Бюджетную систему РФ, принципы и основные понятия
Бюджетный механизм
Бюджетный механизм – это составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использованию бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля. Бюджетный механизм используется, для целенаправленного воздействия на экономику через форму организации бюджетных отношений, методы мобилизации бюджетных средств, условий и принципов из расходования, величину бюджетных средств мобилизуемую и используемую государством, его регионального управления и органов самоуправления.
В зависимости от экономического содержания бюджетных отношений, в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:
1. Механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональный и местный бюджеты.
2. Механизм расходования бюджетных средств, путем их предоставления юридическим и физическим лицам.
3. Механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.
В каждом их этих звеньев есть свои элементы, конкретные виды доходов, расходов и бюджетных поступлений. Примером мобилизации денежных средств являются налоговые и неналоговые поступления: НДС, НП, НДФЛ. Что касается предоставления бюджетных средств, то здесь отмечают конкретные виды бюджетных расходов, например: на содержание аппарата управления, различные целевые программы, погашение государственного или муниципального долга. Межбюджетное распределение и перераспределение финансовых ресурсов – определяется формами и видами средств, таких как дотации, трансферты и т.д.
Функционирование звеньев бюджетного механизма осуществляется с помощью методов регулирования, а также способов, условий, определяющих объемы движения бюджетных ресурсов. Способы вычисления бюджетных доходов, взимания платежей, принципы и условия бюджетного финансирования, различного рода санкции – это части бюджетного механизма, определяющие возможности количественного и качественного воздействия бюджета на экономику. При этом количественное влияние характеризуется объемом и пропорциями, мобилизуемых и распределяемых бюджетных средств. В зависимости от того, сколько и где изымается средств в распоряжение государства, куда и в каких объемах направляются бюджетные ассигнования, формируются возможности расширения общественного воспроизводства. Повышение его технической оснащенности, рост квалификации кадров и т.д. Качественное улучшение связано с возможностью влияния через конкретный вид расходов и доходов бюджета на экономический интерес хозяйствующих субъектов. Это влияние способствует образованию видов доходов и расходов бюджета, стимулов развития экономики и повышению её эффективности.
Целенаправленное использование звеньев, элементов, частей бюджетного механизма позволяет ускорять (замедлять) социально-экономические процессы и стимулировать достижение желаемых результатов.
В структуре бюджетного механизма могут выделяться также отдельные блоки. Чтобы условно, функциональными особенностями управления бюджетными отношениями. При функциональном контроле бюджетного механизма в его составе выделяют следующие блоки:
- бюджетного планирования и прогнозирования.
- бюджетного исполнения
- бюджетного контроля.
Каждому из этих блоков свойственны специфические методы, с помощью которых решаются задачи, возникающие на каждой стадии бюджетного процесса. Например, в процессе бюджетного планирования составляются финансовые планы, отражающие мобилизацию и расходование бюджетных средств на уровни федерации, региона муниципальных образований.
Составляемый в форме баланса доходов и расходов федеральный, региональный и местный бюджеты, используются как инструмент бюджетного контроля за общим состоянием экономики в целом, регионов, муниципальных образований. Адрестность бюджетных показателей, отражается через конкретные записи в доходах и расходах в конкретных отраслях экономики и служат с целью организации контроля состоянием дел в структурных подразделения общественного воспроизводства. Через структурные показатели можно проследить за реальными экономическими процессами, расценивая отклонение фактических данных от ранее запланированных в качестве сигнала для принятия оперативных правительственных решений.
Для построения бюджетного механизма существенное влияние оказывает бюджетное устройство страны. Федеративное государство, в зависимости от уровня управления межбюджетными процессами бюджетного механизма выделяют: федеральный, региональные и местные бюджеты.
Содержание частей, блоков бюджетного механизма на каждом из уровней управления характеризуется спецификой обусловленной и предопределенной совокупностью бюджетных прав, закрепленными за федеральными, региональными и муниципальными органами и отраженных в бюджетном законодательстве.
Бюджетный механизм является инструментом осуществления бюджетной политики и в целом государственной политики, регионов и муниципальных образований. С её помощью – муниципальные и региональные органы стремятся обеспечить решение задач, сформулированных по основным направлениям финансовой и бюджетной политики на соответствующий период времени исходя из целей поставленных экономическим и социальным развитием страны.
С изменением поставленной задачи может изменяться бюджетных механизм. Значительные изменения происходят со сменой общественных и экономических формаций, способов хозяйствования. В России переход к рынку сопровождался с перестройкой нового бюджетного механизма, который приобрел качественно новые черты:
1. Прямое бюджетное администрирование хозяйственных процессов, было заменено методами косвенного влияния бюджета на экономику
2. В место налоговых отчислений и изъятий – была введена система налоговых платежей.
3. Существенное развитие получило бюджетное прогнозирование, а бюджетное планирование было нацелено на разработку и реализацию среднесрочных и долгосрочных целевых программ
4. Наряду с объемными показателями, стали использоваться качественные ориентиры, например – социальный норматив
5. Большую адресность получили бюджетные ассигнования.
Таким образов бюджет РФ постепенно превратился в один из главных инструментов государственной финансовой политики.