. При создании этих фондов ставилась задача разгрузить бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджетов финансировались с большим напряжением. Материальным источником внебюджетного фонда, как и других звеньев финансовой системы является Национальный доход, поскольку преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода, специальные налоги и сборы, средства из бюджета и т.д.