Философия Просвещения.

Философия Локка.

Почему Джон Локк стал великим философом.

Он первым обнаружил феномен правосознания, т.е. отношение человека к юридическим законам.

Главный вопрос Локка.

Что нужно сделать с человеком, чтобы он не переходи улицу на красный свет, даже если она пуста.

Как Локк отвечает на этот вопрос.

Каждому человеку даны три исконных права от рождения: право на труд, право на собственность, право на независимость.

Эти права взаимосвязаны: труд создаёт собственность, собственность есть основа независимости.

Если человек попытается от этих прав отказаться, то государство должно насильно вернуть их ему.

На языке Локка это значит «каждому своё».

Если человек увидит, что государство стоит на страже его прав, то государственные законы он нарушать не будет.

 

Краткая характеристика эпохи.

Взаимодействуют разбогатевшие торговцы (у нас бы их назвали «новыми русскими»), родовая аристократия и королевская власть.

В чём заключается их взаимодействие.

У одних есть деньги, но нет прав, у других есть права, но нет денег.

Обмен прав на деньги и денег на права осуществляется через королевскую власть.

Основные понятия эпохи: природа и разум.

Природа - есть великое целое, которое состоит из вещей и состояний, наблюдаемых нами во Вселенной. (Гольбах)

Это определение чётко распадается на три части.

Великое целое, которое состоит из вещей и состояний

Вещи и состояния, которые содержат в себе целое.

Разум наблюдателя, который смотрит за целым, воспринимая его через вещи и состояния.

Что такое разум.

Это умение видеть целое в вещах и действовать в соответствии с ним.

К сожалению, разум затемнён предрассудками, его надо очистить с помощью просвещения, и тогда мы получим общество свободных, умных, равных людей.

 

 

Немецкая классическая философия.

 

Представители немецкой классики:

Иммануил Кант

Иоганн Фихте

Фридрих Шеллинг

Георг Гегель

Людвиг Фейербах

Что их объединяет.

Все они вышли из философии французского просвещения.

Все они решают проблему свободы.

Чего хотели французы и что они получили?

Они мечтали об обществе свободных, умных и равных людей, а получили революцию, террор и Наполеона.

Немцы идеал принимают, но террора не хотят. Поэтому они ищут ошибку.

В чём, по их мнению, ошибка французов.

Нельзя ставить основание свободы вне человека. Его нужно искать внутри него.

Пример: творчество немецких романтиков.

Основные вопросы философии Канта.

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеяться?

Что такое человек?

Что такое человек.

В каждом из нас живут два «Я».

Одно «Я» - это общечеловеческая сущность. Но мы о ней ничего не знаем, и она называется «вещь в себе».

Второе «Я» - это то, как мы понимаем наше первое «Я». Оно называется «вещь для нас».

Чего не любит наша «вещь в себе».

Она не любит, когда ты пытаешься понять смысл её требований. Ей надо, чтобы ты подчинялся не рассуждая.

Она не любит, когда ты ищешь себе оправдание.

При попытке познать «вещь в себе» она выставит перед тобой четыре неразрешимых противоречия-антиномии.

Всякая сложная субстанция состоит из простых вещей.

Ни одна сложная субстанция не состоит из простых вещей.

Всякая вещь имеет начало во времени и ограничена в пространстве.

Ни одна вещь не имеет начала во времени и не ограничена в пространстве.

Есть причина, значит, нет свободы.

Нет причины, человек свободен.

Бог есть.

Бога нет.

Что я должен делать? (категорический императив)

Всегда поступай так, чтобы максима твоего поведения могла стать принципом всеобщего законодательства.

Как это понимать.

Если ты выполнил требования «вещи в себе», потому что тебе не трудно или приятно, то твоей заслуги в этом нет. Ты должен сделать это через «не могу».

Почему вопрос о награде у Канта идёт после вопроса о действии.

Он не верит в доблесть поступка, сделанного с расчётом на награду.

Ты должен сделать это, потому что иначе не можешь.

Почему вопрос о границах познания у Канта идёт первым.

Решение на действие ты должен принять сам.

Кант хочет посмотреть, можно ли полагаться на разум. Нельзя, потому что разум запутается в антиномиях. Решение на действие даёт «вещь в себе». А разум пусть ищет средства реализации.

А причём здесь свобода.

Воля «вещи в себе» есть отражение твоей сущности, которая объединяет тебя с другими людьми. Подчинение сущности есть свобода.